search
main
0

Трамплин для директоров. Останавливаться не планирую

​«Нацеленность на вклад в общее дело – это нацеленность на ответственность за эффективность. Без нее человек обманывает и самого себя, и свою организацию, и людей, с которыми работает», – убежден Питер Друкер, один из самых известных и уважаемых теоретиков менеджмента, консультант целого ряда ведущих мировых компаний.

Ответственность за эффективность… Какая интересная фраза, не так ли? В этих словах, на мой взгляд, заключен очень глубокий смысл: каждый руководитель независимо от возраста или управленческого стажа рано или поздно задается вопросами: «А насколько я эффективен? Какова мера моей ответственности за эффективность вверенной мне образовательной организации? Не обманываю ли я самого себя, свою школу и своих учителей?» Здесь и сейчас я предлагаю порассуждать над этими весьма важными для каждого руководителя современной московской школы вопросами. В начале разговора, мне кажется, будет правильным представиться и сказать несколько слов о себе, о том жизненном пути, который мне удалось пройти, прежде чем в мою «светлую» голову пришли обозначенные выше вопросы. Булаева Майя Валерьевна, директор совсем небольшого по московским меркам образовательного комплекса, расположенного в одном из спальных, максимально удаленных от МКАД районов нашего чудесного города. Еще будучи студенткой, я стала задумываться о вопросах личной эффективности, о том, какими навыками мне необходимо овладеть, чтобы стать лучшей на курсе, как совмещать учебу с функционалом старосты потока, – и все это без ущерба для активной студенческой и личной жизни. У меня за плечами множество курсов, тренингов, два высших образования, аспирантура РГГУ, магистратура ВШЭ, профессиональная переподготовка РАНХиГС. Словом, я учусь столько, сколько себя помню, и не планирую останавливаться. Мне кажется, что, изучив подобное количество различных обучающих программ, которое довелось пройти мне, каждый мог бы считать себя экспертом. Но я не хотела бы употреблять этот термин, думаю, что я просто человек, который может реально оценить результат, и за 16 лет в московском образовании, пройдя путь от учителя до директора, я могу весьма обоснованно рассуждать над проблемами, касающимися личной эффективности.Поэтому вопросы: насколько я эффективна как руководитель, всеми ли навыками я обладаю, для того чтобы достигнуть максимально возможного результата в рамках школы, которой руковожу чуть более трех месяцев, не оставляют меня до сих пор.Я считаю себя по жизни везучим человеком: на моем пути встречаются очень интересные люди, и как-то так получается, что определенные события происходят в определенное время. Так случилось и в этот раз. От своего предыдущего руководителя я была наслышана о таком замечательном проекте Департамента образования, как «Эффективный руководитель московского образования», хорошо помню выступление Алексея Ивановича Рытова на селекторе о работе в рамках одного из модулей и как мне тогда хотелось принять участие в этой работе.И вот в конце марта, понимая, что проект идет уже с октября, я все-таки решилась задать вопрос о возможности присоединиться к коллегам, и мне снова повезло: уже в начале апреля я приняла активное участие в работе одного из модулей.За два месяца на проекте мне удалось пройти всего три модуля из 13 и поработать в рамках двух проектных мастерских, но, мне кажется, и столь скромные успехи на этом новом для меня поприще уже достойны того, чтобы именно на базе этого опыта порассуждать об эффективности и ответственности за нее.От участия в проекте я ожидала многого, но то, сколько я получила как руководитель от каждого модуля, не только превзошло все мои самые смелые ожидания, но и заставило произвести определенную переоценку знаний и деловых компетенций, полученных ранее, и это, на мой взгляд, самое ценное.Чтобы не быть голословной, я хотела бы максимально кратко охарактеризовать каждый из модулей.Первым в проекте стал модуль по работе с детьми с ОВЗ, еще в рамках моего обучения по магистерской программе «Управление образованием» в Высшей школе экономики я с огромным интересом пыталась разобраться в этом сложном, но таком необходимом для каждого московского руководителя вопросе. Очень хорошо помню экскурсию, организованную нам, магистрантам, в авторскую школу Александра Николаевича Ездова, и если честно, я не ожидала какого-то кардинального прорыва в этом направлении, но получилось все как раз наоборот. Благодаря тренеру на модуле в течение двух дней я приобрела уникальный навык работы с выписками из ЦПМПК, поняла разницу между госработами, уяснила свои права и обязанности как руководителя в рамках инклюзивного образования, разобралась в сложных шифрах различных диагнозов, более того, мне удалось не только получить знания, но и применить их на практике в своей образовательной организации, а поездка к Александру Николаевичу в рамках этого модуля из экскурсии превратилась в абсолютно осознанное закрепление сформировавшегося навыка, и именно это позволит мне повысить свою эффективность как руководителя.Второй модуль, на котором мне посчастливилось побывать, – «Искусство публичных выступлений». Это были одни из самых приятных и интересных, в том числе и с эмоциональной точки зрения, вечеров в моей жизни за последние пару месяцев: полное ощущение того, что ты не просто учишься, а присутствуешь в театре на замечательном моноспектакле. Возможность поучиться у таких гуру в своей области, причем бесплатно и без отрыва от работы, – это действительно уникальная возможность; а те инструменты, которые мы отработали в рамках этого модуля, пригодились мне буквально на следующий день при проведении собрания для родителей будущих первоклассников. В качестве пожелания к разработчикам проекта хотелось бы высказать предложение – максимально расширить данный модуль, так как публичность директора, его эмпатия по отношению к родителям, учителям и ученикам является очень важной частью нашей работы.Третий модуль, который я посетила буквально на прошлой неделе, – это «Тайм-менеджмент». Этот тренинг проходил в интенсивном режиме, что очень удобно в столь жаркую экзаменационную пору, и на протяжении всего двух дней мне удалось не только получить новый инструментарий по выстраиванию своего рабочего графика, но и систематизировать, выстроить в четко структурированную систему те знания, которые у меня уже были, а это мне кажется особенно ценным. Благодаря тренерам нам удалось не только получить навыки по работе со временем, но и преломить полученные знания через призму нашего управленческого проекта. Он очень точно подчеркнул связь дорожной карты проектной работы каждого из нас с выстраиванием тайм-менеджмента, что послужило дополнительным бонусом этого модуля. Я с нетерпением жду сентября и очень надеюсь, что все те модули, на которые мне пока не удалось попасть, будут внесены в расписание, ведь, посетив всего три из них, я абсолютно уверена, что вскоре смогу в полной мере нести ответственность за эффективность своей работы в качестве руководителя, так как абсолютно все модули, на которых мне удалось побывать, объединяет одно замечательное качество: это не лекция и не семинар – это тренинг, в рамках проведения которого я реально овладеваю узко специальными навыками, позволяющими мне управлять школой лучше, тем самым повышая качество обучения, а значит, жизни почти тысячи детей в одном из спальных районов столицы раскрасятся еще более яркими красками, у малышей появится больше возможностей, подростки станут ответственнее и толерантнее, а выпускники в полной мере смогут реализовать те широчайшие возможности, которые им предоставляет московское образование. Закончить свои размышления на тему эффективности мне хотелось бы также словами великого Питера Друкера, с цитаты которого мы и начали свой разговор. Слова эти сказаны о нас, не просто о руководителях, сейчас этого мало, а именно об эффективных руководителях, чью результативность и эффективность можно легко измерить: «Продуктивность представителя этого вида труда выражается в его способности делать то, что надо, и делать это правильно. Вот что называется эффективностью».Еще мне кажется, что все изменения, которые сейчас происходят в московском образовании, невозможны без перестройки сознания руководителей: как мы можем требовать обновления от учителей, понимания и поддержки от родителей и высоких результатов от наших детей, если сами не изменились? Этот курс действительно другой: он направлен на достижение реального результата, и именно этот опыт позволит мне вырасти профессионально, измениться к лучшему на благо моей любимой школы.«Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, как изменить себя» (Лев Толстой).Майя БУЛАЕВА, директор школы №1908

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте