Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Практикум

Тренажеры по чтению, чистописанию и русскому языку

Учительская газета, №17 от 28 апреля 2020. Читать номер
Автор:

Универсальные инструменты для отработки навыков чтения и письма, адаптированные ко всем действующим учебникам

…Помню, как одно из родительских собраний я начала с провокационного вопроса: «Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным?» К моей большой радости, подавляющее большинство внимательных, заботливых и ответственных родителей не задумываясь ответили: «Все главные!» Конечно, они были правы, но не совсем… Несомненно, математика развивает ум, логику, мышление, задача русского языка – научить ребенка правильно и умело пользоваться речью, на уроках окружающего мира дети осознают себя частью огромного и удивительно разнообразного мира природы. А теперь задам дополнительный, он же риторический вопрос: может ли рассчитывать на большие успехи в обучении тот, кто не научился бегло читать в начальной школе?..

Итак, науки всякие нужны, науки всякие важны! Но именно чтение является главным инструментом, необходимым для приобретения новых знаний, средством для дальнейшего обучения. Вот почему так важно с самого начала раскрыть ребенку загадки, тайны, возможности языка, привить интерес к родной речи, сформировать чувство слова. Перед учителем стоит сложная задача – сначала научить детей правильно и выразительно читать, осознавать прочитанное, затем воспитать развитого, вдумчивого читателя. Здесь у каждого педагога есть свои методы, секреты и находки. Как сделать, чтобы урок обучения грамоте не превращался в скучное, монотонное перечитывание слогов, слов, предложений? Как не только не заглушить желание читать, а пробудить желание познавать новое? Ответ только один – учителю следует использовать на уроке все разнообразие методов и приемов из своей творческой лаборатории, но непременно с опорой на качественные методические материалы.

Неоценимую помощь в выполнении таких задач оказывают учебные пособия издательства «Экзамен», которые подходят ко всем действующим учебникам для первого класса: «Тренажер по чтению» и «Тренажер по чтению. Послебукварный период» А.Р.Турусовой, «Тренажер по чистописанию» М.А.Козловой, «Тренажер по русскому языку» Е.М.Тихомировой. Сборники полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Задания, в которых авторы используют разнообразные методические приемы и элементы игры, позволят первоклассникам усвоить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение, а затем перейти к осознанному составлению связных высказываний – повествованию, описанию, рассуждению.

Тренажеры букварного и послебукварного периода А.Р.Ту­ру­со­вой помогают учителю приучать детей быть внимательными, наблюдательными, тренировать память, мышление, воображение, делают уроки нескучными и эмоционально насыщенными.
Структура тренажера букварного периода построена с учетом частотности букв русского языка: учащийся знакомится сначала с наиболее часто употребляемыми буквами (звуками): а, и, у, ы. Затем следуют менее употребительные: н, с, к, т и др. И, наконец, группа малоупотребительных: э, ь, ъ, я и др. С помощью разнообразных упражнений и увлекательных заданий, содержащихся в тренажере, учитель в доступной форме объяснит детям тему гласных и согласных звуков, наглядно продемонстрирует принципы формирования слогов.

Дети лучше всего воспринимают и запоминают информацию, которая рождает в их сознании образы. Им легко представить, что при произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог. Так, работая с тренажером, учитель подводит школьников к осознанию слого­образующей роли гласного звука: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. И уже на первых порах дети узнают, что слог – часть слова.

Во вводной части сборника автор акцентирует внимание учителя на наиболее сложных для понимания детьми моментах и дает краткие, но емкие и очень важные советы. Например, для наиболее эффективной выработки навыка чтения рекомендует вводить сначала слоги, состоящие из одного гласного звука: а-у, у-а; затем слоги, образующие слияние согласного с гласным: ма-ма, па-па. После этого задача усложняется – дети соединяют в слоги гласный с согласным: ум, ил и различные их варианты с примыканием буквы согласного звука: акр, акт. Каждая новая буква сопровождается иллюстрацией – графическим изображением, которое ребенок по желанию может закрасить.

Особое внимание при чтении слогов и слов уделено знакам, способствующим лучшему усвоению учебного материала. Так, например, деление слова на слоги обозначается знаком «тире» (-); знаком «нижнее подчеркивание» (_) – слог, состоящий из одного гласного звука; нижним знаком «точка» (.) указывается на закрытые слоги, а нижней дугой () – на открытые.

Не осталась без внимания и отработка умения правильно ставить ударение в словах, необходимое как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников. Учителя и родители, работающие с тренажерами, с успехом смогут сформировать у ребенка правильный звуковой образ слова.

Автоматизация и совершенствование навыка чтения целых слов происходит постепенно – от простого к сложному. Сначала для чтения предлагаются слова, состоящие из небольшого количества простых слогов без стечения согласных, типа дом, зуб, лапа. Затем вводятся слова, состоящие из прямых и обратных слогов: агат, аист, мост, лимон, карман, кукушка и т. п. В дальнейшем в работу включаются слова сложной структуры, такие как агроном, ровесница, тракторист, воскресенье.

От учителя требуется большое терпение и много труда, чтобы заложить в детях устойчивые основы для развития навыков чтения и письма, и тренажеры – отличный помощник в этой работе. Однако упражнений, которые предложены в тренажере, явно недостаточно для закрепления слогового метода. В связи с этим большое значение будет иметь дополнительная работа со слоговой таблицей, которая дана в финальном разделе пособия.

В послебукварный период большой поддержкой для ребенка могут стать такие учебные пособия, которые являются эмоциональным и лексическим продолжением его букваря и могут служить адаптивным мостиком между ним и огромным миром книг, которые он когда-нибудь прочтет. По этому мостику должно быть легко и радостно бежать… А главное – интересно.
Работая с пособием «Тренажер по чтению. Послебукварный период», ребенок одновременно совершенствуется в навыках чтения, развивает речь и воображение, учится слушать, понимать, рассуждать. А алфавитный порядок значительно облегчает поиск нужной буквы для отработки чтения и способствует постоянному повторению алфавита. Каждое занятие состоит из пяти разноуровневых заданий по принципу «от простого чтения к сложному чтению».

1. Произнеси громко.
Артикуляционная гимнастика проводится на каждом уроке чтения и кроме упражнений, подготавливающих органы артикуляционного аппарата к правильному произнесению определенного звука, обязательно включает чистоговорку.

2. Вспомни имена и названия городов на букву…
Это задание учит маленьких учеников быть внимательными, наблюдательными, обогащает, активизирует словарь детей, тренирует память.

3. Прочитай скороговорки.
Чтение скороговорок и их заучивание формируют красивую, ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая». Это задание закрепляет связи «звук – буква», «сочетание звуков – слово», улучшает дикцию ребенка.

4. Прочитай слова, раздели на слоги, поставь ударение. Составь устно с этими словами предложения или рассказ.
Учитель напоминает, как выделить звук, слог, слово силой голоса (повышением тона), чтобы поставить ударение. Систематическое выполнение задания составить устно предложение или небольшой рассказ с данными словами поможет в развитии воображения, формировании правильной, красивой речи, а в будущем – правильному написанию изложений и сочинений.

5. Прочитай, озаглавь, перескажи.

Это задание спо­собствует фор­мированию на­вы­ков беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения и развития речи. Развивает умение понимать содержание прочитанного, помогает установить связь между содержанием текста и его названием.
Таким образом, культура чтения формируется постепенно, последовательно проходя ряд этапов. На каждом этапе осуществляется тренировка отдельных умений, которые в дальнейшем при многократном повторении и приводят к автоматизации навыка.
Работая с тренажером, ребята легко и быстро запоминают правильное написание некоторых словарных слов русского языка, учатся замечать места, где может «спрятаться» ошибка.

Эти знания помогут школьникам успешно перейти к этапу оттачивания каллиграфического мастерства с помощью тренажера по чистописанию М.А.Козловой. По тому же принципу «от простого к сложному» здесь происходит развитие мелкой моторики ребенка, в его сознании прочно закрепляется связь между произнесенными словами и их графическим изображением, воспитывается грамматическая и орфографическая зоркость, формируется вкус к печатному слову, интерес к чтению как источнику знаний.

Тренажер по русскому языку Е.М.Ти­хо­ми­ро­вой представляет собой качественный контент, используя который усердный первоклассник достигнет больших успехов в освоении правил правописания русского языка. Материал систематизирован в соответствии с темами школьного курса, а неформальный подход к тренировочным заданиям делает процесс обучения увлекательным и интересным. В пособии есть и любимые детьми ребусы, а есть и помеченные звездочкой задания повышенной сложности. Это позволяет учителю использовать дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовки.

Все тренажеры универсальные: ребенок одновременно совершенствуется в навыках чтения, развивает речь и воображение, учится слушать, понимать, рассуждать, понимать связь между устной речью и графическим буквенным изображением, оценивать значение слова и смысл текста, работать самостоятельно. Все это способствует выработке первоначальных навыков учебной коммуникации.

Таким образом, тренажеры издательства «Экзамен» успешно решают задачи для начальной школы с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Для учителя это прекрасный систематизированный проверочный материал, для родителей – эффективный инструмент, позволяющий определить качество усвоения их ребенком учебного курса и при необходимости организовать дополнительное домашнее занятие, а для первоклассника – дружелюбный помощник в освоении необходимых знаний.

Адиля АЛИЕВА, учитель начальной школы, заслуженный учитель Республики Дагестан, лауреат Всероссийского конкурса
«Учитель года России»-2016


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt