search
main
Топ 10
Итоговое собеседование для девятиклассников пройдет 8 февраля Полтора миллиона школьников сдают итоговое собеседование 8 февраля Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения О том, кто такие ученые и зачем они нужны, школьники узнали на «Разговорах о важном» В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей Профориентационные мастерские появятся в сельской школе на Сахалине ЕГЭ, ОГЭ, итоговое сочинение: стали известны планируемые изменения в проведении экзаменов Программа Года педагога и наставника пополнилась еще одним важным фестивалем В школах Москвы заработают по новому предпрофессиональному стандарту: какие изменения ждут учеников и учителей Границы космоса и температура газа внутри спутника: космонавт Сергей Авдеев задал школьникам вопрос на засыпку В трех предметах школьной программы появятся новые разделы Доступность дошкольного образования в России приблизилась к максимальной отметке На Южном Урале вырос спрос на репетиторов, учителей в школах тоже не хватает Какие навыки и предметы вызывают большие трудности у детей в начальной школе Как бороться с опозданиями школьников: педагогическими секретами поделились в Институте воспитания В День родной школы в Оренбуржье рассказали о династии учителей, общий стаж которой больше 240 лет Денежными выплатами поощрят лучших педагогов в Алтайском крае Спустя 20 лет в удаленном микрорайоне Вологды появится первая школа Сложные темы на ВПР по математике в 5–6-х классах. На что обратить особое внимание В Татарстане 14 февраля стартует Год педагога и наставника
0

Традиции – то, что надо знать и сохранять

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования.

В ритме современной жизни в нашем обществе постепенно утрачиваются многие национальные традиции. Юное поколение зачастую не знает и не осознает многогранности культуры своего народа и народов, проживающих рядом. Устаревшим вдруг становится понятие «патриотизм». Однако не следует забывать, что отсутствие гордости за родной край ведет к потере собственных корней, к межнациональной неприязни.

Стремясь восполнить недостаток нравственно-патриотического воспитания, с 2004 года коллектив нашего дошкольного учреждения решил вести целенаправленную работу по этой проблеме.

На протяжении многих лет наш детский сад посещают дети разных национальностей: чеченцы, вьетнамцы, дагестанцы, кубинец, татары, башкиры, осетины, перуанец, русские. Именно это натолкнуло нас на мысль о необходимости проведения работы по ознакомлению детей с культурой и традициями других стран и народов. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, то есть взрослых, которые находятся рядом с ним.

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет тот или иной народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят быт, характер труда, о традициях, о людях.

Но, как всем известно, прежде чем заинтересовать детей, необходимо увлечь этой идеей педагогов. Для того чтобы сформировать у детей терпимое отношение к другим людям, в частности к сверстникам, сам педагог должен быть образцом терпимого отношения. Ведь без понимания ими серьезности работы по патриотическому воспитанию невозможно научить детей любить родной город, страну, Родину.

Вот уже на протяжении 5 с лишним лет наш коллектив работает над этой проблемой. Прежде всего мы выяснили посредством анкетирования, что из всех педагогов дошкольного учреждения в начале 2005-2006 учебного года лишь 13% имели высокий уровень толерантности, 60% – средний уровень и 27% – низкий. Мы решили вести целенаправленную работу по формированию толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, изучали культуру и искусство народов разных стран. К концу учебного года 32% педагогов имели высокий уровень толерантности, 51% – средний, в 2009-2010 учебном году 72% – высокий уровень толерантности, 28% – средний.

В этой работе принимали участие воспитатели, логопеды, психолог, педагоги дополнительного образования, все воспитанники детского сада и, конечно, родители. Проблема формирования толерантных отношений между участниками педагогического процесса вызвала неподдельный интерес, желание продолжать эту работу.

Для педагогов были проведены серии консультаций, психологические тренинги, деловые игры по теме «Толерантность».

Знания, которые получили педагоги, в доступной и интересной форме через разные виды деятельности были предложены детям. Так, мы разработали занятия:

Ознакомление с окружающим: «Культура разных народов».

Ручной труд: «Знакомство детей с земным шаром».

Конструирование: «В мире животных».

Ознакомление с художественной литературой: «Разучивание шуточных сценок».

Театрализованная деятельность по сказкам разных народов.

Танцевальное творчество: «Танцы мира». (Обратите внимание, что в танцевальном творчестве принимали участие и наши педагоги.)

Результатом нашей работы в 2005-2006 учебном году стали фестиваль «Мы дети твои, Земля» и участие в «круглом столе» на тему «Формирование толерантных отношений в дошкольном учреждении», где мы представили опыт своей работы.

Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того, взрослый он человек или ребенок.

С самого начала 2006-2007 учебного года мы решили несколько изменить направленность своей работы. Педагогам было предложено расширить свои представления о России и в доступной форме преподнести их детям. Каждой группе было предложено собрать материал по одной из республик России. Этот материал был разнообразным: это и географические сведения, сведения о животном и растительном мире, символика, национальные обычаи, устное народное творчество, литературные и музыкальные произведения, предметы быта. Затем была проведена педагогическая гостиная, где педагоги поделились друг с другом новыми, интересными сведениями.

Последующие формы работы с педагогами были разнообразными: деловые игры, брейн-ринги, накопление подвижных игр республик России, составление творческих папок воспитателями, музыкальных – руководителями и педагогами дополнительного образования, организация выставок народных промыслов и составление тематического планирования по ознакомлению с определенной республикой.

Тематическое планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о той или иной республике. Причем темы в нашем планировании повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Каждое занятие по теме наполнено различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Но на первых порах мы столкнулись с определенными трудностями. Это адаптация сложного теоретического материала для дошкольников, поиск художественных произведений, иллюстративного материала, предметов быта, костюмов. Задачей педагогов было отобрать из массы впечатлений, полученных ими, наиболее доступные детям. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание дошкольников, должны были быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой регион России неповторим. В каждом своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен тот или иной край. Поэтому, начиная работу по ознакомлению с республиками, педагоги продумали, что целесообразнее показать и рассказать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Мы разработали соответствующий план знакомства с тем или иным регионом, которым мы руководствовались при изготовлении книг для детей и буклетов для педагогов.

Энтузиазм педагогов нашел отклик, интерес и желание помочь у родителей наших воспитанников. Они оказывали помощь в сборе информационного материала, в организации выставки, разучивали с детьми подвижные игры, шили костюмы.

Итогом этой большой работы стали мастер-классы «России необъятные просторы», которые прошли в октябре 2006 года, «Россия – Родина моя!» (2006-2007 учебный год), участие в Первой межрегиональной конференции «Я – ребенок! Я – человек! Я – Гражданин!». Мы регулярно представляем презентации, участвуем в «круглых столах».

Эта работа очень интересна, увлекательна и необходима. Ведь в психолого-педагогической литературе показано, что представления ребенка о себе, осознание своей принадлежности к разным социальным группам – к определенному полу, своей семье, своему народу, своему государству закладываются в дошкольном возрасте. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Сегодня всю работу мы объединили в проект под названием «России необъятные просторы», куда входит перспективное планирование по всем возрастным группам, собран теоретический и иллюстративный материал, художественные произведения, подвижные игры, танцы, музыкальное сопровождение и четко распределена роль каждого участника проекта.

Педагогический коллектив детского сада №1428

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте