search
main
0

Только в России можно получить высшее цирковое образование

Полку бакалавров прибыло. Приказом министра образования и науки РФ в сентябре 2011 года принят и утверждён федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Цирковое искусство». Автором идеи создания полноценного высшего образования в цирковом искусстве стал выпускник Смольного института РАО, член Экспертного совета по качеству профессионального образования и развитию карьеры Комитета по образованию Федерального собрания Госдумы Владимир Беличенко.

Как заметил инициатор «вышки» для цирка, русское цирковое искусство – это выдающееся и неповторимое явление. Оно внесло значительную лепту в мировую культуру. В 1926 году в Москве было открыто первое цирковое училище, благодаря которому появилось множество замечательных артистов. Можно вспомнить только несколько имён, составляющих славу отечественного цирка: клоун Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин.

В основе циркового искусства лежат особое умение и навыки, поэтому логично, что воспитание «циркача» должно начинаться как можно раньше. Чем раньше ребенок начнет совершенствовать свои физические возможности, тем больших успехов он может достичь. Но и без высшего образования артисту цирка в современном мире нельзя. До сегодняшнего дня подготовка специалистов велась только в рамках среднего профессионального образования, а высшее образование можно было получить лишь в разряде режиссуры цирка. Причём преподавание этого направления ведется в вузах крайне редко, хотя артистов цирка не меньше, чем артистов эстрады, филармонических артистов и т.д.

По словам Владимира Беличенко, эту проблему необходимо было разрешить. При Творческом союзе работников культуры и искусства был создан научно-аналитический центр, где велась разработка образовательного стандарта в рамках бакалавриата по направлению «Цирковое искусство» при активном участии преподавателей Смольного института РАО. По завершении стандарт успешно прошёл все экспертные оценки, что иначе как нонсенсом для образования не назовёшь. Как пояснил автор идеи, наверное, это произошло потому, что само время требовало стандарт. Таким образом, артистов цирка можно поздравить с тем, что с будущего года они смогут получать высшее цирковое образование. После прохождения процедуры лицензирования можно будет объявлять набор на эти направления подготовки. Вузы, которые будут готовы к реализации данного стандарта, откроют свои факультеты и примут студентов уже в следующем году. Примечательно, что наша страна в этом плане стала первопроходцем. Высшего циркового образования нигде в мире нет.

Владимир Беличенко также предложил ввести в образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Музыкальное искусство эстрады» новшество в виде блок-профиля подготовки «Мюзикл, шоу-программы». Разработкой данного стандарта по поручению Минобрнауки РФ занималась Российская академия музыки им. Гнесиных. «Мюзикл в нашей стране живёт по большому счету с 1930-х годов, а мы не готовим специалистов по мюзиклу, – пояснил Владимир Беличенко. – Сегодня у нас первая страна в мире, которая будет давать высшее образование по профилю «Мюзикл и шоу-программы». Я считаю это великим достижением в образовании и в искусстве».

Кроме того, есть идея и о создании экспериментальной образовательной площадки в виде Федерального университета музыкального и циркового искусства эстрады, который Минобрнауки РФ уже поддержало.

Как объяснил Владимир Беличенко, сочетание цирка и эстрады здесь не случайно: «Российская эстрада зародилась в цирке. Первые элементы эстрадных номеров проявлялись именно на манеже. Это были качественные, красивые номера. Все конкурсы артистов эстрады проходили на базе цирка, потому что цирк – это красочность, яркость, выразительность, грация. Мы идём в цирк, как в первый раз, всегда ожидая чего-то нового. Цирк всегда удивляет. Симбиоз цирка и эстрады сохранялся в России довольно долго, пока министру культуры Фурцевой не пришло в голову «убить этот жанр», то есть цирковой жанр. В результате цирк и эстрада разошлись в разные стороны. Что мы видим сегодня на эстраде? Сплошная анатомия, вульгарность, трёхаккордные песни, отсутствие талантливых решений, гармонии, вкуса и профессионализма. Это произошло, потому что артисты стали вариться в собственном соку. Я убеждён, что слияние с цирком изменит ситуацию и обогатит жанр».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте