search
main
0

Только работа спасет от уныния Тема “Человек на рынке труда”. 9-й класс

Цели: познакомить учащихся с понятиями: “Рынок труда”, “Заработная плата”, “Закон спроса и предложения”, “Профсоюз”, “Социально-рыночная экономика”, “Способы защиты и нападения работодателей и наемных рабочих” (экскурс в историю), с материалами Закона “О занятости населения в РФ”. Научить учащихся (пока в игровой форме) заполнять необходимые документы при устройстве на работу. С помощью мини-теста помочь им определиться в выборе будущей профессии (совет психологов).
Эпиграфом к данной теме я хотела бы взять английскую пословицу: “Работающий стоит своей платы”.
Выбор творческой группы (создание опорной таблицы по теме “Человек на рынке труда”)
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о таком экономическом понятии, как рынок. Но не о совсем обычном рынке. Мы привыкли считать, что рынок – это совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность одним продать, а вторым купить товар. На рынке, о котором сегодня пойдет речь, тоже можно продать и купить товар, но товар особого рода – рабочая сила. Торговать своей рабочей силой приходят люди на рынок труда.
Определение:
Рынок труда – способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям – нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой или иной деятельности.
В России рынок рабочей силы регулируется Законом “О занятости населения в РСФСР”, принятым в апреле 1991 года. Этот закон устанавливает, что: каждый гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, а поэтому никто и ни в какой форме не может принуждать его к труду или наказывать за незанятость; гражданин России имеет право работать за рубежом и искать там работу; помощь в поиске работы оказывают службы Государственного комитета по занятости.
Этот рынок похож и не похож на остальные товарные рынки. Здесь тоже действуют законы спроса и предложения.
Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число могут нанять работодатели. (Закон спроса).
Чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше людей готовы заниматься такой работой. (Закон предложения).
На основании спроса и предложения формируется цена данного товара – рабочей силы. Эта цена называется заработной платой.
Определение:
Заработная плата – величина денежного вознаграждения, выплачиваемая наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.
Как вы считаете, совпадают ли интересы работников и наемных рабочих или они противоположны?
Рассуждения учеников:
С одной стороны интересы наемных работников и работодателей противоположны: первые стремятся получить как можно большую зарплату. Вторые прямо заинтересованы в том, чтобы платить как можно меньше и за счет этого до максимума увеличить прибыль.
С другой стороны, они до крайности заинтересованы и нуждаются друг в друге. Без наемных работников работодатели просто не смогут организовать свою деятельность, а значит, лишатся доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.
Действительно, вся история полна примеров борьбы интересов этих двух мощных экономических сил. После отмены рабства предприниматели искали новые способы обеспечения покорности наемных работников. Наиболее широкое распространение в ХIХ-ХХ веках получили такие способы как:
Составление “черных списков” (занесение борцов за повышение заработной платы и улучшение условий труда в особые списки, при увольнении их никто не брал на работу).
Локаут (из английского языка “запирать перед кем-то дверь”), когда работодатели в ответ на требования о повышении зарплаты просто закрывали предприятия на несколько недель, рабочие оставались без средств к существованию.
Наем штрейкбрехеров (из немецкого языка “ломающий забастовку”), временных рабочих, согласившихся работать на условиях предпринимателя.
Контракт “Желтой собаки” (так назвали этот способ американцы): работник при оформлении на работу подписывал контракт, где один из пунктов запрещал участвовать в забастовках и поддерживать активных борцов.
Естественно, наемные работники не думали соглашаться с такой политикой предпринимателей. Они отрабатывали и совершенствовали свой арсенал методов.
1. Забастовки (стачки) – прекращение работы до тех пор, пока не будут удовлетворены их требования.
2. “Работа по правилам” (итальянская забастовка) – работа с соблюдением всех требований техники безопасности, очень медленно, что резко снижает производительность труда.
3. Создание политических партий, добивающихся законным путем принятия решений в пользу рабочих (социалистическая ориентация).
4. Организация профсоюзов.
Профессиональный союз (профсоюз) – объединение работников одной профессии, отрасли производства (услуг) или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников при согласовании с работодателями единых условий труда и его оплаты для всех членов профсоюза.
Профессиональные организации наемных работников впервые стали возникать в Европе в конце ХVIII века. Историки считают, что первый настоящий профсоюз, или “трейд-юнион”, создали хлопкопрядильщики Ланкашира в 1792 г. Примерно тогда же похожие организации под названием “общества сопротивления” стали образовываться и во Франции. Как тайная организация под названием “Рыцари труда” возникли профсоюзы и в США. Членами этого профсоюза могли стать все, кроме “адвокатов, банкиров, спекулянтов и детективов Пинкертона”, т.к. они тоже занимались вооруженным разгоном забастовок и преследовали членов профсоюзов.
В России профсоюзы появились лишь в начале ХХ в., незадолго до первой русской революции.
Едва родившись на свет, все профсоюзные организации вынуждены были уйти на нелегальное положение.
Двадцатый век стал эпохой расцвета профсоюзов. Но похоже, что в наши дни профсоюзы в развитых странах уходят в историю по мере становления социальной рыночной экономики.
Согласны ли вы с данным утверждением, что в настоящее время деятельность профсоюзов не так нужна, как раньше? (обсуждение вопроса)
Вывод:
Да, действительно, роль профсоюзов значительно уменьшилась с развитием социальной рыночной экономики.
Определение:
Социальная рыночная экономика – общественное устройство, при котором государство активно поддерживает развитие свободной конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, а также реализует обширные программы поддержки социально не защищенных групп граждан.
Мини-тест “Твои перспективы в выборе карьеры”
Ученикам предлагается 5 картинок с изображением следующих предметов: машина, группа людей, человек за компьютером, театральные маски, черепаха. (см. Приложение)
В течение одной минуты они должны выбрать 1 картинку, которая им больше всего импонирует.
Затем предлагается расшифровка:
“Человек – машина”
Предмет труда: технические системы, материалы, энергия.
Действия: создание, сборка, ремонт технических устройств.
Примеры профессий: инженер, конструктор, радиомеханик, водитель, испытатель.
“Человек – человек”
Предмет труда: люди, коллективы.
Действия: медицинское обслуживание, воспитание и обучение, юридическое обслуживание.
Примеры профессий: врач, преподаватель, социолог, юрист, менеджер, стюардесса, экскурсовод, социолог, психолог.
“Человек – знак”
Предмет труда: цифры, коды, тексты, чертежи.
Действия: проектирование, создание, подсчеты.
Примеры профессий: экономист, программист, чертежник, корректор.
“Человек – художественный образ”
Предмет труда: художественные образы, их части и элементы.
Действия: создание художественных произведений, моделирование.
Примеры профессий: журналист, композитор, актер, ювелир, модельер.
“Человек – природа”
Предмет труда: живые организмы, биологические процессы.
Действия: уход за растениями, их изучение и анализ.
Примеры профессий: агроном, ветеринар, эколог, микробиолог.
Сегодня в большинстве стран мира применяются два основных механизма купли-продажи рабочей силы: трудовые договора, контракты и коллективные договора (соглашения).

Жанна ШАБАНОВА,
учитель экономики
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте