Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Трехслойная скань,. или «Ювелирка» как смысл жизни

Учительская газета, №02 от 12 января 2016. Читать номер
Автор:

Наверное, нет в мире женщины, которая не любила бы ювелирные украшения. Даже если она их не носит, это не значит, что она ими не любуется. Невозможно не любоваться прекрасным, добрым волшебством, которое создается не столько руками, сколько сердцем.

А между прочим, есть в Москве место, где воспитывают таких мастеров. В декабре на первом национальном всероссийском конкурсе профессионального мастерства инвалидов «Абилимпикс» в компетенции «ювелирное дело» победил и получил право участвовать в Международном чемпионате студент московского политехнического колледжа №13 Саша Зубкович.- Наше учебное заведение носит имя замечательного ювелира Павла Акимовича Овчинникова, – начинает рассказ о своем любимом детище директор Николай Селенков. – Немного странно, правда? При чем здесь знаменитый ювелир?А дело вот в чем: руководить колледжем Николай Борисович начал 15 лет назад. И уже через год открыл ювелирное отделение. Почему? Да просто потому, что «ювелирка», как говорят профессионалы, была его… тайным увлечением. Он никому об этом не рассказывал, но любил всем сердцем. Мастерил и кольца, и серьги, и колье. И каким же счастливым он почувствовал себя, когда открыл это отделение! Когда понял, что не ошибся, что ребята с радостью идут туда учиться. Селенков знал, что в столице около 80 государственных и частных предприятий нуждаются в хорошо подготовленных ювелирах, имеющих профессиональную теоретическую и практическую базу. В колледже появилось три группы здоровых ребят – будущих ювелиров, и две создали специально для детей, страдающих проблемами со слухом: слабослышащих и глухих. Всего набрали 75 человек. Назначением профессии уже тогда стало «изготовление ювелирных и художественных изделий разной степени сложности из цветных и драгоценных металлов различного назначения и области применения». Студентам давали знания по рисунку и живописи, графике и скульптуре, по использованию традиционных и современных приемов и техники во всех видах ювелирного искусства. Ребята с огромным интересом изучали виды и основные стилевые особенности декоративно-прикладного искусства, народные художественные промыслы России. Они постигали основы проектирования, правила композиционного построения и чтения чертежей изделий. Практически овладевали специальными инструментами и приспособлениями. Сегодня они имеют знания и практические навыки еще и по особенностям литейного, филигранного, чеканного, эмальерного (от слова «эмаль»), камнерезного дела, гравировки изделий из кости.- Приятно вспомнить, у меня не было особых трудностей с набором таких ребят, хотя никакой программы по инклюзивному образованию тогда не существовало, – продолжает свой рассказ директор Селенков. – Помогли мои связи с несколькими интернатами для детей-инвалидов. Правда, поначалу почти все они вместе с родителями боялись выбрать именно эту специализацию. Слесарем, как они считали, глухой быть может, а ювелиром – нет. Я убеждал, что ювелирное дело – то же, что и слесарное, только значительно тоньше. Тут нужны руки ремесленника и сердце художника. А еще безусловное умение трудиться – кропотливо, вдумчиво, чрезвычайно сосредоточенно. Ну и кто, как не глухой человек, способен на такое?Помню также, многие боялись выбрать профессию, потому что рисовать не умели. Но сегодня это умение совсем не обязательно: такую функцию с успехом выполняет компьютер. И если ребенок его знает, то и талантливым ювелиром стать сможет вполне! Компьютер нарисует, например, любое кольцо. Можно заложить программу в станок, и через 20-25 часов из воска он «вырастит» эту модель. Подчеркиваю, восковую модель. Затем ее можно тиражировать в металле хоть сотнями тысяч. Если делать модель вручную, на нее уйдет месяца два. И, воплощенная в драгоценном металле, стоить она будет гораздо дороже. Ведь это уже произведение мастера, профессионала, художника!Оказывается, специальные знания компьютерных программ колледж дает своим студентам в курсе дополнительного образования. В него входит все, что не предусмотрено стандартом. Невозможно предусмотреть в обязательной программе то, что неожиданно станет очень необходимым завтра. А дополнительное образование можно варьировать исходя из веления времени. Вот почему система допобразования в колледже охватывает всех ребят. Они это понимают. Знают, что время постоянно меняет задачи. Хочешь быть успешным – учись не только по учебникам. Не так давно будущим выпускникам «ювелирки» предложили посмотреть, как на предприятии изготавливают ордена, медали и значки. Как ни странно, в Москве нет учреждения, которое готовит эмальеров. Ребята из колледжа, будущие специалисты по горячей эмали, съездили на производство. И (кто бы сомневался!) понравились опытным коллегам. Ну что тут говорить: проблемы с местом работы у ювелиров не будет никогда.Обжигать эмаль невероятно трудно, чтобы она не растеклась при температуре 800 градусов. И терпение, и мастерство здесь требуются отменные. Преподаватели возродили даже давным-давно забытую оконную эмаль. Раньше ее делал Павел Овчинников. Было это чуть ли не два века назад. Потом про нее благополучно забыли. Колледж вернул профессию эмальера к жизни. И это, безусловно, дорогого стоит! Эмаль, если так можно сказать, продукт долговечный, однако время бывает неумолимо, появляются трещины и сколы. Восстановление ее – процесс не менее трудный, нежели рождение. В колледже учат и этому. Учат понимать технологию двухсотлетней давности и применять сегодняшнюю.Это наша гордость! И не только наша. Гордятся тем, что мы сохраняем традиции, и наши друзья. Недаром же Гильдия ювелиров России подарила для инвалидов колледжа прекрасный компьютерный класс. Мало того, она учредила повышенную стипендию для одного слабослышащего и одного здорового студента, успешно осваивающих ювелирное дело.Селенков приглашает меня на экскурсию по отделению. На стенах в коридорах всех трех этажей колледжа разместилась выставка живописных работ. Художники-ювелиры должны выставляться, таков признак активной профессиональной жизни. Мы спускаемся в подвальное помещение. Это особый центр отделения. Именно здесь создаются и хранятся модели и сами изделия. Здесь хранилище проб и ошибок начинающих. Но здесь же и прекрасные дипломные работы выпускников. Я вижу многочисленные поделки из бронзы. Вот, например, забавная, хитренькая обезьянка – символ 2016 года. А вот солидная фигура Правосудия с весами. Вот каффы – роскошные ювелирные украшения для ушей. Они приобрели сегодня огромную популярность. А вот это большая серьезная работа – резьба по дереву. Иллюстрация картины Леонардо да Винчи «Рождение Иисуса».Мы проходим дальше и попадаем в экспериментальную лабораторию. Это уже не учебное помещение, а настоящая производственная мастерская. Здесь нет тишины, слышны звуки работающих станков и инструментов. Приходится даже кричать, чтобы услышал собеседник. Студенты проходят в этих мастерских свою первую производственную практику.Знакомлюсь с Александром Зубковичем. Саша тотально глухой, и разговариваем мы через сурдопереводчика. Он учится на третьем курсе. Колледж выбрал по совету старшего брата, который тоже учился здесь. На конкурсе Саша изготовил ювелирную булавку – эмблему «Абилимпикс». Я спрашиваю у Саши, кем он себя считает – ремесленником или художником. «Ну разумеется, ремесленником», – не задумываясь, отвечает он. И я понимаю, что писать это слово я должна вообще-то с большой буквы. Поскольку умный, профессионально грамотный ремесленник сродни большому художнику.Мы поднимаемся на третий этаж. В наш разговор вступает заместитель директора Ольга Самохвалова:- Производственные мастерские созданы по принципу небольшого ювелирного завода. Условия максимально приближены к реалиям настоящего предприятия. Но мне хочется еще раз подчеркнуть, что колледж носит имя Павла Овчинникова, поставщика императорского двора, и мы с огромным уважением относимся к традициям.Я рассматриваю изделия дипломников. И у меня ликует душа, настолько они интересны. Браслет. Трехслойная скань. Оказывается, они бывают разные. Изготовлять изделия однослойной, плоской скани не составляет особого труда. А вот четырехслойная – это вершина мастерства! Владеют ею все мастера производственного обучения колледжа. Скань – их конек. Свой опыт и знания они щедро передают студентам. И это тоже чрезвычайно дорогого стоит, поскольку очень многие ювелиры сегодня не хотят раскрывать тайны мастерства, секреты технологии. Тайна – деньги. Вот часы в стиле Овчинникова. Выпиловка по металлу. Очень сложный металл нейзильбер. Однажды пришел в колледж президент крупной ювелирной компании. Увидел эти работы, достал визитки и в восхищении воскликнул: «Беру ребят на работу!»Вот так колледж воспитывает современных ювелиров. Воспитывает, а не просто учит. Ибо хорошего ювелира можно только вырастить. Как растение в саду – терпеливо и с любовью.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту