search
main
0

Торный путь для богатых и бесчестных?

Мне попалось на днях в интернет-дискуссии письмо юного торжествующего хама: все списал, и что, у нас Россия, такие нравы, и нечего изображать из себя девственника.

Нашему обществу ЕГЭ предлагался именно как социальный лифт, как гарантия прав неимущих и удаленных от центра. Получился (и нельзя сказать, что разработчиков не предупреждали) торный путь для богатых и бесчестных. Добавим к этому дипломы, которыми торгуют в метро. Порядочный выпускник сделался неконкурентоспособным. Нанесенный ущерб обществу можно сравнить с ущербом от выпуска фальшивых денег в количестве, равном количеству настоящих.Через несколько лет цитированный мною хам станет врачом, учителем, чиновником, юристом. И будет воспринимать свои обязанности по отношению к обществу как предмет купли-продажи. Заинтересовано общество в продвижении такого типа лифтом наверх?Полтораста лет назад при сдаче в эксплуатацию железнодорожного моста инженер, строивший мост, становился под этот новый мост и ждал, пока по нему пройдет поезд. Мост, который строили Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, рухнул. Неужели виновные не ответят? Заверят нас, что учтут недостатки, и продолжат свой путь к совершенству, сдадут несколько стрелочников, схваченных за руку, а сами уйдут в сторону?Предложения краткосрочные:1. Немедленно в масштабах страны всем вузам, которые берутся провести у себя вступительные экзамены, разрешить это сделать. Выделить для этого из бюджета заметные деньги при понимании, что мера сия временная, чрезвычайная, а также сопряженная со злоупотреблениями, каковые предлагается максимально отслеживать и пресекать. Вариант: провести в вузах в сентябре контрольные по профилирующим предметам, и по результатам явных жуликов с позором отчислить.2. Провести во всех регионах открытое расследование всех выявленных случаев нарушений сдачи ЕГЭ и проведения олимпиад с привлечением виновных к уголовной ответственности. Формулировка «мошенничество» сюда вполне подходит, чтобы в следующем году попавшиеся уже сидели, а не попавшиеся дрожали.Предложения долгосрочные:1. Кардинально повысить зарплату учителей, не ожидая от этого мгновенного улучшения в образовании, чтобы в России учитель перестал быть лузером, а стал богатым и уважаемым членом общества. Повысить зарплату и ждать, ведь это отзовется лет через десять. Есть ли более достойное применение для свалившихся на голову нефтегазодолларов?2. Резко изменить качество работы педагогических вузов. Пересмотреть программы, улучшить там профессорский состав (а и для этого деньги нужны), улучшить качество работы курсов повышения квалификации учителей-предметников, не прошедших на этих курсах экзамены отчислять за профнепригодность. Распространить шире опыт олимпиад для учителей-предметников, которые пока проводятся в небольших масштабах, за победы на оных олимпиадах учителям доплачивать. Если школьники будут знать, что их учительница не только двойки ставит, но и сама второе место в области по своей химии заняла, их отношение к учительнице будет другое.3. Учебные часы в школе тратить на учебу – на математику, физику, химию, биологию, а не какие-то второстепенные предметы.4. Если есть в стране деньги на различные уровни подготовки по одному предмету в одной школе – замечательно, нужно, чтобы школьник, осознавший себя будущим биологом, взял в последнем классе побольше биологии, скажем, за счет литературы. Но денег дополнительных на дифференциацию (так сделано, например, в Израиле) нужно много. Увеличится в школе количество часов (то есть нужно больше преподавателей и классов на то же число учеников), усложнится задача составления расписания, затруднится перевод из школы в школу. Если же денег на это в бюджете нет, то оставить как есть единую школьную программу, спецшколы (физико-математические, химико-биологические, языковые), если они своей вывеске соответствуют, всячески поощрять.5. Лживую идею об обязательном среднем образовании отставить. Обязательными считать 8 или 9 классов. Дальше – исключительно по желанию. Количество выставленных двоек не должно характеризовать работу учителя или школы. Нужны более тонкие критерии оценки работы, а для таких оценок нужны профессионально грамотные чиновники, а не «профессиональные лидеры», чтобы, посетив урок, они могли оценить не только тишину в классе и отсутствие окурков, но и профессиональный уровень учителя, а потом ему еще что-то ценное подсказать.6. Оценками работы учителя и школы могут служить и опросы выпускников – студентов лучших вузов (этот метод в случае определения соросовских учителей себя неплохо показал), и статистическое соответствие между оценками, полученными учениками в школе, а потом ими же в вузе. Закон больших чисел себя покажет.7. Возобновить чтение лекций по специальному государственному каналу ТВ (тут тоже нужны деньги). Речь не о популярных лекциях, хотя и они очень нужны, а о учебных. Для школьников – логарифмы, тригонометрия, законы Ньютона и Ома, щелочи и кислоты, хромосомы, для студентов младших курсов – базовые предметы: матанализ, линейная алгебра, общая физика, генетика. Пока еще в стране найдется для таких лекций один комплект профессиональных лекторов. Нужно пропагандировать заочные школы при МГУ и МФТИ.8. Наряду с пропагандой алкоголя, наркотиков и курения запретить законодательно пропаганду безграмотности в СМИ. Слишком часто разнообразные ведущие и их собеседники гордо заявляют, что они на самом деле почти ничего не знают из школьной программы, а вот преуспели! Другими словами, аттестат и диплом у них жульнические, но «их не догонят!». Так пусть же помалкивают, как и другие жулики, которых еще не успели поймать.9. Учитывать при поступлении в вуз отметки за последние несколько лет, результаты выпускных экзаменов, вступительных в вузе. Те, кто знает предмет, пройдут все эти барьеры, а расходы абитуриентов-жуликов возрастут многократно. Да и взаимный статистический контроль каждого из этих дублирующих друг друга экзаменов-фильтров с помощью современных компьютерных алгоритмов можно организовать. Если на вступительных экзаменах абитуриенты из какой-то школы показывают существенно более низкий балл по сравнению с тем, который им выдали, то соответствующего директора и завучей увольнять без права работать в образовании, публиковать их имена в СМИ.10. Следует несколько облегчить перевод студентов-отличников с платного на бюджетное обучение по результатам первых сессий. Мне приходится наблюдать тут явные несообразности: сильные в знаниях студенты платят из последних финансовых сил, а слабаки прохлаждаются на бюджете.11. Выпускные государственные экзамены в вузах и защиты дипломов дополнить экзаменами, которые проводят комиссии со стороны. При неудовлетворительной статистике результатов вузы закрывать, а соответствующих руководителей лишать права работать в образовании.12. Падение престижа знаний в России связано с ситуацией на рынке труда. Жулики или успешные болтуны в нашем больном обществе слишком часто пробираются наверх, те же, кто создает реальные ценности, а этот процесс требует знаний, – слишком часто оказываются внизу. Это видят все, пока эта ситуация в стране не изменится, разговоры о пользе знаний останутся разговорами.Все эти долгосрочные пункты связаны с деньгами. Пытаться сделать что-то без денег – терять драгоценное время. Автор полагает целесообразным заявить, что ни он, ни его родственники в школе или в педагогическом вузе не преподают. Впрочем, несколько лет назад вел в московском лицее «Вторая школа» специальный курс математики. После этого все слушатели спецкурса поступили в МГУ на мехмат и физфак. Зарплата (несмотря на мою докторскую степень) была там вполне символической.В ликвидации катастрофы в образовании автор заинтересован лично. Ко мне на отделение прикладной математики и информатики приходят студенты подчас с колоссальными пробелами в школьном курсе. Но без высоких баллов к нам не поступить, стало быть… почем ЕГЭ брали-то? И как их мне учить? А те, кто честно заработал балл пониже, те, которых я вполне мог бы учить и научить, они-то остались за бортом.На недавних Колмогоровских чтениях-IX был доклад «Преподавание высшей математики в вузе в условиях незнания студентами элементарной». Это как? Ведь если такой один жулик-абитуриент просочился в вуз, так дела его будут плохи. Выгоним после первой сессии. А ежели таких студентов на курсе большинство? Появляются у них коллективные интересы – «отбить бабки», затраченные на покупку ЕГЭ, не вылететь из вуза и получить диплом любой ценой. Любой. Тут такая классовая борьба, такое давление на честно работающих преподавателей будут – не хуже, чем раскулачивание и «борьба с вредителями – буржуазными специалистами» в прошлом веке. А с другой стороны от преподавателя находится вуз, он с численности студентов получает деньги. Это справедливо, но нельзя брать в студенты пройдох, нельзя потакать вранью, иначе они нас сожрут.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте