search
main
0

Тот, кто не следует истине, становится ее врагом Глава из учебника по обществознанию

Размышляя о своей жизни, человек ЗНАЕТ, что она конечна, но не может этого представить. Знание о собственной смерти, конечности своей жизни – одно из существеннейших отличий человека от зверя. Человек спешит жить, сознавая свою преходящесть, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое существование в своих детях. Он страшится смерти, как всякого неизвестного. Во многих религиях поэтому существуют представления о другой жизни, жизни загробной.

Жизненная позиция человека
Люди по-разному относятся к жизни, видят в ней свое место. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, зрителем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, напротив, отводят себе роль активного участника всех событий, их делателя и конструктора. Они не вне ситуации, а внутри нее, влияют на ее развитие, меняют ее в своих целях и интересах. Такая позиция, собственно, и называется активной. Ее выражением, например, могут служить такие слова Гете: “Быть человеком – значит быть борцом”.
Ученые используют для определения позиции людей и другие термины.
Наверняка хоть раз в жизни вы встречали в книгах или же слышали по телевидению или радио слово “конформизм”. Оно используется для обозначения позиции человека, всегда приспосабливающегося к другим людям и обстоятельствам. Они никогда не отстаивают своих принципов, не заявляют о своих точках зрения. Они словно бы без хребта, как флюгеры, крутятся они в ту сторону, куда дует ветер. Они всегда лебезят перед начальством, учителями, классным руководителем, их невозможно представить себе спорящими. Конформистом иногда быть удобно, но не достойно, это граничит с беспринципностью, трусостью, соглашательством. Для подобных людей во многом стертыми, размытыми являются представления о добре и зле. Немецкий философ Иммануил Кант как-то записал: “Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас”. Можно изменить многому, но не самому себе, своим принципам, своей совести. Другой же мыслитель, тоже немец, Юлиус Рупп высказался так: “Тот, кто не следует истине, которую признает сам, становится злейшим врагом истины”. Так что в конечном счете конформиста перестают уважать и общаться с ним.
И, напротив, есть люди, которые не подлаживаются под других людей, всегда имеют свою позицию и не боятся ее отстаивать. Их можно назвать нонконформистами. Для них главное – отличаться от других и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Про одного из известных российских революционеров – Льва Троцкого его противники говорили, что этот человек всегда приходит со своим стулом. Люди такого склада – очень неудобные партнеры и собеседники, потому что видят только себя, для них важно не сделать дело, а себя показать.
Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом понимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимный отказ от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусторонним движением. Каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они как бы идут навстречу друг другу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса – стремление сторон во что бы то ни стало решить проблему, проанализировать ситуацию со всех сторон, достичь цели. Когда вы сталкиваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить во имя сохранения мира? Но далеко не всегда компромисс уместен. Если предполагаемая уступка затрагивает ваши существенные принципы и моральные установки, никакой компромисс невозможен. И тогда похвалой будет звучать: “Этот человек принципиальный, бескомпромиссный”.
Существуют ситуации, когда необходимо обеспечить полное согласие, единый подход по какому-либо вопросу. Оно называется консенсусом. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей.
Как сформировать активную жизненную позицию, научиться отстаивать свою точку зрения? Кто из ребят вашего класса предпочитает активную роль участника событий, а кто – роль зрителя, наблюдателя, подстрекателя? Как ведете себя вы в сложных ситуациях?
Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии – о счастье. Действительно, каждый из нас, кто явно, кто скрытно, но мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного это получение большого богатства. Для другого – это успешная карьера, достижение высоких постов и должностей, обретение власти. Для третьего счастье – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут друг во имя друга.

Счастье – чувство предельного удовлетворения своих желаний и мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности.
Познакомимся с некоторыми определениями счастья, высказанными известными людьми:
“Счастье – это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе…” М.Горький.
“Все без исключения стремятся к счастью. Это – мотив всех действий людей, даже тех, которые намерены повеситься”. Б.Паскаль.
“Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни”. Аристотель.
“Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей – уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая – в самом человеке, вторая – в других по отношению к нему”. Ф. Бекон.
С каким из этих высказываний вы согласны? Почему? Сформулируйте свое понимание счастья. Что означает для вас быть и чувствовать себя счастливым? Можно ли отождествить счастье с любовью? Кто из героев известных вам книг и кинофильмов подходит под определение “счастливый человек”? На чем основывается их счастье?

Контрольные вопросы
1. Определите, какие из жизненных целей и стремлений человека можно назвать долговременными, кратковременными, сиюминутными? Что такое направленность личности?
2. Как вы думаете, меняется ли смысл жизни с взрослением человека? Как изменялись ваши взгляды на смысл жизни?
3. Как связаны типы характера и темперамента с жизненными установками, взглядами на мир?
4. В чем суть расхождений между пессимистами и оптимистами?
5. Что такое здоровый скептицизм? Может ли он помочь в научных изысканиях?
6. Почему человек не может смириться с неизбежностью смерти и его страшит все, что с ней связано?
7. Что такое активная и пассивная жизненные позиции?
8. Что вкладывают философы в определение счастья?

Задания к семинару
1. К какой группе философов относится Сенека? Для ответа на вопрос проанализируйте фрагмент из его произведения: “Закон судьбы совершает право… ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы. Подобно тому, как вода быстрых потоков не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят более ранние, так повинуется цепь событий вечному вращению судьбы, а первый ее закон – соблюдать решение”.
2. Прокомментируйте афоризм Сенеки, сформулированный им в письме к своему другу Луцию: “Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет”.
3. Еврейский мудрец Ибн Габирол написал произведение “Человек и его судьба”. В нем есть такие строки: “Не удивляйся и не говори в недоумении: “Может ли человек делать все, что пожелает? Может ли он управлять своими действиями? Можно ли представить себе, будто человек совершает какой-нибудь поступок без позволения Создателя, против Его воли?..” Пойми же и знай, что, хотя все на свете сообразуется с Божьей волей, наши поступки и деяния, однако, не выходят из-под нашего контроля. Что же я имею тут в виду? Создатель, желает, чтобы все Им созданное подстраивалось к его воле, но точно так же Ему было бы угодно предоставить человеку свободу воли, дабы ничто не побуждало человека к поступку и никто не запрещал ему его деяния; дабы каждый смертный был волен жить согласно собственному рассудку, дарованному ему Богом… Именно поэтому каждого человека судят по его деяниям”. Можно ли отнести эти мысли к какому-нибудь направлению? Прокомментируйте их.
4. Охарактеризуйте на приведенном примере взгляды французского философа Паскаля: “Ибо что такое человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием – среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной… Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни конец. Все возникает из небытия и уносится в бесконечность. Кто окинет взглядом столь необозримый путь? Это чудо постижимо только Творцу. И больше никому”.
5. Проанализируйте фрагмент из письма Александра Блока. Каким бы вы назвали его по духу? Согласны ли вы с рассуждениями поэта? “Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в “то, чего нет на свете”, а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна”.

Темы для домашних эссе
Существует ли общий смысл жизни для всего человечества?
Смысл моей жизни.
Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам.
Нужно ли проводить жизнь в погоне за наслаждениями?
Совпадают ли смысл жизни человека и его долг?
Мои представления о счастье.

Заметки на полях
Может, смысл существованья в том, чтоб смысл его искать? Е. Евтушенко.
Жизнь выше, чем ее смысл. Ф. Достоевский.
Жизнь есть деятельность, свойственная телам органическим. Дюже.
Смерть одолевает даже математику. Дважды два – ноль.
Как великолепен человек, если это человек настоящий. Менандр.
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность, чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир. А. Сент-Экзюпери.
Счастье – это совпадение линии жизни с линией идеала. Л. Толстой

Пополним словарный запас
Фатализм, пессимизм, скептицизм, цинизм, оптимизм, гедонизм, конформизм, нонконформизм, компромисс, консенсус.

Урок 7.
Половые различия и возрастные этапы человеческой жизни

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, –
на самом деле то, что именуют мной, –
Не я один. Нас много. Я – живой.

Н. Заболоцкий

Почему поэт Николай Заболоцкий называет способность к изменению главным свойством живого существа? Как вы думаете, все ли эти перемены связаны только с взрослением?

Мужское и женское
Одним из важнейших отличительных признаков людей является пол. В природе присутствуют два начала – мужское и женское. Люди, человечество – это мужчины и женщины. С глубокой древности эти начала осмысливались людьми как противоположности. Древние китайцы именовали мужское начало словом “Янь”. Оно светлое и отождествляется с Небом. В нем заключены добро, тепло. Женское начало – “Инь”. Это стихия темная, плотская и отождествляет Землю. “Инь” и “Янь” неразрывно связаны между собой, проникая друг в друга. Темное и светлое заключали китайцы в единый круг. Как день и ночь, как земля и небо, как огонь и вода, как тепло и холод, мужское и женское начала взаимодействуют друг с другом, и результатом этого взаимодействия является жизнь.
В старинных мифах рассказывается о различиях в происхождении мужчин и женщин. Этими различиями и объяснялись особенности мужского и женского начал. В Библии – священной книге иудеев и христиан говорится о сотворении первого мужчины – Адама – из глины, а его спутницы, первой женщины – Евы – уже не из глины, а из ребра Адама. Есть, правда, и такая версия этого мифа. Первая женщина – Лилит – также была сотворена из глины, то есть из того же материала, что и Адам. Но она отличалась совершенно невыносимым характером и сразу же стала портить Адаму жизнь. Поэтому Бог-создатель вернул Лилит в исходное состояние и взял Адамово ребро. Так было закреплено превосходство мужчины над женщиной. Женщина должна была прилепиться к мужчине и следовать за ним.
Там же, в Библии, рассказано о грехопадении человека, в котором опять-таки повинна женщина – Ева. Она нарушила запрет Бога и, соблазненная Змеем, вкусила плоды с древа познания и скормила их Адаму. Так люди узнали о добре и зле, правде и лжи, приоткрыли для себя суть вещей. Это повлекло за собой изгнание из Рая, лишение человека бессмертия, муки и страдания, в которых должна была пройти теперь вся жизнь людей.
Но другие народы, их мифы не столь строги к женщине. Мифы шумеров, вавилонян, китайцев, скандинавов и балтийских народов повествуют о том, что и мужчина, и женщина сотворялись богами из одного материала, иногда даже женщина – прежде, чем мужчина. Китайцы, к примеру, верили, что богиня – прародительница Нюйва, глядя на свое отражение в ручье, вылепила из желтой глины маленькую девочку – Жень, а затем других глиняных человечков обоих полов.
Почему высказываются разные подходы к происхождению мужчин и женщин? Как вы думаете, какие мифы возникли раньше – о первородстве женщины или о первородстве мужчины? Подберите мифы других народов, рассказывающие о происхождении первых людей.

Взаимоотношения мужчин и женщин в истории
В разные эпохи отношения между мужчинами и женщинами складывались по-разному. В глубокой древности многие народы прошли период главенства женщин в роду – период матриархата. Для этой эпохи было характерно присваивающее хозяйство – собирательство, охота, рыбная ловля. Родство передавалось исключительно по материнской линии, и верховным божеством считалась богиня-мать.
В более поздние времена, с переходом к хозяйству производящему – скотоводству, земледелию, ремеслам, – возросла роль мужчины. Но у ряда земледельческих народов традиционно продолжали почитаться женские божества – Иштар в Вавилоне, Исида в Египте. Роль женщины в древних обществах можно проследить по сохранившимся памятникам законодательства – “Законам Хаммурапи”, “Хеттским законам”, “Законам 12 таблиц”. В них отражено неравноправное положение между мужчинами и женщинами, господство, превосходство мужчин. Самое тяжелое и угнетенное положение было в древнеассирийском обществе. За непослушание и леность муж имел право “побить свою жену, остричь ее, отрезать ей уши, выжечь на лбу рабское клеймо”. Неясно, впрочем, зачем уродовать свою жену, если потом с ней же жить и общаться?
Различным было и имущественное положение представителей разных полов. Так, например, согласно “Русской правде”, если умирал крестьянин-смерд, сын его мог наследовать имущество отца, а дочь – нет. Имущество считалось выморочным и отходило к князю, который, правда, должен был дать дочери смерда приданое и выдать ее замуж. Отражением правового неравенства женщины является и знаменитый памятник русской литературы – “Домострой”. Женщина должна была всегда тихо говорить и никогда не поднимать глаза на собеседника. Муж имел право бить женщину, более того, считалось, что, чем больше муж бьет жену, тем больше он ее любит. Женщина считалась неполноправным существом, даже не человеком. “Курица – не птица, баба – не человек” – гласила русская поговорка. Традиционно считалось, что женщины – это слабый пол, скорее декоративный, чем полезный. В доме же, в домашнем хозяйстве, женщина была как раба, во всем покорная своему хозяину – мужу.
Однако нельзя сказать, что и в древности, и в средние века женщины не играли никакой роли в обществе. Они занимали королевский престол, участвовали в политической жизни. В русской истории чрезвычайно почитается княгиня Ольга (945-979), первая принявшая христианство из княжеского рода, проведшая важные для Древней Руси реформы. В истории Франции заметный след оставила младшая дочь князя Ярослава Мудрого Анна. Она была супругой французского короля, и после его смерти заседала в совете вместе с французской знатью, принимала участие в управлении государством. Во французских архивах сохранилось множество документов, подписанных Анной Ярославной.
Но все же очень немногим женщинам удавалось добиться успеха, быть значимыми и влиятельными. Это были королевы и императрицы, служительницы церкви и воительницы вроде Жанны Д’Арк. Их имена известны в истории. А что касается обычной, простой женщины, то ее положение было подчиненным и неравным.
В эпоху нового времени женщины стали активнее участвовать в общественной жизни в европейских странах. Мы знаем, какую важную роль сыграли именно выступления женщин в период Французской революции ХVIII века. Это и штурм Бастилии, и поход женщин на Версаль, и захват Тюильри. Именно тогда и родилось мощное движение за равноправие женщин – феминизм.
Основоположницей его стала французская писательница и общественный деятель Олимпия де Гуж (1748-1793). Ею была составлена Декларация о правах женщин, где содержалось требование предоставить женщинам избирательные права, возможности доступа ко всем государственным должностям. Феминистские организации стали возникать во многих странах мира – Франции, Англии, Соединенных Штатах Америки. Правовой статус женщин менялся вместе с ростом их экономической значимости. Женщины трудились рядом с мужчинами на фабриках. Многие производства становились исключительно женскими. Предприниматели предпочитали нанимать женщин, поскольку им можно было платить значительно меньше, чем мужчинам. Женщины стали требовать равной зарплаты, равных прав во всех областях жизни. В США уже в ХIХ веке во многих штатах были предоставлены женщинам избирательные права наряду с мужчинами. Наделение женщин равными с мужчинами правами получило название эмансипация. Женщины же, добившиеся этого, стали именоваться эмансипированными.
Первыми добились уравнения в правах жительницы Великобритании. Уже в 1911-м им были предоставлены избирательные права. В начале 1920-х годов аналогичные законы были приняты и на федеральном уровне в США.
В современном обществе принципы равноправия мужчин и женщин стали общепринятыми. Женщины в своем стремлении к равенству освоили многие “мужские профессии” – таксиста, каскадера, банкира. Есть даже крайние проявления феминизма, когда женщина отказывается от предложенной ей мужчиной помощи при выходе из машины, спуске с лестницы. Многие девочки в Канаде и США не позволяют мальчикам поднимать за них стулья в классе и обижаются, когда их стараются пропустить вперед при выходе из класса. Равенство так во всем, даже в мелочах. Мы не слабый пол, мы пол сильный. Так думают многие современные женщины. Они не согласны с тем, что их удел – “дети, кухня и церковь”. Есть основания полагать, что представления о женщинах как о слабом поле действительно неверно. Женщины живут дольше мужчин, меньше подвержены разным болезням. Например, в современной России средняя продолжительность жизни женщины – 79 лет, а мужчины – только 59. Так что название популярного в недавнем прошлом фильма “Берегите женщин” не вполне актуально. Нужно беречь прежде всего мужчин.
Как вы оцениваете современное состояние проблемы равенства мужчин и женщин? Какие профессии вы назвали бы женскими, а какие – мужскими? Почему женщин достаточно мало в управлении государством, в политике? Проголосовали бы вы за женщину – кандидата в президенты? Свой ответ обоснуйте?

Роли женщин и мужчин
За каждым из нас как представителем определенного пола закреплены в обществе свои роли. Женщина – прежде всего жена, мать, хранительница дома. Ее высшими добродетелями считаются терпение, нежность, способность бескорыстно и самоотверженно любить, забота и домашний уют. Идеал женщины – это тихая гавань, пристанище для мужчины, где его всегда поймут, поддержат, накормят и согреют. Мужчина больше связывает себя с профессиональным успехом, карьерой, добычей средств к существованию. Его добродетели – сила, мужество, стойкость, бесстрашие.
Во многом признаки этих ролей сейчас сместились. Многие женщины не только ведут домашнее хозяйство, но и зарабатывают деньги, руководят крупными предприятиями. Меняются представления и о характерных особенностях полов. К примеру, психологам удалось выяснить, что женщины, как правило, говорят значительно меньше мужчин. И называть их “болтушками” неверно. Более говорливы и склонны к трепу именно мужчины. Далее, женщина за рулем – это гораздо более ответственный водитель, чем мужчина. Статистика фиксирует несопоставимо меньшие показатели превышения скорости, нарушения Правил дорожного движения именно у женщин. Женщины меньше пьют и курят, употребляют наркотики, менее агрессивны. Есть даже забавная цифра. Ученые подсчитали, что на создание клона (биологического аналога) женщины следует потратить в несколько раз больше денег, чем на клон мужчины. Изучая поведение полов, ученые провели любопытный эксперимент. В помещение с загрязненным воздухом поместили семейство крыс. Самец очень быстро ослабел и еле-еле передвигал лапками. Самка же, напротив, активно стала заботиться о детенышах, бегать в поисках корма, таскать его детям и тому же самцу. Через некоторое время она даже набрала вес и стала сильнее. В тяжелой, неблагоприятной экологической среде женщина оказывается более приспособленной к трудностям, чем мужчина. И уже в большей степени ее, женщину, отличают мужество, бесстрашие, стойкость. В развитых странах девочек рождается значительно больше, чем мальчиков, нарушается природное равновесие между полами. Некоторые даже говорят о грядущей “цивилизации женщин”. Мужественный и сильный мужчина – надежда и опора семьи – становится страшным дефицитом, редкостью, которую нужно оберегать.
Мужчины и женщины имеют разное физическое развитие и восприятие мира. Девочки, как выяснили ученые-психологи, взрослеют быстрее. Они серьезнее относятся к жизни, к окружающим. В школе часто можно наблюдать сцену, когда одноклассница говорит своему другу: “Ну ты все как маленький”. Зрелость, взрослость проявляется не только во внешних, физических признаках, но и в самосознании, развитии интеллекта, воли, в становлении характера.
Важнейшими ролями и мужчины, и женщины являются семейные роли. Создавая семью, следует научиться жить не только для себя, но и для другого человека, быть готовым не только к рождению, но и воспитанию своих детей.
Современная эпоха породила в ряде стран такое явление, как сексуальная революция. Западные страны пережили ее в 1960-1970-е годы. Суть ее в том, что молодые люди перестали серьезно относиться к семье, к устойчивым связям с партнерами. Любовь, семья стали устаревшими понятиями, их ценность упала до минимума. Сыновья и дочери вполне благополучных родителей уходили из дома, жили непонятно где и непонятно с кем, часто становились наркоманами, алкоголиками, преступниками. Сейчас эта волна стремительно идет на убыль. В таких странах, как США, Канада, Великобритания, все больше и больше внимания уделяется именно старым традиционным брачно-семейным ценностям и отношениям.
Как вы думаете, есть ли основания изменить определения и назвать женщин “сильным полом”, а мужчин “слабым”? Хорошо ли это? Можно ли положительно оценить такое изменение ролей женщин и мужчин в современном мире? Каким образом можно исправить создавшееся положение? Виноват ли в этом феминизм? Выскажите свое мнение.

Возрастные этапы жизни
В своем физическом и умственном развитии человек проходит несколько этапов. Детство, отрочество (подростковый возраст), юность, взрослость, старость. Эта периодизация очень условна, в свою очередь каждый из больших периодов ученые подразделяют на несколько подпериодов. Каждому из этих возрастов соответствуют свои особенности.
С момента рождения человек вступает в период детства, продолжающийся примерно до 11-12 лет. В этот период человек открывает для себя мир, начинает формироваться как личность, определять свои идеалы. В период от 1 года до трех ребенок овладевает речью, узнает близких людей, определяет свой пол – мальчик он или девочка. Ребенок обучается игре с различными предметами, у него появляются общительность, интерес к людям, подражание старшим, первичные формы самосознания. Очень важно, чтобы в это время взрослые чаще общались с ним, играли, разговаривали, не оставляли одного. Не менее важен и дошкольный период – с 4 до 6 лет. Ребенок приобретает навыки общения в группе, в детском саду, осваивает множество игр, научается оценивать своих друзей как веселых, добрых, честных, хороших. И, наоборот, определяет плохое, когда отнимают игрушку у более маленьких, ябедничают воспитательнице. В этом же возрасте формируются как общие, так и специальные способности – хореографические, музыкальные, художественные.
Школьный период связан прежде всего с приобщением к учебе. Ребенок узнает много нового о мире, о себе, научается писать, читать, считать. Он отрывается от постоянной опеки родителей и учится быть более самостоятельным. Странно, к примеру, видеть такую картину, когда первокласснику или второкласснику бабушка завязывает шнурки на ботинках, надевает варежки и шапку. Обычно ребята в этом возрасте уже сами и приходят в школу, и идут домой после уроков.
Учеба в школе сразу делает детей взрослее. “Я уже большой, я учусь в школе”, – так говорят многие ученики младших классов.
Одним из самых сложных периодов школьного возраста является подростковый – с 11 до 16 лет. Этот возраст часто называют переходным – от детства к юности, от незрелости к зрелости. Мы серьезно меняемся за эти годы и физически, и умственно, и нравственно. Идет перестройка всего организма, мы быстро утомляемся, часто болит голова, мы можем быстро переходить от смеха к плачу. Именно в этом возрасте мы начинаем проявлять значительное внимание к лицам противоположного пола. И все же ученые полагают, что самые существенные изменения происходят в нашем сознании, способности мыслить. Большую роль в этом, конечно же, играет школа. Наша жизнь сталкивается с двумя противоречивыми стремлениями – завоевать авторитет среди друзей, одноклассников и в то же время быть самостоятельным, ни от кого не зависеть. Важно, что в подростковом возрасте мы начинаем определять и свои профессиональные наклонности. Что мы хотим от нашей будущей профессии, какими хотим быть? Так, раньше многие мальчишки мечтали быть космонавтами, летчиками, ловить преступников. В наши дни, конечно, многое изменилось. Ребята мечтают о крупном бизнесе, собственном предприятии. А ведь многого можно добиться в любой профессии – и учителя, и врача, и математика. Важно только стать профессионалом, специалистом в своей области. С 14 лет молодые российские граждане получают паспорт, они могут устраиваться на временную работу, для них наступает ответственность за многие виды преступлений.
С 17 лет начинается юношеский возраст. В этом возрасте человек становится совершеннолетним, он продолжает образование или же устраивается на работу по контракту, ребята идут служить в армии. С 18 лет граждане получают право участвовать в выборах, им предоставляется избирательное право. Юность связана с большими надеждами и ожиданиями. Для мировоззрения людей в этом возрасте характерен так называемый юношеский максимализм. Мы не различаем полутонов, у нас либо все должно быть хорошо, либо плохо. Мы нетерпимы к чужим просчетам, слабостям, обману, предательству. Зная о подобном качестве юношей и девушек, взрослые должны очень чутко и внимательно к ним относиться, чтобы не допускать каких-то срывов, конфликтов. Лучше спокойно все обсудить, разобраться в сложной ситуации, постараться понять друг друга.
За возрастом юности следует возраст зрелости. Возраст зрелости – акмэ обычно определяется учеными с 21 до 55-60 лет. Акмэ – возраст расцвета физических, умственных, творческих способностей человека. Психологи утверждают, что самые выдающиеся достижения в науке обычно приходятся на 35-45-летний возраст. В балете подобный расцвет наступает раньше – к 20-25 годам, в музыке и поэзии – между 30 и 35 годами, в философии, политике – в 40-55 лет. Интересно, что способности и возможности людей в возрасте акмэ развиваются по своеобразной кривой линии, в которой периоды подъемов перемежаются со спадами, причем рисунок этой линии различается в зависимости от рода деятельности человека. Так, например, у математиков подъемы бывают в возрасте 23-39 лет, 45-54 лет, 58-67 лет, спады – в 39-45 лет, 54-58 лет, с 67 лет и далее. Давайте попробуем определить те признаки, которые характеризуют человека, достигшего зрелости. Это приобретение профессии и достижение в ней успеха, формирование семьи и воспитание детей, складывание устойчивых взглядов на мир, самого себя. Зрелые люди обзаводятся, как правило, небольшим, но постоянным и устойчивым кругом друзей и близких, своим стилем в общении, одежде, проведении досуга.
Последним этапом человеческой жизни является старость. Она начинается со вступления человека в пенсионный возраст. Границы старческого возраста определить достаточно непросто. Обычно, выйдя на пенсию, многие люди продолжают активно работать, интересоваться жизнью, общественными делами. Но уже после 70 лет они постепенно отходят от дел. Их здоровье ухудшается, наваливаются всякие болезни. Но даже старость – это не последний предел человеческой жизни. После 90 лет наступает долгожительство. Сколько должен и сколько может жить человек? Есть люди, возраст которых значительно превышает сто лет, даже есть те, кто преодолел и 150-летний возраст. Многое зависит от того, в каких условиях живут люди, правильно ли они питаются, какой ведут образ жизни. Например, много долгожителей на Кавказе, в Китае, Японии. Глубоко ошибочно считать, что человек в пожилом и даже старческом возрасте уже ни на что не способен. В древности именно старые люди были самыми уважаемыми и почтенными. К ним всегда прислушивались и зрелые мужчины, и молодежь. Богатство стариков – их жизненный опыт.
Почему молодость называют зеленой? В какой цвет можно окрасить зрелый возраст и старость? Почему пожилых людей называют уважаемыми, почтенными? Попробуйте сформулировать положительные и отрицательные стороны каждого из возрастов.
Контрольные вопросы
1. Как в мифологии разных народов воспринималось различие между мужским и женским началами?
2. Какое место занимает пол в природе человека?
3. Какие этапы прошли в истории взаимоотношения между мужчинами и женщинами? Почему они по-разному складывались у разных народов?
4. Можно ли утверждать, что в современном мире установлено полное равенство между мужчинами и женщинами?
5. Какие возрастные этапы выделяют в жизни человека ученые? Чем они характеризуются?
6. С какого возраста человек начинает осознавать себя как личность?
7. Дайте характеристику подросткового возраста. Почему его называют переходным?
8. Охарактеризуйте возраст акмэ. Как вы думаете, почему возникла даже особая психологическая наука – акмэология, посвященная возрасту расцвета, призванная помочь людям полностью раскрыть свои способности?
9. В чем причина возникновения науки – геронтологии, изучающей жизнь старых людей?

Задания к семинару
1. Софья Ковалевская, женщина-математик и известный общественный деятель, писала: “Хотелось бы мне знать, может ли кто-нибудь определить точно тот момент своего существования, когда в первый раз возникло в нем отчетливое представление о своем собственном я – первый проблеск сознательной жизни. Когда я начинаю перебирать и классифицировать мои первые воспоминания… эти воспоминания постоянно как бы раздвигаются передо мною”. Почему так трудно самому человеку определить тот возраст, когда он стал осознавать самого себя? На основании каких исследований это определяется психологами?
2. Познакомьтесь с высказываниями основательницы феминизма Олимпии де Гуж. Какие аргументы она приводит для обоснования равных прав мужчин и женщин? “Женщина имеет право всходить на трибуну уже потому, что она не лишена права вступать на эшафот”. “Если женщину стараются лишить всех прав, принадлежащих ей как человеку, как свободному существу, если лишают ее драгоценнейшего права самостоятельно жить и мыслить, то почему же ей самой не явиться энергичной защитницей своих прав, неотъемлемо ей принадлежащих”.
3. И. Кант в труде “Антропология” высказывался о различии мужского и женского начал: “…В организацию женщины предусмотрительностью природы вложено больше искусства, чем в организацию мужчины, так как природа наделила мужчину большими силами, чем женщину…” “…Женскому полу свойственны слабости. Над ними шутят. Глупцы насмехаются над ними, а умные ясно видят, что они как раз и служат рычагом для того, чтобы направлять мужчину и использовать его для достижения своих целей”. Как вы понимаете данные слова? Согласны ли вы с ними? Совпадают ли они по смыслу со знаменитой поговоркой “сила женщины – в ее слабости”?
4. Как вы думаете, почему мужчины о женщинах пишут много как прекрасных строк, так и очень критических? С чем связано подобное противоречивое восприятие? Сопоставьте и проанализируйте приведенные ниже фрагменты: 1. Еврипид – “От укуса змеиного лекарство знает ум божественный для смертных. И ехидны, и пламени загладятся следы. – Лишь женщина неисцелимо жалит”. 2. Менандр – “Пропал бы пропадом тот, кто женился первым, тот, кто был вторым, и третьим, и четвертым, и так далее”. 3. Песнь песней – “Как прекрасна ты, милая, как ты прекрасна. Твои очи – голубицы!”. 4. В. Брюсов. – “Ты – женщина. Ты – книга между книг. Ты – свернутый, запечатленный свиток. В твоих строках и слов и дум избыток. В твоих мечтах безумен каждый миг”. 5. В. Бенедиктов – “Неуловимое созданье – цвет мира – женщина – сиянье лучей и мрака, благ и зол!”. 5. О каких особенностях старости говорят следующие изречения? “Не за что бранить старость, ибо мы все хотим до нее дожить” (Бион), “Среди недугов старость стяжала опыт мудрый, и его не отвергай, мой сын, и вразумляйся” (Еврипид), “Не подобают старцу несбыточные планы и гадания” (Еврипид).

Тема для домашних эссе
Мужчины и женщины. Эволюция отношений в истории.
Положение женщины в средневековой России.
Роли женщин и мужчин в современном мире.
Есть ли женские и мужские профессии.
Преимущества молодости и преимущества зрелого возраста.
Возраст акмэ. Какой он?

Ольга КИШЕНКОВА,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте