Аспирант Томского государственного университета создал первую в России базу данных из конкретных и абстрактных существительных, где описал их связь с различными модальностями – зрением, слухом, вкусом, запахом. Эта работа позволит вычислить закономерности обработки человеком информации.
Базу данных также можно использовать для отбора стимулов в медицинских и когнитивных тестах, чтобы улучшить реабилитацию при нарушениях речи, сообщает пресс-служба ТГУ. Статья о результатах работы молодого ученого была опубликована в журнале Journal of Psycholinguistic Research.
\”В когнитивных науках, в образовании и медицине долго господствовало мнение, что языковые единицы абстрактны и отделены от нашего физического опыта. Как следствие, дети учат иностранные языки путем сопоставления иностранных слов со словами родного языка. Новые исследования в области воплощенного познания показывают, что принципиально важно, какой опыт связан с теми или иными словами – это значимо для запоминания, извлечения информации и глубинного понимания\”, – цитирует пресс-служба ТГУ – говорит Алексея Миклашевского.
Сейчас в базу данных входят 506 конкретных и абстрактных существительных. Также лингвист провел эксперимент и выявил, насколько для носителей русского языка конкретное слово связано со зрением, слухом, вкусом.
– Мы увидели, что больше всего существительные связаны с визуальной информацией, так как зрение – ведущий канал получения информации. Следующей по значимости является тактильная и аудиальная модальность, на последнем месте – вкус и запах, которые тесно связаны между собой, потому что продукты питания – это особый стимул, важный для человеческого выживания. Аудиальная информация стоит отдельно от остальных, она как бы сохраняется в особом модуле в сознании изолированно от других типов информации, – отметил Алексей Миклашевский.
База данных опубликована вместе со статьей. Она позволяет понять, как функционирует сознание, как мы усваиваем язык и как язык хранится в памяти. На основе этого знания можно разрабатывать методики изучения родного и иностранного языка, а также технологии реабилитации после нарушения речевых функций.
В дальнейшем ученый планирует расширять базу данных, чтобы те, кто будут ею пользоваться, могли составить более детальную картину своих исследований.
В вузе добавили, что Алексей Миклашевский выиграл конкурс на получение стипендии Президента РФ для обучения за рубежом в 2016/17 учебном году и провел один семестр в Потсдаме (Германия), где работал с профессором Мартином Фишером, одним из крупнейших современных специалистов в области воплощенного познания и исследований математического мышления.
По информации tsu.ru
Фото источника
Комментарии