Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ: – В прошлом году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, и сейчас мы прорабатываем вопросы ратификации этого документа. Это, с одной стороны, накладывает на нас дополнительные обязательства, с другой – становится хорошим стимулом для того, чтобы продолжить нашу работу в этой области и вывести ее на новый уровень.
В качестве приоритетного направления совершенствования, модернизации образования, позволяющего эффективно решать проблемы социальной адаптации, Министерство образования и науки РФ рассматривает развитие так называемого инклюзивного образования.
Безусловно, существует определенная категория граждан, которые по состоянию своего здоровья или в силу каких-то других причин получают образование в специальных условиях, например, в образовательных учреждениях санаторного типа или в учреждениях уголовно-исполнительной системы, или на дому. Вместе с тем в настоящее время подавляющее число обучающихся, и в том числе большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, могут быть в той или иной степени интегрированы в обычную образовательную среду и обучаться в условиях массовой школы или вуза.
Мы все знаем, что 7 апреля 2009 года состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов при Президенте РФ, в ходе этого заседания вопросам инклюзивного образования было уделено достаточно много внимания. Дмитрий Медведев в своем вступительном слове сказал, что мы просто обязаны сделать систему образования для инвалидов такой, чтобы дети смогли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. Мы уверены, что в ближайшее время получим конкретные поручения по решениям этого совета и, работая над выполнением этих поручений, значительно продвинемся в решении тех проблем, которые считаем для себя сегодня актуальными в этой сфере.
В последние годы мы ориентируем и субъекты РФ, и федеральные образовательные учреждения на развитие инклюзивных форм образования лиц с нарушениями развития. Это предполагает создание в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды, позволяющей обеспечить их полноценное образование и интеграцию. Необходимое условие реализации этого направления – соблюдение некоторых первоочередных требований. Первое требование связано с наличием в образовательных учреждениях различных типов условий для беспрепятственного доступа этих лиц, об этом все чаще и чаще говорят в контексте Конвенции о правах инвалидов. Но не будем забывать, что в России требования о создании такой безбарьерной среды фактически установлены еще в 1995 году Федеральным законом «О защите инвалидов в Российской Федерации». Мы все знаем, что создание таких материально-технических условий (особенно сегодня) требует значительных расходов. Тем не менее мы считаем необходимым обеспечить хотя бы минимальное приспособление действующих объектов образовательных учреждений для нужд инвалидов. Делать это следует обязательно по согласованию с общественными объединениями инвалидов, как обязывает Федеральный закон. Со своей стороны мы ведем работу по уточнению требований к условиям организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ОУ всех типов, включая строительные и санитарные правила. Второе требование – наличие образовательных программ, адаптированных с учетом особенностей развития обучающихся. Третье условие – комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с особыми потребностями на протяжении всего периода обучения. Четвертое условие – специальная подготовка педагогов ОУ с учетом особенностей обучения этих граждан. И, наконец, еще одно важное требование – создание атмосферы толерантности в отношении любого обучающегося независимо от того, к какой категории он относится. При этом мы считаем, что нужно обеспечить сохранение и совершенствование сети существующих коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо того, что для части детей все-таки более целесообразно обучение в коррекционных учреждениях (это подтверждает не только наш, но и зарубежный опыт), которые могут в том числе выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. Кроме этого, и мы об этом говорим всегда, развитие инклюзивного образования не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер. Интеграция не может быть ради интеграции! Непродуманные действия, в частности, ликвидация коррекционных учреждений, перевод детей в обычные школы без создания там надлежащих условий, могут нанести и иногда наносят только вред детям, которые не смогут адаптироваться и получать образование в соответствующих их потребностям условиях.
Российское законодательство, как известно, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая гарантии их прав и прав родителей детей с нарушениями развития, при решении вопроса о выборе образовательного маршрута для обучающихся этой категории. Лица с ограниченными возможностями здоровья сегодня имеют право на обучение в любом образовательном учреждении, например, в общеобразовательных учреждениях по состоянию на начало нынешнего учебного года обучались в коррекционных классах обычных школ более 148 тысяч детей, в обычных классах – 1426 детей-инвалидов. Вместе с тем мы считаем необходимым обеспечить корректировку в этой части положения соответствующих нормативных актов, более четко регламентировать в них вопросы получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования в ОУ общего типа.
Комментарии