search
main
0

Тонким перышком в тетрадь

О школе и прочих пустяках...

«Буквы разные писать // Тонким перышком в тетрадь // Учат в школе, учат в школе, // Учат в школе…» Помните? Эх-ма, как же оно проходило, это самое 1 сентября с портфелями, тетрадями, будильником, который перепроверялся по нескольку раз?

А какие у вас воспоминания об учебе?

– Мама, точно в 7.30 прозвонит? – волновались вы, внимательно оглядывая выглаженные брюки и ру­башку.

– Точнее не бывает! – отвечала мама, растягивая кончики губ в чуть заметной улыбке.

И вот оно – 1 сентября, долгожданный День знаний. Линейка, цветы, выступление директора школы с типичными фразами о начале нового учебного года и необходимости получения хороших оценок. Это потом уже, спустя несколько лет от Последнего звонка, ваш однокашник Витька будет отбывать срок в исправительной колонии, красавица Валька уедет в Тбилиси вслед за мужем, а нелюдимый Егорка окажется в основном составе большого хоккейного клуба, играющего в КХЛ. А пока вам все еще предстоит «Вычитать и умножать, // Малышей не обижать…».

Но что делали в школе сто лет назад? И как обучались в ней пионеры середины прошлого столетия? Об этом нам теперь остается узнавать у наших бабушек и дедушек, а также выуживать по крупицам из кинофильмов и книг.

Одним из первых фильмов, затрагивающих вопрос образования, была картина «Путевка в жизнь» 1931 года, снятая по сценарию Александра Столпнера. Уже после Второй мировой войны появилась другая нашумевшая картина – «Сельская учительница» с замечательной музыкой Шварца, охватывающая почти четыре десятилетия жизни учительницы Вари, которая окончила Петербургскую гимназию еще в дореволюционное время и отправилась обучать детей премудростям знаний в провинциальную школу. Ох и нравился этот фильм советской публике! Его показы собирали полные залы и били все рекорды по количеству проданных билетов.

Чуть позднее на советских экранах выходили такие картины, как «Алеша Птицын вырабатывает характер», снятая по одноименной повести Агнии Барто, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» о приключениях и злоключениях пионера Кости Иночкина. Была картина Андрея Кончаловского, снятая по повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», в которой красноармеец Дюйшен приезжает по путевке комсомола работать в далекий киргизский аул с целью строительства школы. Однако местные жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов можно пасти и без грамоты.

Что и говорить, вопрос образования советскую власть волновал и беспокоил. В фильмах и книгах показываются школьный быт, школьная романтика, школьный юмор, приключения школьников и учителей, их взаимодействие друг с другом… И все же остается ряд пробелов, о которых юный житель сегодняшней России может и не знать. Например, как вообще появилась школа? Как менялась программа обучения учеников? Кто мог учиться в школе, а кто – нет?

Книга Ирины Лукьяновой «Парта, фартук, два труда», история школы, вышедшая не так давно (Парта, фартук, два труда. История школы в России / И.В.Лукьянова; худож. Н.Кузьмина. – М. : РОСМЭН, 2020. – 96 с.), в которой повествуется об этом и многом другом, хорошо подойдет как самим школьникам, так и их родителям. Из этой книги можно вычерпать целое озеро информации о том, как учились советские дети и как обучались в гимназиях и церковно-приходских школах жители Российской империи; какие у них были учебники, какие парты.

«До 1964 года в начальных школах страны был предмет «Чистописание», – объясняет Ирина Лукьянова. – Сейчас бы сказали – каллиграфия, искусство писать красивые буквы. Ученики старательно выписывали идеальные буковки пером и чернилами. К сожалению, с тех пор время на обучение письму постоянно сокращалось. Вместо пера и чернил появились сначала шариковые ручки, а потом гелевые.

Сегодня школьные занятия начинаются со звонка на первый урок. В школах дореволюционной России они начинались с молебна, так как сознание людей было таким, что лирики получали госпремии и всяческие одобрения властей, а физикам приходилось хорошенько попотеть, прежде чем заполучить благосклонность императорского двора. Но уже после революции уроки начинали с зарядки. Зарядку советские дети не особо жаловали. Если учительница не смотрела, можно было только создавать видимость выполнения упражнений. Помните песню Высоцкого: «Вдох глубокий, руки шире, // Не спешите, три-четыре! // Бодрость духа, грация и пластика…»? Хотя обычно по первой программе Всесоюзного радио передавали для школьников песню с такими словами: «На зарядку становись! // Рассчитайся по порядку, снова солнцу, снова солнцу улыбнись…»

И дети вяло улыбались, думая о предстоящем уроке алгебры, которую преподавала строгая Светлана Анатольевна.

Один раз в неделю вместо зарядки проводили урок политинформации. Ученики должны были заранее прочитать свежий выпуск газеты (возможно, даже «Учительской»!) и доложить одноклассникам о политическом положении в мире. Как правило, политинформаторы пересказывали газетные статьи и телепередачу «Международная панорама».

Но с чего все начиналось? «Откуда есть пошла» школа русская? А вот вам: в 1732 году в Санкт-Петербурге начинает работать Сухопутный шляхетский кадетский корпус, куда принимают грамотных дворянских детей. В расписании корпуса значатся такие предметы, как русский, немецкий, французский языки, латынь, чистописание, грамматика, риторика, мораль, геральдика, танцы, вольтижирование (верховая езда) и солдатская экзерциция (строевая подготовка). Теперь понятно, откуда у Антония Погорельского родился сюжет «Черной курицы»?

А какие у вас воспоминания о школе? Хотели бы вы вернуться в нее обратно и вновь пройти мимо кабинетных парт, исписанных мелками досок и склонившихся над журналами преподавателей, уже остановивших свой взор на вашей фамилии, напротив которой подозрительно много прогулов?

Ваня БЕСЧИНКИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте