search
main
0

Традиция возрождается. Мнение эксперта

Что читают наши дети, и правда ли, что с годами их интерес к художественной литературе угасает? Этот вопрос я слышу довольно часто. Ответить на него нельзя однозначно. Наиболее активными читателями во все времена были 9-11-летние мальчишки и девчонки. Это характерно для любой эпохи. Почему затем подростки читают меньше? Это связано с их взрослением, психологическим развитием.

А дети 3-5-х классов обычно любят читать. У них самые разные интересы, которые постоянно изменяются, потому что развивается их интеллект. Они жаждут все новой и новой информации. Им все хочется узнать. Это самая активная группа. Они читают фэнтези, сказки, рассказы о животных, приключенческую литературу. Это очень благодатные читатели, и их увлечение надо поддерживать и родителям, и учителям, и, конечно, библиотекарям.

К 7-му классу подростки читают все меньше и меньше. Если и читают, то только те произведения, которые есть в школьной программе. И такая ситуация с этой возрастной группой была всегда. И что еще интересно: современные подростки предпочитают современных авторов. А 20 – 30 лет назад ребята спрашивали в основном Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида. Теперь эти авторы их почти не привлекают. Это обусловлено изменениями, происходящими в нашем образовании, в нашем обществе. И еще, как это ни прискорбно, снижением культурного уровня населения. Для большинства детей произведения русской и зарубежной классики оказались слишком большими по объему и сложными по языку. Они интересуются, как я уже сказала, современными книгами, в том числе и зарубежными.

Почему так происходит? Современная литература более, чем прошлых времен, раскрывает именно те проблемы, которые сегодня волнуют подростков. А самый младший школьный возраст – малыши 1-2-х классов тоже мало читают, потому что испытывают затруднения в технике чтения.

Наша библиотека вот уже много лет работает с учениками младших классов средней школы. С первого класса их приводит учитель один раз в неделю к нам на занятия по внеклассному чтению. Несколько лет назад нам попались особенно активные дети. Мы с ними подружились за 4 года. Но вот в пятом классе пришла новая учительница по литературе, новый педагог продолжала с нами сотрудничать. Так было до 7-го класса, пока не появился новый словесник. И тогда наши встречи прекратились. Однако ребята настолько увлеклись этими занятиями, что сами продолжали к нам ходить до 11-го класса.

Дети читают с удовольствием, если это их увлечение поддерживают родители, если читают книги дома всей семьей.

Наши библиотекари руководят чтением наших читателей. Они хорошо знают их склонности, умеют заинтересовать новыми произведениями, но никогда не навязывают их. У нас создан экспертный совет из наиболее активных ребят. В него входят и ученики третьего класса, но большинство – из 7-9-х классов. Эти подростки очень много читают, хорошо ориентируются в детской и подростковой литературе.

А семейное чтение совсем не исчезло и, думаю, будет жить, пока существуют книги. Оно было очень распространено в 60-80-е годы прошлого века, то есть многие нынешние родители и люди постарше – бабушки и дедушки – выросли на семейном чтении. Но в девяностых годах произошел настоящий провал. Семьи лишились гарантированных доходов, взрослые кинулись зарабатывать деньги, и им было не до воспитания детей. В последние годы материальное положение большинства семей заметно улучшилось, и вновь появилась тяга к семейному чтению. Эта замечательная традиция стала возрождаться, и мы, работники библиотек, этому очень рады и всеми силами способствуем, поддерживаем семейное общение вокруг книги. Для этого нами создана программа – литературное чтение, по которой дети занимаются вместе с родителями. Программа ставит целью привить любовь к книге с детства, сделать общее чтение в семье вместе с родителями устойчивой привычкой и потребностью.

Юлия ПИТЕЦКАЯ, главный библиотекарь Республиканской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте