search
main
0

Тотальный диктант. Пишут все!

Тотальный диктант 16 апреля писали в 732 городах не только в России, но и за рубежом. Корреспондент «Учительской газеты» поучаствовала в Диктанте и как пишущий, и как проверяющий. И поделилась своими впечатлениями.

Когда я решила, что буду писать Диктант, было скорее интересно, нежели страшно. Ну в самом деле, чего можно бояться, если окончил журфак, почти окончил компьютерную лингвистику и вообще считаешь себя довольно грамотным человеком? Ради интереса попробовала пройти тесты на сайте ТД – увлекательно, но не очень сложно, большую часть правил я или помнила, или интуитивно ставила правильные знаки препинания или пропущенные буквы. На том и успокоилась.

Однако, как оказалось, рано. Шутка ли – в этом году, по предварительным данным, только в Москве было написано почти 15 тысяч диктантов, а в целом по миру (во всех странах, где проводится ТД) — около 133 тысяч. Поэтому когда мы с подругами за неделю вспомнили, что надо бы зарегистрироваться, если хотим писать на закрытой площадке, в аудиториях у Дмитрия Быкова и Дианы Арбениной мест уже не было – все-таки известные личности. Записались к Майе Кучерской – писательнице и профессору Высшей школы экономики.

Практически одновременно с моей подготовкой как пишущего началась моя подготовка как проверяющего. Сначала я хотела быть просто волонтером: интересно изнутри посмотреть, как работает система. Потом выяснилось, что я одна из немногих магистрантов, на это подписавшихся, и меня попросили быть старшим волонтером, в обязанности которого входит не столько выставление оценок, сколько консультации по матрице проверки и подсчет проверенных работ.

Первое собрание для организаторов ТД прошло за два дня до Диктанта – в РГГУ под руководством Марии Ровинской, координатора акции в Москве, обсуждали самое базовые принципы проверки. Так, например, нам напомнили, что ни в коем случае нельзя ругать того, кто решился прийти: недопустимы комментарии «В следующий раз пишите разборчивее!», но можно писать «У вас чудесный почерк!», нельзя «Пропускаете сложные слова!», но можно «Спасибо, что поучаствовали!». В общем, как и написано в принципах ТД, с которыми можно ознакомиться на их сайте: «Никто не может быть принужден к участию в Тотальном диктанте или к работе по его организации», даже свое имя указывать не обязательно, можно обойтись псевдонимом. Все на добровольных началах.

Забавное наблюдение: читающих текст называют не дикторами, а диктаторами (диктор+диктант), поэтому после фразы: «К сожалению, не все диктаторы являются филологами», аудитория, полная преподавателей русского языка или студентов соответствующих направлений, печально вздохнула, и кто-то даже заметил: «А жаль!».

В ожидании диктатора

В субботу, 16 апреля, мы сели в аудитории Высшей школы экономики, получили бланки ТД, открытки, где можно было оставить автограф диктатора, и стали ждать. Уже много лет Диктант проводится по одной и той же схеме: перед его началом участников приветствуют автор текста и организаторы диктанта, затем все вместе повторяют одно правило, которое пригодится в диктанте, и только после этого текст читают впервые. Даже диктатор получает свой экземпляр за час-полтора до начала, чтобы не было утечки информации. На этот раз нам напомнили, когда тире в конструкции «мыши и те попрятались по норам» ставится, а когда – нет (подсказка: если есть слово «даже» в начале предложения – обязательно ставится, если его там нет – следите за интонацией).

В этом году текст писал Андрей Усачев, детский писатель, автор книг «Жуткий детский фольклор» и «333 кота». Отрывки из книги «Этот древний-древний-древний мир» оказались своеобразными: истории были посвящены древнегреческому театру, Олимпийским играм и возникновению алфавита. В приветственном слове автор пожелал всем удачи и сказал, что все, кто решился узнать свои слабые места, очень смелые люди.

И вот вступительная часть окончена и… начинается.

Процесс пошел!

В одной аудитории писали и очень пожилые люди, и студенты, и дети с родителями. Старались, выводили давно забытые буквы — теперь ведь все больше печатают. Трясли затекающими руками. Просили помедленнее или повторить. Шипели, чертыхались, но писали. В общем – воспроизвести слегка нервную атмосферу то ли школы, то ли поточной лекции вполне удалось. После диктанта обменивались впечатлениями.

Анна, 27 лет:

– С одной стороны, проще, чем я думала. С другой, во многом, особенно в пунктуации, не уверена. Но мне понравилось, будет очень интересно узнать, в чем ошибаешься.

Еж, 16 лет:

– Было очень легко и не напряжённо, не то что на олимпиадах или экзаменах. Пойду ещё в следующий раз.

Я сама в этот момент подумала, что придется многое повторить к следующему диктанту — как-то неудобно будет говорить окружающим, что у тебя что-то ниже четверки.

Практически сразу после написания – бегом на второе собрание проверяющих: должны выдать матрицы проверки. Это своеобразная памятка для проверяющего, где на одном листе умещаются текст и комментарии к нему, например, вариативность знаков препинания или строчных-прописных букв. Мы как старшие проверили по десять работ каждый и еще раз уточнили матрицу: не все можно продумать, некоторые варианты, вырастающие из не расслышанных или пропущенных слов вообразить невозможно. Лично я сломалась на десятой работе, которая коварно принесла мне слово «боталии» вместо «баталии». Теперь я знаю, как называется ночь перед экзаменом.

Матрица проверки

В результате в субботу мы вышли из здания РГГУ, где проходило собрание, около девяти вечера. Комиссия не спала всю ночь – в Новосибирске продолжались споры по поводу матрицы проверки, которую в воскресение нужно было предоставить волонтерам.

В воскресение утром началась проверка на трех площадках РГГУ, ВШЭ и МГПУ (Московский государственный педагогический университет). Только в Москве Диктант писало 14 300 человек, а проверяло почти 800. По правилам каждая работа проверяется дважды, а работа на «отлично» — трижды. Я руководила пятью десятками студентов, которые в результате проверили две тысячи работ — и за время проверки мы, трое старших волонтеров, пробежали по аудитории несколько километров, раздавая работы, собирая работы, отвечая в сотый раз на вопрос про написание слова «боги» с большой или с маленькой буквы, объясняя, что зачеркнутый знак препинания не может быть засчитан, даже если он стоял правильно, и разрешая сомнения в пользу пишущего, потому что мы же не в школе, в самом деле! Где-то к концу первого часа все аудитории расслабились, то и дело раздавалось: «Ох, ну зачем же ты эту ошибку сделал, четверка сорвалась!», или «Вы только посмотрите, как в прописях почерк!», или «У меня, видимо, кто-то совсем маленький писал, так жалко ошибки подчеркивать!..» Но увы. Все работы проверяются по единым критериям, все справедливо. Отдельно рассматриваются только те диктанты, которые писали иностранцы, для которых русский не родной, или младшие школьники, которые не успевали за взрослыми.

При проверке все работы делятся на три кучки — работы, в которых больше 20 ошибок, работы, в которых от 19 до 2 ошибок, и работы, в которых ошибок почти нет. Все они проверяются второй раз: где-то на двадцатой работе глаз «замыливается» и велика вероятность пропустить ошибку, поэтому необходим еще один контрольный просмотр. Потенциальные пятерки (не более одной ошибки) проверяются трижды: они должны быть безупречны.

К шести часам вечера, когда мы проверили оба потока, нашли семь отличных работ, примерно половину отложили в двойки и тройки, отправили всех проверяющих по домам и остались пересчитывать, какое количество работ мы все-таки сдаем, Тотальный диктант для меня закончился.

В общем и целом – это безусловно полезная акция, которая помогает понять, что до хорошего знания языка нам еще расти и расти. Даже если в целом вы пишите достаточно грамотно, множество нерефлексируемых мелочей ускользает от нашего внимания – мерять или мерить, нескрываемый или не скрываемый, есть ли случаи, когда вводное слово не выделяется запятыми? Для этого и нужен ТД: чтобы понять, как много ты помнишь со школьной скамьи и что нужно освежить в памяти.

Да и просто приятно встретиться с хорошими людьми, которые не побоялись прийти на диктант и проверить свою грамотность, ратуя за правильность русского языка, и вспомнить, когда ты последний раз писал под диктовку.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте