search
Топ 10

Требование времени – возвращение материальных технологий

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по науке и образованию: – Меня беспокоит, что количество учебных предметов, реализуемых в общеобразовательных учреждениях в соответствии с моделью «Школы будущего», к 2011 году составит всего 30%. Считаю, что эти показатели недостаточны, учитывая, что в рамках национального проекта «Образование» все учреждения Москвы сегодня подключены к сети «Интернет», многие уже создали локальные сети, информационную образовательную среду и многое другое. Раздел «Информатизация образовательного процесса» программы «Столичное образование-5» предусматривает значительное количество мероприятий в этой области, и необходимы более активное внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, использование информационных и компьютерных технологий в процессе обучения и включение учителей всех предметных областей в работу с информационными технологиями.

Такой показатель в программе «Столичное образование-5», как количество школьников, включенных в систему дополнительного образования, к 2011 году составит 63%. Принимая во внимание разнообразные мероприятия программы в области дополнительного образования (это и создание региональной системы оценки и управления качеством дополнительного образования, и оснащение учреждений по направлениям научно-исследовательской, проектной деятельности, технического творчества детей и подростков необходимым учебным оборудованием, материалами и техническими средствами), а также наличие в Москве уже сложившейся значительной сети учреждений дополнительного образования, могу сказать: необходим серьезный анализ причин невключенности 37% детей в систему дополнительного образования. Необходима также проверка эффективности системы учета потребностей в дополнительном образовании учащихся, доступности учреждений для всех категорий детей и кадровой обеспеченности. При этом «Школы полного дня» вполне могут решить эту проблему.

Один из показателей программы «Столичное образование-5» – доля студентов, обучающихся по программам многоуровневой профессиональной подготовки, которая к 2011 году достигнет 50%. Сейчас всего 2%. Полагаю, что одним из вариантов привлечения школьников к обучению по программам многоуровневой профессиональной подготовки станет введение курса материальных технологий в общеобразовательных учреждениях. Возврат к ним потребует значительных материальных и финансовых ресурсов, поскольку многие школы сегодня перешли на приоритетное обучение информационным технологиям, бывшие мастерские переоборудованы под классы, оборудование списано, а кадровые ресурсы и мастера перешли в другие учреждения. Однако информационные технологии не могут заменить материальные технологии для решения в Москве проблем воспроизводства рабочих кадров. С этой точки зрения поддерживаю позицию программы «Столичное образование-5» о создании центров профориентации во всех московских округах.

Программа «Столичное образование-5» предусматривает развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного и школьного образования. Этими проблемами сейчас очень серьезно занимаются и ассоциированные школы ЮНЕСКО, так как они обозначены в ее программных документах. Но помимо проблем разработки образовательных программ инклюзивного образования, решения вопросов архитектурной доступности для детей-инвалидов образовательных учреждений существует и другой аспект этого вопроса. Большинство учителей и директоров общеобразовательных учреждений сегодня недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения. На первое место выходит вопрос адаптации детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении. Необходимо обучать педагогических работников, вовлеченных в процесс образования детей с ограниченными возможностями, стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения таких детей в среду сверстников, а также рассмотреть возможность введения должности специалиста социально-психологического сопровождения в рамках инклюзивного образования в обычной общеобразовательной школе.

Программа «Столичное образование-5» предусматривает строительство 202 школ, в том числе девяти «Школ здоровья» и трех «Школ будущего». «Школы будущего» так же, как и другие школы, построенные по индивидуальным проектам, – безусловно, суперсовременные и дорогостоящие сооружения города, радующие педагогов, детей, их родителей своими архитектурными решениями и оснащенностью, но также необходимо изменить подходы при проектировании и строительстве типовых школ. Еще в 2003 году на заседании Правительства Москвы говорилось о необходимости разработки проекта типовой школы нового поколения. Однако приходится констатировать, что до сих пор типовые проекты, предлагаемые для строительства, в большинстве своем все-таки несовременны и не отвечают современным требованиям. Зачастую от стадии проектирования до стадии строительства проходит год, а внести коррективы в готовое проектное решение практически невозможно. Сегодня есть общеобразовательные школы, где проведен ремонт, но в коридорах практически нет окон. Мы говорим об энергосбережении, а в этих школах будет целый день гореть свет, и решить эту проблему очень трудно.

Качество преподавания не всегда напрямую зависит от повышения заработной платы педагогических работников. Считаю очень важным проведение мониторинга эффективности обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях в 2010 году, как это обозначено в программе «Столичное образование-5». Это особенно необходимо после предпринятых Правительством Москвы мер по столь высокому увеличению заработной платы учителей иностранного языка. Но важно также рассмотреть и вопрос повышения заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений: сегодня их зарплата значительно ниже заработной платы учителей, а потребность в них высока. Повышение заработной платы работникам ДОУ будет способствовать повышению качества дошкольного образования.

Думаю, принятая Правительством Москвы программа «Столичное образование-5» даст дополнительные возможности повышения качества образования, подготовки образованных высоконравственных молодых людей, а также возможности столичным учебным заведениям занять лидирующие позиции в решении различных проблем российского образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту