В гимназии №1503 прошла VI Открытая городская научно-практическая конференция «Уроки Д.С.Лихачева», посвященная Году российской истории. Девизом конференции стала одна из десяти заповедей человечности Д.Лихачева – «Не помысли народ свой врагом других народов».
Мероприятие проходило при участии Московского института открытого образования, Государственного исторического музея, Российского фонда культуры, Дома русского зарубежья им. А.И.Солженицына, Центральной городской деловой библиотеки.По словам директора гимназии Стелы Цимбалюк, «Уроки Д.С.Лихачева» не столько конференция, сколько урок, но не в школьном его понимании, а как повод лишний раз задуматься, порассуждать, поспорить о жизни. Задача устроителей конференции – дать возможность детям научиться у Лихачева тому, что по-настоящему важно в жизни. Ведь на протяжении всего своего жизненного пути, особенно в юношеские годы, мы задаем вопросы о том, зачем живем, чего можем добиться в этой жизни. Связь поколений неразрывна. Нужно всегда помнить о том, что мы часть великого народа, хранители и наследники великой культуры и литературы. И дело каждого в отдельности и всех вместе – хранить традиции, приумножать добро.Под музыку П.Чайковского «Подснежники» на экране мелькали слайды из жизни Лихачева, где он был запечатлен в разные моменты жизни: на отдыхе, в кабинете за работой, на встрече с учениками. И этим бы задан тон «Уроков». На пленарном заседании своими воспоминаниями о Дмитрии Лихачеве поделились ученые, представители отечественной культуры, которые знали Лихачева лично и продолжают его дело сегодня. По словам вице-президента Российского фонда культуры Л.Назаровой, Лихачев отстаивал нравственность и человеческие принципы чего бы это ему ни стоило, а та внутренняя духовность, которая была у самого Дмитрия Сергеевича, почти всегда позволяла ему прощать других. Назарова поблагодарила директора гимназии, ее педагогов и весь коллектив за возможность встретиться и лишний раз прикоснуться к личности Дмитрия Сергеевича, узнать об этом великом человеке что-то новое от тех, кому посчастливилось с ним общаться. Главный научный сотрудник отдела рукописей государственного исторического музея Е.Юхименко напомнила всем девиз Лихачева: «Торопитесь делать добро» – у каждого человека есть своя звезда, которая приводит его либо к какому-то важному событию в жизни, либо он сталкивается с человеком, который окажет на него влияние; как важно иметь такую звезду, которая приведет к доброму, хорошему и светлому. Вспоминая Лихачева, заведующий библиотекой архива Российского фонда культуры, главный библиограф дома русского зарубежья им. А.И.Солженицына В.Леонидов отметил: с Лихачевым была невозможна даже мысль о дурных поступках, когда-то Иосиф Бродский об Анне Ахматовой сказал: «одним поворотом головы она превращала вас в человека», те же слова относятся и к Лихачеву. По словам главного редактора журнала «Русская словесность» А.Княжицкого, без Д.Лихачева Россия осиротела, ведь он был духовным лидером нации.Свои проекты на конференцию представили учащиеся гимназий и лицеев Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Витебска, Саранска. Перед участниками стояла задача на примере жизни и деятельности Дмитрия Лихачева показать идеал высокой нравственности служения человечеству; влияние постоянного интеллектуального труда на нравственное становление личности; активизировать интерес к культурному наследию славянских народов, других народов России; при изучении творческого наследия ученого использовать совместную исследовательскую и проектную деятельность учеников и учителей.В рамках конференции работали две секции: «Русская интеллигентность и современность» под руководством А.Княжицкого и «Историческая память» под руководством И.Вощевоз. Лейтмотивом докладов секции «Русская интеллигентность и современность» стали слова Дмитрия Лихачева: «Интеллигентность – это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм». С докладами выступили ученицы гимназии №1503 А.Форысенкова («Петр I – чудо или чудовище на российском престоле») и С.Холмова («Емельян Пугачев на страницах литературных произведений» на примере произведений А.С. Пушкина и М.Цветаевой). Свои презентации показали ученицы гимназии №20 Саранска Е.Куприянова («Литературное наследие Д.С.Лихачева») и В.Горшкова («Точки соприкосновения творчества М.М.Бахтина и Д.С.Лихачева»); ученица гимназии №4 Смоленска Я.Ефременкова («Проблема уровня нравственности современной молодежи»); ученица гимназии №4 Витебска Ю.Пучковская («Образ Ивана-дурака в русских и белорусских сказках»). Особенно яркими и интересными были доклады учеников школы №444 В.Щетининой, Н.Ванторина и Р.Тебенихина «Записки о русской литературе» и «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева в изучении творчества А.С.Пушкина», ученицы Петергофской гимназии императора Александра II Санкт-Петербурга «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, связанные с отечественной войной 1812 года», а также ученицы гимназии №1503 С.Мелешковой «Эссе «О роли русской литературы в российской истории» на примере рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Секция «Историческая память» своим девизом выбрала слова Лихачева о времени: «Из трех делений времени – настоящее, будущее и прошлое – самое ответственное – настоящее, самое манящее – будущее, самое богатое – прошлое». Участники секции пытались разобраться в том, что же такое историческая память: основа совести и нравственности, долг перед собой и потомками, обсуждали вопрос о реальности красной книги культурного исторического наследия. С докладами выступили ученицы гимназии №1503 Л.Хусаинова («Страницы истории. Связь поколений»); Д.Браженко («Эссе «История – слово многозначное»). Презентации показали ученицы гимназии №4 Смоленска П.Скалунова («Роль российских женщин в Отечественной войне 1812 года»); К.Быля («История возникновения и развития славянской письменности»). С докладом «Санкт-Петербургское ополчение в Отечественной войне 1812 года» выступила ученица Петергофской гимназии императора Александра II Санкт-Петербурга Головацкая. Участники особо отметили выступления ученицы лицея №1525 «Воробьевы горы» Л.Пителинской «Московский метрополитен – культурное наследие столицы» и ученицы гимназии №4 Витебска Л.Масловой «Жилище славян и возникновение устойчивых выражений».После конференции мы побеседовали с директором гимназии №1503 Стеллой Цимбалюк и узнали у нее историю возникновения «Уроков Д.С.Лихачева»: «Идея возникновения подобного мероприятия родилась у нас давно. Хотелось найти детям идеал, пример для подражания в эпоху безыдейности и отсутствия авторитетов. Сначала это были внутришкольные конференции с двумя секциями: одна была посвящена Д. Лихачеву, другая – А.Сахарову. Мы говорили о личностях этих великих людей, их нравственных установках. В 2006 году – в год столетия со дня рождения Д.Лихачева – познакомились с Петергофской гимназией императора Александра II Санкт-Петербурга и решили провести уже открытую межгородскую конференцию. На конференцию приехали делегации школ из Витебска, Саранска, Санкт-Петербурга, потом присоединились школы Киева и Смоленска. В 2008 году мы провели конференцию сразу в Москве и Санкт-Петербурге: два дня в одном городе, два – в другом».Гимназия №1503 не просто организует конференцию. Каждый год в школу приглашают молодых ученых из Института русского языка, ИМЛИ, тех, кто общался с Лихачевым. Дети в течение года готовят всевозможные проекты, затем показывают их родителям, преподавателям вузов, студентам из РГГУ, МГПУ. При участии гимназии проводятся межшкольные педсоветы, на котором руководители других школ читают лекции по нравственному воспитанию, формированию образа гимназиста. Надо сказать, что на самом деле конференция проходит два дня. В первый день устроители организуют для участников культурную программу. Помимо общей экскурсии с традиционным посещением Красной площади дети идут в Третьяковскую галерею, в театры.Проводя подобные конференции, направленные на нравственное воспитание человека, гимназия №1503 и ее единомышленники в чем-то реализуют слова Дмитрия Лихачева о том, что любовь к своей стране должна быть действенной. Возможно, имея перед собой пример такой масштабной личности, как Лихачев, сегодняшние школьники станут теми, кто будет заниматься «экологией культуры», которой Дмитрий Сергеевич уделял пристальное внимание, говоря его словами «если природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности».
Комментарии