Помню, как на первом курсе филологического факультета мне задали выучить сто латинских пословиц. Среди них было высказывание великого Сенеки: «Per aspera ad astra» («Через тернии – к звездам»). Оно запомнилось больше всего, и вот почему…
Я не сомневалась в выборе своей профессиональной жизненной цели. Всегда хотела стать учителем. Но даже когда четко знаешь свою цель, различные трудности на пути к ней могут заставить сомневаться.
Пословица Сенеки тогда стала моим вдохновением. Она дала мне понять, что сомнения – это тернии на пути к единственной цели. Путь – это поиск ответов. А цель – быть профессионалом своего дела.
Но что делать, если есть много занятий, которые интересны, и так сложно выбрать? Или, напротив, пока не нашлось ничего по душе? Если найти дело жизни – это так сложно, как мы можем помочь ребятам определиться?
Московское образование сегодня делает все возможное, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных профессиях и сделать осознанный выбор будущей карьерной траектории.
В этом учебном году мне посчастливилось стать учителем Московского государственного образовательного комплекса. Ознакомившись с городским образовательным проектом «Предпрофессиональные классы», я поняла, что муки профессионального выбора, через которые проходили многие из моего и старших поколений, уже неактуальны.
Проект дает ребятам из старших классов возможность полноценно погрузиться в профессиональную деятельность, развить свои способности, получить предпрофессиональные навыки, отработать их на практике и, конечно, подготовиться к поступлению в профильный вуз. Школьники общаются с экспертами, проводят исследования и разрабатывают проекты, знакомятся с современным оборудованием и передовыми технологиями.
В 2022‑2023 учебном году в нашем образовательном комплексе действуют два предпрофессиональных класса: медицинский и космический на базе инженерного.
Космические классы – это совсем новое направление, которое запустили в московских школах только в этом году совместно с государственной корпорацией «Роскосмос». Но наши ребята уже успели принять участие в «Космическом уроке», вернее, в первом уроке из цикла, на котором они получили тему своего проекта и в прямом включении пообщались с космонавтами, находящимися на МКС. В качестве экспертов на уроке выступили Герой России, летчик-космонавт РФ Валерий Токарев и инженер-конструктор специального конструкторского бюро корпорации «ВНИИЭМ» Иван Борисенко. На втором уроке цикла ребята покажут промежуточные результаты, а в мае им предстоит защита проекта на завершающем, третьем, уроке.
Проект «Медицинские классы в московской школе» реализуется в МГОК с 2016 года. Наше образовательное учреждение гордится выпускниками, которым обучение в этих классах помогло определиться с выбором своего профессионального пути, поступить в вуз и легко адаптироваться на первом курсе.
С лекциями к ученикам предпрофклассов приезжают эксперты, лучшие представители профессий. С космическим классом встречались инженеры-проектировщики и инженер-механик, космонавты, конструкторы, а к медицинским классам приезжали биолог, педиатр, хирург и представители Ассоциации молодых студентов-врачей и медиков.
В школах раз в год проводят мероприятия на тему трудоустройства несовершеннолетних и роли профсоюза. В начале этого учебного года в нашей образовательной организации был проведен Профсоюзный урок. В ходе занятия ученики получили ответы о том, с какого возраста можно устроиться на работу, какое количество часов можно работать подростку, в какую организацию можно обратиться за защитой трудовых прав.
Безусловно, мы живем в удивительное время, когда лучшие психологи, педагоги и методисты создают сотни образовательных программ, тысячи тестов по профориентации и миллионы упражнений, чтобы лучше понять себя и назначить важнейшую цель в своей жизни.
Призываем столичных школьников ничего не бояться, использовать свой уникальный шанс на поступление в предпрофессиональные классы и напоминаем: через тернии – к звездам! А звезды все ближе.
Ксения ПУГАЧ, учитель русского языка и литературы Московского государственного образовательного комплекса
Комментарии