search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

Торговые сети: волшебство, да и только

В течение последних нескольких лет в России стремительно развивались крупные торговые сети как иностранные, так и отечественные. Причин тому несколько: увеличение доходов населения; исторически сложившаяся тяга к крупным магазинам, в которых можно приобрести весь спектр товаров; стремление к посещению новых и красивых гипермаркетов, большинство из которых принадлежат иностранным компаниям; цены на продукцию, часто устанавливаемые ниже среднерыночного уровня. Сначала крупнейшие торговые сети прочно закрепились в Москве, а в последние годы активно двинулись в регионы. Причем в ходе этого движения представители всех уровней власти страны всячески одобряли и поддерживали деятельность торговых сетей, объясняя это тем, что их активное развитие постепенно придает нашей торговле цивилизованные формы. В результате многие небольшие розничные магазины, ларьки и даже универмаги оказались закрыты, а их помещения были отданы филиалам торговых сетей. Тут и проявились их негативные стороны.

Но сначала попробуем ответить на вопрос: почему же россияне в последние годы так активно посещают современные гипермаркеты и оставляют там весьма значительную часть своего бюджета?

По статистике, человек в среднем проводит в магазине три четверти часа в день. Современный ритм жизни должен стимулировать сокращение времени, проводимого в магазинах. Но вместо этого все больше людей едут в гипермаркеты покупать товары, которые можно приобрести в ближайшем магазине. Причин несколько:

Современные гипермаркеты – это настоящие центры развлечений. Люди приходят туда семьями, оставляют детей в комнате отдыха, а потом изучают, оценивают и примеряют весь ассортимент товаров. К вечеру всей семьей они смотрят выступление какой-нибудь группы, катаются на коньках или посещают кинотеатр. Большие магазины открыты круглосуточно – только приходи и трать деньги.

Атмосфера, царящая в гипермаркетах, всячески притягивает посетителей и располагает к расходованию средств. Музыка – весьма важная составляющая успешной работы крупного магазина. Владельцы торговых сетей заметили, что с помощью тихих лиричных мелодий человек легче расстается с деньгами.

В крупном магазине трудно найти цену на товар, а если вы ее и найдете, то обнаружите, что она не круглая. Психологи выяснили, что цены, обозначенные десятыми и сотыми долями, покупатель считает для себя наиболее приемлемыми – ему кажется, что магазин на этот товар делает скидку. Расстояние между полками в гипермаркетах не больше 2,5 метра. Шире их располагать нельзя, иначе не будет возникать пробок. А ведь пробки – двигатель торговли, так как, ожидая, пока освободится проход, потребитель сможет наполнить свою тележку еще какой-нибудь продукцией.

Торговые сети сегодня представляют собой центры «статусного потребления». Подобно тому как «Макдоналдс» стал в начале 90-х символом западной цивилизации, что побуждало людей в обязательном порядке посетить его, также и крупные гипермаркеты подчеркивают статус и положение покупателя в обществе. Многие люди гордятся тем, что приобретают товары именно в крупных гипермаркетах, а не в обычных магазинах. Ну а торговые сети весьма интенсивно пользуются такой лояльностью к себе со стороны потребителей.

Покупательские потоки в крупном магазине подчинены определенным законам: человек с тележкой ходит чаще всего против часовой стрелки, взгляд посетителя падает в первую очередь на правую сторону полки – там-то хитрые торговцы и размещают товар, который они больше всего хотят продать. Самые дорогие продукты выкладывают на уровне глаз, обязательно «лицом» к потребителю, тогда как дешевые располагаются внизу или заставляются другими. Пока потребитель доходит до отдела с продуктами, за которыми и приезжает большинство покупателей, он успевает попутно набрать еще массу полезных и бесполезных вещей.

Крупные торговые центры в силу этих причин занимают все более доминирующее положение в современной торговле, вытесняя малые и средние розничные магазины. В результате у центров появляется монопольная власть, которая имеет тенденцию рано или поздно выходить на поверхность.

Сговор торговых сетей и сознательное повышение ими цен, по мнению многих экспертов, явились одними из главных причин скачка инфляции, произошедшего в последние месяцы. Другие негативные моменты деятельности гипермаркетов заключаются в высоких торговых наценках, избирательном подходе торговых сетей к поставщикам, высоком уровне оплаты вхождения в сеть и многих нерыночных правилах игры. Сегодня все чаще звучат мнения о том, что необходим закон, который бы регулировал работу торговых сетей и способствовал ограничению их негативного монопольного влияния на производителей и покупателей. Насколько велика вероятность введения госрегулирования в области сетевой торговли, покажет время. А пока гипермаркеты продолжают свое наступление на рынок, захватывая все большую часть российских потребителей.

Конечно, развитие и распространение торговых сетей по территории страны продолжится и в дальнейшем. И даже последний скандал с инфляцией этому процессу не помешает. Но власти любой страны должны понимать, что необходим здравый компромисс между крупными супермаркетами и небольшими розничными магазинами. Когда торговые сети вытесняют мелких торговцев, то возможно возникновение монополизма и роста цен; без крупных же сетевых компаний страдают ассортимент продукции и качество обслуживания, торговля приобретает менее цивилизованные формы. Да и населению надо понять, что необязательно ехать в крупные торговые центры для покупки многих товаров, их можно найти в близлежащем магазине, к тому же уровень цен и качество обслуживания там могут не уступать аналогичным показателям в гипермаркетах.

Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте