search
main
0

Тренд на положительный образ

Профилактика: эпизод или система?

Из многочисленных встреч с педагогами удалось сделать вывод о том, что единого мнения, с какого возраста лучше начинать профилактику, пока нет! Варианты полученных ответов на вопрос о возрастных критериях: «12-14 лет», «старшие классы», «18 плюс-минус год».

Между тем возраст приобщения к никотиносодержащей продукции в нашей стране по ряду регионов заметно снизился и составляет 6-9 лет, а регулярные сообщения СМИ об отравлениях алкоголем и передозировках наркотических веществ в среде несовершеннолетних не оставляют сомнений в том, что работа по предупреждению зависимостей должна начинаться как можно раньше. С этим согласны и специалисты. Чтобы убедиться в этом, достаточно бегло взглянуть на страницы «Национального руководства по профилактике наркологических расстройств» – издания, изучением которого стоит озаботиться всем специалистам системы образования. Здесь вспоминается перевод классика: «Суха теория, мой друг, но древо жизни зеленеет!» – и да, опыт подобной работы уже есть, как и разрешение на проведение данных мероприятий среди детей шестилетнего возраста.

Основной задачей профилактических интервенций на данном этапе является донесение до детей в игровой форме и с применением специально разработанных мультипликационных фильмов понимания опасности зависимого поведения и деструктивного поведения старших. Это в некотором роде информационная прививка, дающая детям возможность формирования критического мышления при восприятии тех негативных поведенческих стереотипов, которыми с ними щедро делится общество, программируя детей на аддиктивные формы поведения через импринтинг, то есть запечатление деструктивного поведения взрослых.

Примерами такого поведения дети активно делятся с ведущими профилактических занятий, и основной этической проблемой для выступающего чаще всего является потребность наделить детей необходимыми предохраняющими знаниями, одновременно не повредив авторитету родителей. Важно понимать: это не эксперимент, а уже работающая эффективная профилактическая программа, разработанная при участии лучших научных кадров нашей страны, которая уже успешно применяется в учебно-образовательных учреждениях. Следующим тревожным моментом в области профилактики аддикций (нанесение себе повреждений) стоит назвать кадровый голод. Сегодня наркологических превентологов, психологов, специализирующихся на профилактике зависимостей, катастрофически не хватает!

В сложившейся ситуации определенным выходом является обучение преподавательского состава проведению профилактических занятий и создание добровольческих детских и молодежных команд, проводящих профилактические занятия по принципу «равный – равному». Например, в рамках Международного конкурса «Доброволец-ПРО» детские команды проводят профилактические мероприятия, проходят обучающие профилактические семинары и для педагогов.

Важнейшим моментом является системность проведения профилактических занятий. Уже есть примеры, подтверждающие необходимость регулярных занятий по профилактике зависимостей, где психологи-превентологи проводят еженедельные уроки, выступают на родительских собраниях и тесно взаимодействуют с преподавательским коллективом школы, специалистами наркологии и системы ПДН. Директор одной из школ говорит:

– Подобная профилактическая работа в том или ином виде проводилась в нашей школе постоянно, но начинали мы ее с 6-7‑го класса. И нами было замечено, что гораздо эффективнее начинать профилактическую работу как можно раньше, буквально с 1‑го класса. В этом случае дети подходят к возрасту средней школы с уже сформировавшейся моделью поведения, исключающей потребление психоактивных веществ. И нам не приходится впоследствии искоренять их негативные привычки.

Профилактические мероприятия должны проводиться, если мы хотим изменить положение дел к лучшему. И необходимо помнить о конгруэнтности ведущего профилактики, то есть его соответствии выбранному образу! Ведь зачастую самые лучшие профилактические продукты демонстрируют резкое снижение КПД в том случае, когда человек, взявший на себя благородную миссию сохранения будущего детей, воспитания и образования, не в состоянии продемонстрировать собственный позитивный опыт как пример трезвого, здорового, не отягощенного зависимостями поведения. Учитель – модельная профессия! И наше общее дело – донести до детей жизненно важную для них профилактическую информацию наиболее качественным и эффективным образом.

Олег МОИСЕЕВ, Анатолий ГУРИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте