search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного Педагоги Кубани стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель 20.23» Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Минпросвещения рассказали о самых популярных вопросах, поступающих от граждан Все работы хороши, но эти лучше: в какой сфере молодежь может добиться больших успехов Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов Программу психологической поддержки школьников возобновят в новом учебном году Институт педагогики СПбГУ отметил пятилетний юбилей
0

Требуются шефы. Взаимоотчуждение школы, семьи и общества преодолимо

Образование всегда было государственно-общественным делом, а школа тем или иным образом выполняла функцию организатора и лидера в сотрудничестве с семьей и обществом по вопросам образования и образовательной политики. Взаимоотчуждение между школой, с одной стороны, семьей и обществом – с другой, имело место всегда, но сегодня разобщение перешло в состояние кризиса.

Кризис необходимо преодолеть. Для этого нужна переговорная площадка, на которой будут регулярно встречаться представители сторон и решать социально значимые проблемы, разрабатывать стратегию развития школы и системы образования в целом. Другими словами, необходимо дать ход для широкой деятельности школьных управляющих советов.

Только так школа обретет способность гораздо глубже и активнее влиять на социальное развитие общества. И только тогда общество перестанет кивать на школу, обвиняя в многочисленных недоработках и несостоятельности.

В Кабардино-Балкарской Республике проведена большая и содержательная работа по развитию механизмов общественного участия в сфере образования. Вопросов в процессе становления государственно-общественного управления возникало немало:

– Разве недостаточно в школах советов, разных и хороших?

– К чему может привести ситуация распределения полномочий между директором и управляющим советом?

– Готов ли директор поделиться полномочиями с управляющим советом?

– Готова ли общественность получить властные полномочия по управлению школой?

– Не станет ли управляющий совет очередным «карманным» органом самоуправления?

Сейчас, когда управляющие советы уже созданы в школах и состоялись первые их заседания, проведен первичный социологический анализ практики вовлечения общественности в вопросы управления школой. Он выявил наиболее актуальные проблемы, на решение которых следует направить совместные усилия всех участников управления системой образования. В их числе отсутствие точного понимания сущности государственно-общественного управления образованием как со стороны работников системы образования, так и со стороны общественности. Педагоги и управленцы от образования недостаточно заинтересованы в изменениях, а часто просто не знают, какие перемены необходимы. Общественные структуры не имеют достаточных полномочий для реального принятия значимых решений, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную практику. Остается невысоким уровень механизмов, обеспечивающих развитие социального партнерства. И наконец, пока не существует практического общественного контроля качества образовательных услуг, недостаточно открыта информация о деятельности образовательных учреждений.

Перечисленные проблемные зоны становления государственно-общественного участия при отсутствии дальнейшей проработки могут стать серьезным препятствием для развития плодотворного диалога между заинтересованными сторонами.

Необходимо, чтобы общество принимало адекватное участие в управлении школой. Должен быть воссоздан общественный институт шефства над образовательными учреждениями с обязательным представительством в школьных управляющих советах. Пусть шефы отчитываются на общественных советах различных уровней об участии в управляющем совете конкретной школы. Возможно, будет разработана программа поддержки общественного участия бизнес-структур в управлении школой. Здесь пригодится опыт Кабардино-Балкарского института бизнеса. Ректор КБИБа Феликс Хараев всегда чутко относится к вопросам образования и выносит их на общественное обсуждение. Так, например, в 2007 году совместно с Минобрнауки КБР и Ассоциацией инновационных школ республики на базе Института бизнеса был проведен «круглый стол» на тему «Гражданский заказ системе образования и участие общественности в управлении школой». И сейчас остаются актуальными рекомендации этого форума: формирование института общественных управляющих, формирующих социальный заказ в образовании; подготовка консультантов по общественному управлению школой; организация серии обучающих семинаров по государственно-общественному управлению для руководителей образовательных учреждений и гражданских институтов. Полагаю также, что одной из основных задач общественных организаций должна стать проектная деятельность по вовлечению родительской и ученической общественности в социально значимые виды деятельности, разумеется, не митинги и политические акции. Вероятно, должен существовать некий рейтинг по определению коэффициента полезного действия многочисленных общественных организаций, в котором конструктивное социальное партнерство, в частности со школой, было бы главным критерием.

Римма НАГОЕВА, директор средней школы №4, Нальчик

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте