В течение двух последних лет около трех с половиной тысяч россиян приняли участие во всевозможных российско-американских программах профессионального и образовательного обмена. 1 марта заканчивается срок подачи заявок на участие в проекте «Учителя учителям» для преподавателей английского языка, истории и социально-политических дисциплин. Весной будущего года победители конкурса отправятся в США на пятинедельную стажировку.
Программа «Учителя учителям» состоит из двух «глав». Первая посвящена трехнедельной осенней стажировке преподавателей математики, информатики и предметов естественно-научного цикла. Причем знание английского языка значения не имеет. Но тут есть «географические» ограничения: в конкурсе (прием заявок, к сожалению, уже завершен) могли принять участие только учителя Красноярского края, Томской и Новосибирской областей. Вторая часть программы, рассчитанная на «англичан» и историков, предназначена для учителей со всей России, но без знания языка тут не обойтись.
По словам только что побывавшего в Москве заместителя помощника государственного секретаря США Томаса Фэрэла, отвечающего за программы образовательных обменов, проект «Учителя учителям» – детище долгих переговоров между министром образования и науки России Андреем Фурсенко и заместителем госсекретаря США Патрицией Хэррисон.
– Нам кажется, что программа «Учителя учителям» охватывает самые важные предметы в цикле современной средней школы, – говорит Томас Фэрэл. – Это те науки, которые делают молодых людей и всю нацию в целом конкурентоспособными на мировом рынке. Предметы, которые превратят молодого человека в грамотного специалиста и настоящего гражданина.
Учителей ждут семинары, тренинги, открытые уроки, встречи и дискуссии с американскими специалистами, курс по информационным технологиям. Но стажировка – не финал программы, а лишь ее начало: нам очень важно, чтобы, вернувшись в Россию, наши гости стали «тренерами» своих коллег.
– Есть ли разница между русским и американским педагогическим стилем?
– У российских учителей много проблем, но несмотря на это уровень образования достаточно высок по всей России. Не важно, где ты заканчивал школу, во Владивостоке или Екатеринбурге, основные знания в любом случае будут при тебе. В США, в отличие от России, качество неравномерно.
А педагогический стиль, конечно же, разный. Мы учим, как добывать информацию самостоятельно. Вы в большинстве своем сами несете детям знания. Что лучше, что хуже – не мне судить. Я, например, выпускник еще той старой школы, когда учителя дарили нам свои знания. А вот мой сын учился уже в совсем другое время, его учили добывать информацию. Разница между нами в том, что он более глубоко знает какие-то определенные, узкие вопросы. Я же образован куда более широко, но, увы, без той глубины и серьезности, что есть у сына.
– Были ли случаи, чтобы русским учителям предлагали остаться работать в американской школе?
– Если честно, то в рамках наших программ я о таком не слышал. Американцы вообще очень гостеприимны. Когда я приезжаю в школу, где стажируется иностранец, то весь преподавательский состав кричит в один голос: о, пусть он останется с нами, он нужен нам, он блестящий специалист. А я всегда отвечаю: нет, он не останется. Этот талантливый человек должен вернуться домой, чтобы поделиться тем, что узнал в Америке.
– Критерии отбора учителей для участия в стажировках подробно описаны в документах. Но все же есть ли секреты, которые помогут одному учителю стать лучшим среди равных?
– Нам важно, чтобы претендент на победу написал, что он ищет в американской культуре, что его интересует в нашем народе. И в то же время, что положительное и полезное привезет он нам из России. Ведь для многих американцев эта программа – единственный шанс повстречаться с русским человеком. И тот, кто сможет рассказать нам, что Россия – это не только космонавты, балет, нефть и хоккей, но еще и простая жизнь простых людей с ее традиционными мелочами и деталями, тот, кто сможет хоть на какое-то время представить себя настоящим послом, – тот и победит.
Комментарии