search
main
0

Требования есть, но есть ли возможность их выполнять?

Татьяна ИВАНОВА, проректор МГПИ: – Одна из задач городской целевой программы «Столичное образование-5» – формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. Для решения этой задачи необходимо обеспечить учреждения системы среднего образования квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к творческому решению этой задачи в рамках модернизации образования с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения.

Стандарты ВПО нового поколения, декларируя требования к выпускнику-бакалавру – обеспечивать охрану жизни и здоровье учащихся в образовательном процессе, а также «строить образовательный процесс… с использованием современных здоровьесберегающих … технологий …», тем не менее не обеспечивают должным образом выполнение этих требований. Например, будущие учителя начальных классов изучают дисциплины «Анатомия и физиология человека» объемом 152 часа (заметим, что в новых стандартах отсутствуют слова «возрастная» и «гигиена», тем самым как бы утверждается, что ребенок – уменьшенная копия взрослого, а гигиенические аспекты деятельности учителя не принимаются во внимание) и «Безопасность жизнедеятельности и здоровье» (объем 76 часов, причем большая часть курса посвящена знакомству с чрезвычайными ситуациями). У бакалавров – будущих учителей-предметников – ситуация обстоит еще хуже: дисциплина «Анатомия и физиология» вообще отсутствует, из всех дисциплин, формирующих у студента здоровьесберегающую компетенцию (в стандартах первого поколения это «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности») осталась только дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» с тем же содержательным наполнением, что было описано выше (объемом 36 часов).

Таким образом, непонятно, как студент может, например, проектировать возрастосообразный образовательный процесс или использовать возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся (такие тематические блоки представлены в курсе педагогики) и в целом строить здоровьесберегающую образовательную среду в ОУ.

По этой причине особенно важным становится выстраивание вузом особой системы подготовки выпускника к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей профессиональной деятельности – системы, которая способна компенсировать недостатки стандартов ВПО на федеральном уровне.

Ключевой момент в подготовке выпускника-специалиста и выпускника-бакалавра к работе в контексте сохранения и укрепления здоровья школьника и воспитанника ДОУ – идея формирования личного ценностного отношения к собственному здоровью и как результат – осознание важности этой идеи в воспитании порастающего поколения (заметим, что по исследованиям Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров 93% нынешних учителей считают, что педагогическая профессия ухудшает состояние их здоровья). Вторым важным моментом по праву считается владение принципами здоровьесберегающей педагогики (подчеркну, что именно здоровьесберегающая педагогика способна обеспечить здоровьесохраняющий эффект любой здоровьесберегающей педагогической технологии, иначе эта технология будет «пуста» и формальна).

Эти две идеи в подготовке будущего учителя составляют основу формирования у него здоровьесберегающей компетенции, которая позволяет решать задачу, прописанную в программе «Столичное образование-5». Такая система подготовки педагогических кадров работает (выстраивается) уже несколько лет в Московском гуманитарном педагогическом институте. Каковы же особо значимые ее позиции?

В первую очередь важным моментом мы считаем усиление содержания ГОС ВПО по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников культуры здоровья через национально-региональный компонент, дисциплины по выбору и факультативы. Например, в качестве дисциплины общепредметной подготовки или обязательного факультатива (в зависимости от факультета и формы обучения) введена «Психофизиология школьных трудностей», изучаются такие дисциплины по выбору, как «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни», «Психофизиологические особенности леворуких детей», «Дети с синдромом дефицита внимания: проблемы, трудности обучения», «Здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях», факультативы «Психофизиологические основы подготовки детей к школе и готовности к обучению» (факультет педагогики и методики дошкольного образования), «Психофизиологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» (факультет педагогики и методики начального образования) и другие. На факультете начальных классов введена еще и специализация «Физическое развитие и воспитание младших школьников».

Помимо аудиторных занятий по проблематике здоровьесберегающей деятельности будущего педагога есть лекторий для студентов и преподавателей (как в традиционной форме, так и через сайт института), работает виртуальная консультационная служба по вопросам особенностей развития детей разного возраста, проблемам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Существенную работу по формированию культуры здоровья студентов, пропаганде здорового образа жизни и популяризации идей здоровьесберегающей педагогики ведут в институте два подразделения – Отдел содействия укреплению здоровья студентов и Лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании. Эти два структурных подразделения института выполняют координационную роль и оказывают научно-методическую поддержку в выстраивании системы здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства, поскольку педагогический вуз для студентов – модель их будущей профессиональной деятельности. В рамках научной школы «Здоровьесберегающее пространство современного педагогического вуза» в МГПИ уже несколько лет идет разработка модели особой образовательной среды, способствующей качественной подготовке педагогических кадров по вопросам здоровьесохранения и здоровьеформирования, причем сами студенты принимают активное участие в разработке и реализации этой системы (это исследования студенческого научного общества «Образование и здоровье», работа студенческого самоуправления, куратора общежития, конкурсы проектов «Здоровьесберегающая среда педагогического вуза» и т.д.).

Значимое звено системы здоровьесберегающего пространства вуза – комплексный мониторинг здоровья студентов, включающий исследования по физической подготовленности, двигательной активности и психологическому здоровью, а также различные исследования по более узким проблемам, проводимым студенческим научным обществом. Результатом всех этих исследований становятся рекомендации по оптимизации образовательного процесса для администрации факультетов и других заинтересованных лиц.

Поскольку научно-методическое осмысление деятельности вуза по созданию особой образовательной среды, способствующей эффективному формированию у студентов здоровьесберегающей компетенции, крайне необходимо, все эти вопросы обсуждаются на различных научно-практических мероприятиях. Это «круглые столы», например, «Здоровьесбережение в образовании: школьный и вузовский опыт». Это конференции, конгрессы, съезды и форумы, например, в ближайшее будущее МГПИ примет участие во Всероссийском съезде «Здоровое поколение – здоровая Россия». Это мастер-классы, например, «Методика организации работы в области медиаобразования» – такой аспект здоровьесберегающей деятельности педагога активно разрабатывается в МГПИ и, насколько нам известно, не имеет аналогов в системе столичного высшего профессионального образования.

В целом такая система организации образовательного пространства педагогического вуза имеет доказанный практически положительный эффект в подготовке грамотных в вопросах здоровьесбережения педагогических кадров и позволяет студентам применять полученные знания, умения и навыки в процессе педагогической практики, анализируя данную работу с учителями-наставниками и методистами, со специалистами Центра наставничества, разбирая конкретные педагогические ситуации, добиваясь уверенного владения технологией формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, куда выпускник устроится работать.

Вместе с тем МГПИ ведет деятельность и по повышению квалификации педагогических работников, получавших базовое высшее образование не в нашем вузе. С 2005 года мы реализуем программу «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», в рамках которой прошли обучение около 350 сотрудников системы среднего общего образования. Как показывает практика, система повышения квалификации и переподготовки способна помочь в обеспечении образовательных учреждений педагогическими и руководящими кадрами, способными к здоровьесберегающей деятельности. Однако это возможно лишь при систематическом, регулярном обучении педагогов по этой проблематике (особенно это касается сотрудников «школ здоровья») и при таком подходе, который позволяет слушателю активно включиться в процесс реализации здоровьесберегающих методик и технологий уже на этапе обучения.

Качественной характеристикой сотрудника ОУ, который способен выполнять задачи, поставленные объективными условиями развития образования в столичном мегаполисе, должна быть его здоровьесберегающая компетенция, формирование которой происходит лишь при грамотно выстроенной системе здоровьесберегающей деятельности педагогического вуза, в котором он обучался, а совершенствование его профессиональных качеств, позволяющих сохранять и укреплять здоровье школьников, вести работу по формированию культуры здоровья, – при эффективно организованной системе повышения квалификации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте