search
main
0

Требуется квалифицированный читатель. Педагоги поделились опытом подготовки к итоговому сочинению

В рамках Всероссийского фестиваля «Русистика: история и современность» в Астрахани прошел круглый стол «Система подготовки к сочинению по литературе в 11-х классах в рамках государственной итоговой аттестации». Как подготовить нечитающих детей? Как это сделать при ничтожно малом количестве часов?

Круглый стол объединил педагогов школ Астрахани, Астраханской области, Элисты, Иванова, Волгограда. Модератором выступила кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Астраханского государственного университета Татьяна Громова.Педагоги говорили о тех проблемах, с которыми они столкнулись в этом году при подготовке к выпускному сочинению. Валентина Второва, средняя школа №10 Наримановского района Астраханской области: «Сочинение всегда было универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объема на основе художественного произведения».Ирина Зинова, лицей №5 им. Ю.А.Гагарина, город Волгоград: «Сочинение должно быть! Должна быть разработана интересная для подростков система адекватного поощрения. Мы должны постараться донести до своих учеников мысль о том, что сочинение – это лицо выпускника, его умение мыслить, творить».Делились педагоги и  проблемами, которые возникли  при подготовке выпускников к  итоговому сочинению.Любовь Нимеева, Элистинский лицей, Республика Калмыкия: «Возвращение сочинения в школу вызывает двойственное ощущение: с одной стороны, сочинение – это серьезная мотивация для изучения литературы в школе, адекватная форма, позволяющая развивать творческие способности, мыслительную деятельность. С другой – введение сочинения  тревожит нас по следующим причинам: крайне низкий уровень читательской компетенции, боязнь массового списывания ввиду современных  технических возможностей, накопившиеся методические проблемы.К методическим проблемам педагоги относят отсутствие обязательного минимума текстов художественных произведений, невозможность за 2-3 часа в неделю с учетом программы по литературе в 10-11-х классах подготовить выпускника к написанию достойной выпускной работы, низкий уровень преподавания литературы в школе.Введение сочинения ставит учителя перед проблемой: как добиться того, чтобы ученики не списывали чужие мысли, а умели доказывать собственную точку зрения?» Однако педагоги предлагали и  пути решения указанных проблем, раскрывали методические приемы, по их мнению, способствующие успешной работе над сочинением.Марина Брякунова, средняя школа №33 Астрахани: «Вначале  учитель предлагает  поделиться своими впечатлениями от произведения. Дискуссия может протекать  в свободной форме,  а  может быть направляема учителем.Так как мы готовим учеников к письменной работе, то понятно, что задание к следующему уроку должно быть письменным. Лучше предлагать задания для группы учащихся: одна группа выделяет вопросы, которые остались без  внимания  или ответа на уроке, письменно отвечая на них, вторая группа пишет фрагмент рецензии об истории создания произведения; третья группа исходит из определения жанра произведения и т. д.Поработав над отдельными фрагментами из домашних сочинений-рецензий, можно построить урок как обсуждение рецензии-образца. Работа может быть организована  вокруг следующих вопросов (взяты из книги Т.А.Калгановой «Сочинения различных жанров в старших классах»):- К какому условному виду можно отнести эту рецензию?- Какую оценку дает автор рецензии рассказу?- Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?- Какие проблемы поднимает в связи с прочтением художественного произведения?- Какие приемы анализа текста использованы в рецензии?- Как рассказывает о своих впечатлениях?- Какова основная мысль рецензии?Е.Романичева  в  своей статье «Рецензия? Рецензия… Рецензия!» предлагает в более сильных классах использовать «анкету жанра», которая предлагается в книге О.М. Казарцевой и О.В.Вишняковой «Письменная речь»: коммуникативная цель; концепция адресата; содержание; язык».Людмила Куранова, гимназия №2 Астрахани, поделилась таким опытом: «В 2014-2015 учебном году понадобилась интенсивная методика подготовки одиннадцатиклассников к итоговому сочинению за 2-3 месяца. Процесс подготовки был поделен на четыре этапа: 1-й – этап ориентирования, 2-й – этап планирования, 3-й – этап исполнения и 4-й – этап контроля.На этапе ориентирования нужно было помочь старшеклассникам уяснить, что собой представляет итоговое сочинение, обсудить пять тематических направлений, порекомендовать свой список высокохудожественных произведений по всем направлениям, помочь учащимся составить собственный список. Ученики были нацелены на два направления работы: первое – читать (реже изучать) произведения из составленного списка; второе – повторять литературоведческий материал, необходимый для раскрытия каждого из пяти направлений. При этом использовались различные приемы: выборочное чтение в классе, опорные записи, комментарии к эпизодам, использование интернет-ресурсов и т. д. Повторение ранее изученных художественных текстов проводилось крупными блоками с использованием приема опоры как самого эффективного для запоминания и приема подбора ключевых цитат. Именно на этапе ориентирования происходит осмысление темы сочинения (поиск «околотемных» слов, подбор к ним синонимов, постановка вопросов).Цель этапа планирования – создание текста с учетом его общей структуры, напоминающей, по мнению Е.С.Романичевой, теорему. Сама творческая работа – это  доказательство теоремы: дано (тема) – требуется доказать (вступление и тезис) – доказательство (основная часть – размышления, подтверждающие справедливость тезиса с обязательным включением анализа конкретных литературных фактов) – подведение итогов (заключительная часть). На этом этапе создаются устные сочинения (в классе), письменные (дома); выполняются отдельные упражнения, подбор ключевых цитат, оформление структуры сочинения с помощью цепочки вопросов и ответов, с помощью кластеров, схем. На этом этапе можно предложить алгоритм создания структуры сочинения:- вникаем в тему; – думаем, какой литературный материал выбрать;- записываем идеи, связанные с темой;- смотрим, нет ли лишнего, не связанного с темой;- устанавливаем последовательность этих мыслей.На этапе исполнения происходит создание тренировочных сочинений с использованием смысловых моделей, изложенных в книге А.К.Михальской «Основы риторики. Мысль и слово»: «Определение» (модель для создания вступления к сочинению); «Свойства. Пример» (размышление с упоминанием деталей художественного текста) – модель для создания отдельного абзаца сочинения; «Причина – следствие»; «Сопоставление» (последовательное или параллельное); «Целое – части» (как в конкретном произведении решается выбранная тема).Последний этап контроля включает знакомство учащихся с критериями оценивания, самопроверку и взаимопроверку по критериям, рецензирование учителем, редактирование и работу над ошибками, комментарий выставленной оценки.На каждом этапе подготовки к сочинению перед учащимися ставятся конкретные задачи, а учитель создает условия для организации и успешной реализации творческой деятельности школьников».Подводя итоги работы круглого стола, педагоги пришли к выводу, что сочинение как форму итоговой аттестации необходимо сохранить, нужно, чтобы была разработана четкая критериальная база оценивания этой формы работы. Процесс подготовки к  выпускному сочинению длительный: начинается он с начальной школы и продолжается в течение всех лет обучения ребенка в школе, причем ответственность за подготовку ложится на учителя литературы и русского языка. Главная  же задача, которую педагоги пытаются решить, – это воспитание человека, которому интересно писать сочинение, он знает, как его писать и, самое главное, зачем. И это уже вопрос о работе более творческой, направленной на формирование квалифицированного читателя. Такого читателя, о котором размышлял в своем эссе В.В.Набоков: «…для читателя больше всего подходит сочетание художественного склада с научным. Неумеренный художественный пыл внесет излишнюю субъективность в отношение к книге, холодная научная рассудочность остудит жар интуиции. Но если будущий читатель совершенно лишен страстности и терпения – страстности художника и терпения ученого, – он едва ли полюбит великую литературу».​Людмила ЛАЗАРЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №3 города Астрахани, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», председатель Астраханского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте