Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Событие недели

Травля в детском коллективе: как с ней бороться?

Учительская газета, №37 от 14 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Более половины детей в России подвергаются буллингу. Об этом заявила Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. По словам омбудсмена, согласно опросам с травлей сталкивались 55% детей, при этом 39% из них об этом никому не рассказывали. «Основная беда этой проблемы – это ее латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма и желания увидеть, что ребенок страдает по какой-либо причине», – считает уполномоченный. О том, как можно бороться с буллингом в образовательных учреждениях, размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– В первую очередь необходимо проводить целенаправленную работу и с детьми, и с родителями, и с педагогами. Нельзя ждать, что все пройдет само и что «дети сами разберутся». Порой ребята не понимают, что происходит, а взрослые ошибочно принимают травлю за конфликт.

Психологи убеждены: травля негативно влияет и на жертву, и на свидетелей, и на агрессора. Поэтому крайне важно вести диагностику психологического климата в детском коллективе, а в случае появления проблемы разъяснять, что такое буллинг и каковы его последствия. Необходимо вовлекать в работу учителей, психологов, социальных педагогов и администрацию, работать над формированием культуры экологичного общения, воспитывать нетерпимость к любому проявлению травли.

Отличным подспорьем в борьбе с буллингом может стать использование открытых источников информации, например онлайн-служб психологической помощи, методичек и пособий по борьбе с травлей. Командой проекта ОНФ «Равные возможности – детям» реализуется программа психологической поддержки для подростков и их родителей «Я могу». С января этого года в ней приняли участие более 7,5 тысячи человек. Темы спланированы с учетом запросов подростков и их родителей: самооценка, мотивация, взаимоотношения со сверстниками, выбор профессии и тревожность. Травле посвящено отдельное направление.

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы, заслуженный учитель России:

– Буллинг – это очень серьезная проблема в наших школах. Но на нее почему-то практически не обращают внимания, из-за чего дети, подвергающиеся нападкам, об этом никому не рассказывают. А это подводит нас к новой проблеме – отсутствие доверительного диалога между учителем и подростками. Эти проблемы не находятся в центре внимания школы. Школы сегодня отчитываются, учителя получают премии и надбавки, но совсем за другое. Нужно уметь распознавать буллинг и реагировать на него. Существуют специальные методики, об этом написано множество книг – осталось лишь ввести такую практику в российских школах. Главное, что нам нужно, – желание этим заниматься.

Елена ЕЛШИНА, секретарь – заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования:

– Для решения этой проблемы нужен комплексный подход. Мероприятия, нацеленные на профилактику конфликтов в школе, должны быть адресованы всем участникам образовательных отношений – педагогам, родителям и детям. Общероссийский профсоюз образования с 2011 года ведет системную работу по изучению проблем возникновения и распространения агрессии и насилия в образовательной среде. По инициативе профсоюза и Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности в апреле 2019 года была запущена антибуллинговая программа «Каждый важен». В основе программы лежат психолого-педагогические технологии, разработанные в центре, которые рассчитаны на педагогов, учеников и родителей. Они отличаются методикой и задачами, но цель у всех занятий одна – создать благоприятную среду в классе, в которой буллинг просто не приживется. Обучение по программе проходит на всероссийских профсоюзных мероприятиях, таких как Всероссийская педагогическая школа, и в региональных (межрегиональных) организациях профсоюза. Педагоги, прошедшие обучение, отмечают продуманность программы, которая помогает предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в классе, а в критических случаях – разобраться в ситуации и не допустить распространения конфликта или агрессии.

Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия:

– Как показывает практика, в 95 процентах случаев за ситуацией травли стоят взрослые. Именно взрослый дает возможность ребенку совершать психологическое, физическое насилие над другим ребенком. Именно взрослый может это остановить. Культуру взаимодействия в детской и подростковой среде могут сформировать только взрослые через совместную деятельность, через уважение к каждому. Нередко педагог публично дает негативную оценку поведению ребенка. Мы редко хвалим, мы чаще ругаем. Это приводит к тому, что дети учатся на модели отношений взрослого к ребенку как на модели отношения сильного к слабому, позволяя себе и оскорбления, и унижения, и физическую агрессию. Поэтому нужно готовить учительское сообщество к тому, чтобы формировать культуру взаимодействия с детьми на собственном примере. Безусловно, дети будут конфликтовать между собой. Конфликт – это один из способов роста и развития. Увидеть возможности выхода из конфликта посредством конструктивного диалога – это то, чему детей нужно учить с дошкольного возраста. Иногда важно дать детям самостоятельно найти решение в тех конфликтах, которые возникают между ними, но не допускать ситуации травли.

Лидия КОЛЕСНИКОВА, мама восьмиклассницы, Воронеж:

– Буллинг в школе не возникает сам по себе, это показатель того, насколько нездорово общество сегодня. Во всяком случае, это мое мнение. И то, что сегодня все больше случаев насилия в подростковой среде, – это результат потери авторитета родителей в семье, учителей в школе, да и самой школы в целом. Уважение надо воспитывать с детства, чтобы потом подростки и взрослые должным образом относились к учителю и к своим согражданам. Должна быть и определенная иерар­хия, потому что когда у подростка нет положительных авторитетов, их место занимают асоциальные элементы и группы. Также можно постараться пресекать любые нездоровые ситуации, например драки и стычки, которые могут возникать между учениками. В нашей школе администрация расставила видеокамеры, они теперь и в коридорах, и в холлах, даже на лестницах. Это действительно помогает, когда возникают спорные ситуации и дети начинают выяснять, кто кого первый толкнул. Но, конечно, это не решает проблему в целом. Считаю, что в школе надо создавать атмосферу нетерпимости к проявлениям агрессии среди подростков. И сделать это должны учителя с помощью родителей и администрации школы.

Татьяна ПЕТРОВА, учитель, Великий Новгород:

– Бороться с буллингом труднее, чем его предотвратить. А предотвратить травлю можно только одним способом – создать такую атмосферу в классе, чтобы он стал дружным, здоровым коллективом. В идеале подобная атмосфера должна быть во всей школе. Но это случается редко и только там, где постоянно проводятся общие для всей школы увлекательные мероприятия, кипит жизнь. А в отдельно взятом классе, я уверена, все зависит от классного руководителя. Сплотить коллектив в наше время, без пионерии, комсомола, можно лишь постоянной работой энтузиаста-наставника, который, во-первых, вовлекает всех детей в добрые, интересные дела, а во-вторых, подчеркивает достоинства каждого ребенка.

Когда я сама была школьницей, к нам в класс пришла новенькая девочка, испытывавшая сложности в общении. Такой подросток – потенциальный объект травли. Но наша классная руководительница открыла в этом ребенке спортивный талант и тем самым помогла новенькой влиться в коллектив. Эту девочку одноклассники считали чудачкой, но уважали за спортивные достижения. Найти в каждом ребенке достоинства, которые будут признаны сверстниками, – вот главная задача педагога при профилактике буллинга.

Ольга ТКАЧЕВА, психолог негосударственного учреждения дополнительного образования, Нижний Новгород:

– Я могу подтвердить рост числа детей, испытывающих воздействие буллинга. К нам все чаще обращаются родители таких ребят. Причем, что очень грустно, обращаются уже на серьезной, практически запущенной стадии, когда сложно что-либо изменить, оставаясь в прежней школе. Как правило, начиная работать с ребенком, мы советуем поменять учебное заведение, потому что по-другому бывает уже невозможно помочь. Жизнь стала жестче, сложнее, динамичнее. Дети все больше предоставлены самим себе. Взрослым, как родителям, так и учителям, не до них.

А ведь есть очень простые методики определения уровня тревожности и эмоционального дискомфорта в подростковом коллективе. Дети и подростки не говорят о своих проблемах, не хотят вовлекать родителей, потому что считают, что при вмешательстве взрослых «будет еще хуже». Но есть объективные методы и срезы, которые безошибочно выявляют потенциальных жертв и агрессоров. Вот с ними и нужно точечно работать специалистам. Если бы психологическая служба работала в каждой школе, если бы подобное тестирование проводилось регулярно, буллинга было бы значительно меньше. Это самое простое, что можно сделать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту