Он хотел пойти в кулинарное училище, чтобы готовить вкусную пищу для гурманов. Судьба распорядилась по-другому и хорошо сделала, иначе школа №2 в Котельниках Московской области осталась бы без прекрасного педагога.
В свои двадцать девять Павел Николаевич Сысуев не только состоялся как учитель и друг для самых маленьких учеников и их родителей, но уже делится опытом с коллегами. Павел Николаевич – победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2015, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья»-2019, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020. А ведь вначале московские школы его не брали на работу: слишком молодой, да еще без опыта, только что после педагогического колледжа. Место нашлось через дорогу от его дома, уже в областных Котельниках. Не иначе опять вмешалась судьба. Директор школы №2 Надежда Александровна Музыка поверила в молодого человека и взяла его на работу учителем младших классов.
Сейчас он классный руководитель у первоклашек и может похвастаться целыми двумя выпусками. Самые первые его ученики оканчивают девятый класс, и Павел Николаевич, конечно, знает, кто чем живет и чем интересуется, куда будет поступать. Те ребята, что сейчас в пятом классе, часто забегают к нему поздороваться. Рассказывая о своих учениках, настоящих и бывших, Павел Николаевич весь преображается: лицо озаряется лучистой радостью, голос становится звонче. «Один мальчишка, – говорит педагог, – с которым пришлось повоевать первые четыре года, теперь часто возвращается со мной из школы домой. Беседуем дружески, выровнялся парень». И чувствуется, что Павел Николаевич рад этому по-настоящему, как радовался бы за родного младшего брата.
В роли учителя ему было комфортно с самого начала. В педагогическом колледже все давалось легко, особенно практика. Он не нервничал, перед тем как переступить порог класса, где тебя встречают тридцать пар озорных и пытливых глаз. Павел Николаевич еще на практике понял, что нашел свою профессию. Но прежде чем прийти в педагогику по-настоящему, пришлось отслужить в армии. Служил в войсках связи в Брянске, демобилизовался в звании младшего сержанта и в тот же год стал учителем в школе.
Параллельно с работой Павел Сысуев заочно окончил Московский городской педагогический университет, но и сегодня с благодарностью говорит о начальном образовании: полученными в колледже навыками коррекционно-развивающего обучения он пользуется до сих пор. Например, профессиональным взглядом видит учеников, которым в силу особенностей развития или воспитания нужно уделить особое внимание.
Он почти круглосуточно на связи с родителями своих учеников. Если не может, находясь в командировке, провести длинную беседу, коротко отвечает в мессенджере. А командировок бывает немало: и по Московской области, и в регионы. Это и открытые уроки для молодых учителей, и всероссийские профессиональные конкурсы, и многочисленные семинары.
– Школы Московской области достаточно тесно взаимодействуют. Могут позвонить и попросить дать открытый урок по определенной теме. В доковидные времена различные мероприятия проходили примерно раз в месяц. Я стремился участвовать, чтобы приобрести опыт публичных выступлений, пообщаться с другими преподавателями. Меня приглашают, потому что я сам не так давно учительствую, еще хорошо помню, каково это – быть молодым педагогом. Тем более что мужчина в начальных классах – это редкость, – говорит Павел Николаевич.
Когда он входит в незнакомый класс, то должен с первых секунд обратить на себя внимание детей. И у него получается. Павел Николаевич не использует уменьшительно-ласкательных обращений, а разговаривает с классом уважительно, на равных. Считает, что детский сад закончился, а значит, нужно выстраивать с семилетками деловое, конструктивное общение. С детьми из своего класса использует тот же метод: может к ребенку и на «вы» обратиться, и даже по имени-отчеству, если нужно привлечь убежавшее в окно детское внимание. И это работает. На его взгляд, чем раньше дети привыкают к деловому общению, тем легче им будет в средней школе, не говоря уже о старшей.
Младшие школьники отражают в своем поведении все, что происходит вокруг них. На взгляд Павла Николаевича, в современном обществе складывается не очень здоровая атмосфера. Взрослые люди позволяют себе быть инфантильными до седых волос, но от собственных детей требуют все больше и больше, фактически лишая их части детства. Возможно, поэтому агрессивность у детей смещается с позднего подросткового периода на начальную школу.
– Младшие школьники развиваются сегодня быстрее. Но если сравнивать с нашим детством, то все стало жестче. Необходимо и в учебе успевать, и всестороннее развитие получать – спортивное, художественное, творческое. У нас не было такой конкуренции среди школьников, в каждом классе все знали, что есть отличники и троечники, никто не стремился сделать весь класс максимально успешным. Родители нагружают школьников большим количеством секций, строго спрашивают за успехи в учебе, часто при этом забывая, что семилетнему человеку очень важно просто побыть ребенком, отыграть свою социальную роль именно в детстве, потому что потом у него такой возможности уже не будет. Возможно, инфантильность у взрослых берет начало в детстве: от них тоже слишком много требовали, каждый шаг был расписан, а самостоятельности в принятии решений в результате так и не появилось.
Главная тема его первых родительских собраний: ребенок – зеркало воспитания в семье. Современные родители, весьма требовательные к школе, нацеленные на успешность ребенка во всем, зачастую забывают выставлять те же требования к самим себе. Учителю приходится тратить все больше времени на то, чтобы донести до родителей простую мысль: ребенок впитывает в себя и потом демонстрирует в школе и социуме модели их собственного поведения.
Непросто пришлось молодому учителю в первые годы работы. Кроме русских ребят у Павла учились белорусы и украинцы, цыгане и армяне, таджики и киргизы. Проблем с детьми не было, разве что с русским языком. Скорее сложности возникали с родителями.
– Когда ты весь год более интенсивно работаешь с ребенком-иностранцем, чтобы потом у него не возникло проблем с учителем русского языка, но приходит мама и говорит с ним на родном языке, а дома вообще не говорят по-русски, как можно требовать от ребенка хороших результатов в неродном языке? Приходилось объяснять родителям, что даже задачку по математике без знания русского они не смогут правильно понять, тем более решить, а что уж говорить о задании по литературе. Домашнее погружение в родной язык для такого билингва – фактически стирание всего того, что ему успели дать в школе, – говорит учитель.
Часто в диалоге с родителями помогает школьный психолог. С ним можно проговорить суть проблемы, выстроить маршрут помощи семье. Общий язык с детьми находит Павел Николаевич, а со взрослыми работает уже психолог – деликатно обозначает проблему, прорисовывает пути ее решения. Многие родители потом благодарят, хотя поначалу воспринимают замечания с обидой.
Во многом роль педагога во взаимодействии с родителями в том и состоит, чтобы корректно разъяснить, что никто не хочет их ни в чем обвинить, а неприятные вопросы поднимаются лишь затем, чтобы помочь их собственному ребенку. И если такое взаимодействие с педагогом, со школой вообще возникнет в самом начале обучения, в дальнейшем педагогам-предметникам будет проще общаться с родителями при возникновении у подростка каких-либо проблем. «В конечном итоге для нас главное, – резюмирует Павел Сысуев, – успешность и благополучие самого учащегося».
В начальных классах большое внимание уделяется теме публичных выступлений. И здесь пригождается инструментарий, наработанный в тех же командировках. Павел Николаевич рассказывает классу о своих выступлениях в других школах, чтобы они понимали, что он требует от учеников того же, чем часто занимается сам. Впечатляют цифры: выступал, мол, перед залом на 300 мест. Собственным примером стимулирует детей говорить красиво, четко, выразительно.
В этом Павлу Николаевичу тоже помогают логопедические наработки, полученные в педагогическом колледже. Когда ставит фонетику, вырабатывает хорошее произношение при чтении, использует методики подготовки речевого аппарата, делает с ребятами перед уроком обычную артикуляционную гимнастику. «А я и не понимал, – говорит Павел, – зачем нам в колледже преподавали принципы дыхания с помощью диафрагмы. Теперь знаю – чтобы связки не повредить. За девять лет работы в школе я ни разу не сорвал голос в отличие от многих педагогов-новичков».
О том, как могут пригодиться детские увлечения во взрослой и профессиональной жизни, он тоже знает на собственном примере. В детстве Павел любил собирать из отдельных запчастей и маленьких деталей модели техники времен Великой Отечественной войны. Детское увлечение выросло вместе с ним и теперь помогает в проведении уроков. Модели легендарных танков Т-34 служат раздаточным материалом, когда проходят военную тему. При этом Павел Николаевич рассказывает, что это конструктор, который можно купить и собрать самостоятельно, чем закрепляет интерес, особенно у мальчишек. Некоторые из них обзаводятся благодаря учителю новым хобби и вплоть до 9‑го класса собирают модели танков, самолетов, кораблей.
В классе ждет завершения сборки модель крейсера «Варяг», о подвиге которого также можно рассказать и даже спеть легендарную песню, а отсюда выйти на песни военных лет, через них поведав об исторических перипетиях того героического времени. Кстати, методику преподавания темы войны через песни Павел позаимствовал на одном из семинаров у преподавателя истории из подмосковных Химок. Так работает взаимодействие между коллегами – на пользу детям.
О конкурсе «Учитель года» Павел Николаевич отзывается восторженно. Отмечает хорошую организацию, благодарит за возможность общения с коллегами. «Мы настолько сплотились во время прохождения конкурса, когда все находились в одинаково стрессовой ситуации, что общение не прерываем», – рассказывает учитель из Котельников.
Учителя, прошедшие испытание всероссийским конкурсом, переписываются в специально созданной группе в соцсети, поздравляют друг друга с праздниками, первыми, раньше профильных министерств и областных начальников, узнают региональные новости. Но главное – складывают в общую копилку свежие идеи, методики и наработки. Уникальную пользу такого обмена опытом сложно переоценить. Казалось бы, что нового можно узнать о преподавании в начальной школе? Но Павел Николаевич Сысуев постоянно берет на вооружение то одну учительскую хитринку, то другую, щедро делясь при этом собственными успешными наработками.
Наверное, можно быть просто учителем в школе. Ходить на работу, отрабатывая обязательную программу. А можно участвовать в конкурсах, общаться с коллегами и получать от этого удовольствие. Радоваться мелочам, которые помогут еще лучше донести материал до каждой пары озорных и внимательных глаз.
И очень хорошо, что кулинарный техникум потерял в лице Павла Сысуева шеф-повара. Он и сейчас любит приготовить для себя и гостей что-нибудь эдакое. Но главный его рецепт представляется таким: возьмите зеленые ростки, сдобрите их вниманием, терпением и уважительным отношением, тогда на выходе вы получите красивую, стройную, любознательную, здоровую поросль.
Галина СЕРГЕЕВА, Московская область
Комментарии