search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Требование времени: инновации в экономическом образовании школьников

75 лет Московскому институту открытого образования и 20 лет школьному экономическому образованию. Две эти весомые даты роднит одно – они тесно связаны с кафедрой экономики, которая на протяжении двух десятилетий остается флагманом школьного экономического образования и структурным подразделением МИОО.

Кафедра экономики – это соединение науки и образовательной практики, повышение квалификации учителей экономики, преподавание экономических и финансовых дисциплин на факультете подготовки руководящих и педагогических кадров. Столь заметные даты в образовании – это не только время торжеств, но и время подведения определенных итогов, обобщения научно-педагогического опыта и образовательной практики, глубокого осмысления сложившейся ситуации и выявления новых тенденций развития. Выделяя четыре этапа в развитии современной системы школьного экономического образования по степени государственного регулирования и уровню учебно-методического обеспечения (1992-1998 годы, 1999-2003 годы, 2004-2010 годы, 2011 год и по настоящее время, интересно проанализировать два последних этапа и попытаться подвести промежуточные итоги, так как именно в этот период роль кафедры экономики МИОО в формировании научного пространства системы образования Москвы стала наиболее значимой. Предмет «Экономика» позволяет в полной мере решать задачи деятельностно-компетентностного обучения школьников, научно-практического образования, воспитания, профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся. То есть именно те задачи, на которые и ориентированы федеральные государственные образовательные стандарты. В результате продвижение моделей организации экономического образования детей, которые обеспечивают доступность для подрастающего поколения качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и новым научным тенденциям, стало главной составляющей работы кафедры экономики, ее миссией. Актуальность внедрения в сфере экономического образования инновационных разработок, основанных на передовых научных тенденциях, определяется отсутствием системного подхода в обучении экономике школьников на базовом уровне, их слабой финансово-экономической и предпринимательской подготовкой и в связи с этим – неадекватной оценкой ими рисков в экономической и финансовой сферах, что в целом ведет к снижению уровня экономической безопасности выпускника. В настоящее время предмет «Экономика» не- обязательный, поэтому в школах, где классов социально-экономического профиля нет, его в основном изучают в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, как элективный курс или факультативно, а также в системе дополнительного образования. Однако формирование экономических компетенций школьника только на основе интеграции экономики в другими предметными областями, на основе межпредметных связей или в рамках системы дополнительного образования непродуктивно и даже опасно, так как в этом случае не решаются задачи системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения. Комплекс инноваций в экономическом образовании школьников, который на протяжении последнего десятилетия разрабатывает и внедряет в образовательное пространство московского мегаполиса кафедра экономики, представляет собой единство технологических инноваций (новые образовательные технологии), методических инноваций (модифицированные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров), педагогических инноваций (новые методы и приемы преподавания и обучения) и, наконец, организационных инноваций (новые организационные структуры и институциональные формы). Инновационные процессы опираются на солидную научную базу, а ретроспективный анализ школьного экономического образовательного пространства позволяет сделать вывод и о наличии определенных положительных методологических тенденций. Проект «Открытая образовательная программа Недели финансового просвещения», который активно реализуют кафедра экономики и центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО, представляет собой органичное единство всех перечисленных инновационных позиций. На первый план здесь выходят образовательные технологии, наиболее востребованные в «критичный» для школьного экономического образования период, с присущими им не только педагогическими, но и разнообразными социальными, управленческими, культурологическими, психолого-педагогическими, экономическими и другими смежными аспектами. Экономика, как, впрочем, и другие предметы социального профиля, – сфера, требующая дополнительной информационной и поведенческой среды, дополнительных средств и технологий коммуникации, аутентичных практик, которые школа самостоятельно обеспечить не может. Именно поэтому кафедра экономики активно разрабатывает и внедряет концепцию экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) и аутсорсинговые образовательные технологии, повышающие педагогический потенциал учителя в экономической подготовке школьников. С 2006 по 2012 год в Москве работали городские экспериментальные площадки первого и второго уровней «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и «Основы предпринимательской деятельности». Главным итогом их работы стало создание вариантов модулей учебной программы «Финансовая грамотность и основы потребительских знаний» и дидактико-методической модели по основам предпринимательства, которые позволили актуализировать экономическое образование школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса и сформировать в Москве новое образовательное пространство ЭПОС. Научное и методическое руководство ГЭП осуществляли кафедра экономики МИОО и Центр образовательного аутсорсинга «Практическая экономика и предпринимательство». Новые методологические подходы в экономическом образовании активно апробируются в ходе всех открытых образовательных мероприятий, проводимых кафедрой экономики. Их отличительной особенностью в рамках концепции ЭПОС стало привлечение большого числа образовательных учреждений Москвы, активное вовлечение всего педагогического коллектива школ в экономическую образовательную деятельность, участие родительской общественности, повсеместное внедрение новых образовательных форматов. Социально-образовательные инициативы в сфере финансовой грамотности и предпринимательской подготовки выдвигают не только педагогическое и научное сообщества, но и представители профессиональных участников финансового рынка, бизнес-сообщества, саморегулируемых профессиональных организаций финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Это позволяет повысить системность в реализации практико-ориентированной парадигмы, в организации финансового и предпринимательского просвещения, более четко определить его реалистичность с точки зрения возможности использования всех видов ресурсов и повышения степени транслируемости новых образовательных практик. Активное привлечение кафедрой экономики партнерских структур, работающих в режиме образовательного аутсорсинга, обосновано тем, что насущная необходимость повышения качества экономического образования наталкивается на недостаток образовательных ресурсов и компетентности педагогов школы в сфере практической экономической деятельности. При этом для более эффективного привлечения внешних для системы общего образования ресурсов технология образовательного аутсорсинга может стать прорывным направлением развития. Необходимость доминирования практико-ориентированного экономического образования в школе на базовом уровне стала актуальным трендом развития образовательного процесса, она инициирует формирование специально организованной информационной и поведенческой среды, внедрение дополнительных средств и технологий коммуникации, аутентичных практик, которые самостоятельно школа обеспечить не может. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить педагогический багаж учителя, пополнить научное пространство новыми продуктивными концепциями. Кафедра экономики разрабатывает различные форматы передачи части образовательных функций партнерским структурам, заинтересованным в росте образовательного потенциала в сфере повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки подрастающего поколения. Распространение программ повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки подрастающего поколения на московском образовательном пространстве через просветительские практики, информационно-образовательные проекты дает возможность повысить эффективность экономической подготовки выпускников. Для этого в Московском регионе уже есть достаточный ресурсный потенциал: кафедра экономики как научно-методический центр, ядро партнерских структур, постоянно участвующих в открытых образовательных мероприятиях. Социальное партнерство с отдельными представителями бизнес-сообщества постепенно перерастает в образовательный аутсорсинг, при этом среди образовательных аутсорсеров сформировались новые категории – выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками. В модели организации экономического образования детей и молодежи, разработанной кафедрой экономики, интегрируются финансовое и предпринимательское образование на базе школьного курса экономики, финансовое просвещение и информационно-образовательные проекты социальных партнеров. С нашей точки зрения, продуктивное формирование финансово-экономических компетенций у выпускников школы возможно лишь в результате активного взаимодействия всех образовательных, информационных и просветительских практик. Напомню, что просветительские практики в нашей стране имеют солидную историю. В конце XIX – начале XX века в России было сформировано и распространено общественно-педагогическое движение в поддержку коммерческого образования, что способствовало выходу российского коммерческого (экономического) образования на передовые европейские позиции. Общественно-просветительское движение в поддержку финансовой и экономической грамотности, которое сегодня активно развивается в московском мегаполисе, стало продолжением лучших традиций российского экономического образования. В просветительских практиках и волонтерском движении в сфере повышения финансовой грамотности и предпринимательской подготовки детей и молодежи активно используют технологии неформального и информального образования, что дает возможность обучающимся получить аутентичную практику и почувствовать финансовый рынок изнутри, что крайне важно для формирования финансово-экономических компетенций. Меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства, необходимость адекватного финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека, высокий уровень информационной асимметрии на финансовом рынке свидетельствуют в пользу неформального, а также и информального образования. Для повышения результативности этих видов образования научные сотрудники кафедры экономики разработали механизм трансляции в неформальное образование (насколько это возможно) таких наиболее продуктивных элементов образования формального, как системность, продолжительность, оправданная с научно-педагогической точки зрения, последовательность обучения, эффективные информационно-коммуникационные технологии и методики. Научное сопровождение и продвижение профессорско-преподавательским составом кафедры экономики комплекса инноваций в школьное экономическое образование не только делают процесс формирования у подрастающего поколения практических финансово-экономических компетенций более динамичным, но и обеспечивают качественную педагогическую поддержку выпускников в профессиональной ориентации, повышают уровень их социализации, а также позволяют привлечь на системной основе представителей бизнес-сообщества и профессионалов финансового рынка к участию в образовательном процессе. Дальнейшая разработка специалистами кафедры экономики концепции ЭПОС, внедрение образовательного аутсорсинга в школьное экономическое образование позволят актуализировать точки роста системы образования Москвы, тем самым меняя «образовательный ландшафт» в более перспективном направлении. Наталия КАЛИНИНА, заведующая кафедрой экономики, руководитель ЦОА «Практическая экономика и предпринимательство» МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте