Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для формирования чувства любви к своей Родине и культуры межнациональных отношений, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности воспитанника.
Школа-интернат – учреждение особое. Здесь живут и обучаются дети с круглосуточным пребыванием в течение пяти дней в неделю. Все 24 часа в сутки ребенок находится под взором взрослого: в быту, на уроках и во внеурочное время. Постоянная публичность жизнедеятельности создает у ребенка состояние внутренней напряженности. Ему необходима система, требующая раскрепощения личности, творчества, с одной стороны, и соблюдения режимных моментов, дисциплины – с другой.
Одной из важнейшей составляющих этой системы стало патриотическое воспитание. Патриотизм – многогранное понятие, которое включает в себя как очень высокие ценности и убеждения, так и самые простые. От готовности отдать свою жизнь за свободу и безопасность Родины до поддержания в чистоте своего двора.
Говоря проще, важно, считает ли человек окружающее его пространство дорогим и родным для себя местом, болит ли у него душа за все происходящее, способен ли он действовать и мыслить в интересах школы, города, страны или только в своих личных. В условиях школы-интерната все проблемы, существующие в обществе, выглядят еще более обостренными, чем в обычных условиях. Во-первых, дети проводят здесь большую часть своего времени, во-вторых, они живут в условиях общежития, а в такой ситуации детский коллектив во многом становится саморазвивающимся организмом, живущим по определенным законам и все время находящимся в движении. Очень важно, какое направление задано этому движению. Каждому ребенку необходимо найти свое место в коллективе, понять и принять ценность и уникальность других людей. Такое осознание возникает только на примере непреложных ценностей и своей сопричастности с ними. Любовь к Родине, уважение памяти предков, преклонение перед их мужеством, самопожертвованием и силой духа, следовательно, уважение к прошлому своей страны, к своим корням, культуре – все это является великими ценностями.
В современном мире происходят глобальные изменения во всех областях: науке, технологиях, природопользовании и других, и только образовательные учреждения способны представить в жизни новых людей, которые смогут развить все новое и полезное и сказать «нет» враждебному.
Неоценима роль школьного музея в воспитании гражданина и патриота. Музей Героев Советского Союза – жителей Хорошевского района – существует в школе-интернате №42 с 3 сентября 2005 года. Он был открыт одновременно с памятным знаком, находящимся во дворе школы. Музей был создан совместными усилиями Совета ветеранов Хорошевского района, управы, школы-интерната №42, РЭУ и жителей района.
Главной целью работы музея стало воспитание школьников на примерах подвига многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны и сегодняшних защитников Отечества. Музейная экспозиция состоит из трех частей. Первая часть посвящена Героям Советского Союза – жителям Хорошевского района и полностью связана с событиями Великой Отечественной войны. Вторая часть экспозиции посвящена Герою Социалистического Труда, выдающемуся авиаконструктору Сергею Ильюшину. Третий раздел посвящен Героям Российской Федерации и трагедии сентября 2004 года в Беслане. Объединяет эти три части центральная стела, на которой находятся колокол и диплом №11, говорящий о том, что наша школа – участник движения «Дети России против терроризма». Колокол и диплом были вручены воспитанникам на Красной площади. Звон этого колокола символизирует память обо всех погибших и говорит о том, что все нормальные люди сегодня не могут быть равнодушны к тем сложным и порой очень страшным проблемам, которые стоят перед нашей страной и перед всем миром. Прежде всего это проблемы разжигания межнациональной вражды, межконфессиональных конфликтов и терроризма. Для нас вступление в это движение было особенно важно, так как коллектив воспитанников школы-интерната всегда был многонациональным, особенно в последнее десятилетие. Педагоги школы-интерната проводят большую работу по формированию единого детского коллектива, объединенного общими целями и задачами. Перед стендами, посвященными трагедии в Беслане, наши дети понимают, что в современном мире не может быть чужой боли, у терроризма нет национальности, только в единстве сила современного мира.
С 2007 года у музея сложились дружеские связи с ветеранами локальных войн современности, бойцами спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», а с 2007-2008 учебного года – с организацией ветеранов «Защита-Р». В 2007 году в музей были переданы портреты из галереи «Долг и память: мы сыновья твои, Россия» (создатель и руководитель В.Счепицкий). Это 8 портретов воинов групп «Альфа» и «Вымпел», погибших при освобождении школы №1 в Беслане. В интернат приезжал Герой России В.Бочаров, единственный оставшийся в живых из этой группы. С этого момента в школе стали регулярно проводиться встречи с участниками локальных войн, уроки Мужества, на которых ребята могут свободно общаться с защитниками Отечества.
База музейного пространства позволяет коллективу школы-интерната выходить на все важнейшие темы современного патриотического воспитания:
«9 Мая 2009 года,
в школьном дворе…
Мы не просто
вспоминаем дни войны,
Не для слез и мемуаров
вспоминаем.
Люди мира вспоминать
о ней должны,
Мы об этом всей
Земле напоминаем»,
– взволнованно звучат стихи в исполнении ребят на торжественном митинге, посвященном Дню Победы.
Убеленные сединами, увенчанные орденами и медалями, герои войны идут в одной колонне с нашими воспитанниками. Серьезные, гордые, мужественные ветераны восторженно ведут разговор с внуками и правнуками о страшных годах войны.
Когда исполняющий обязанности префекта САО Ф.Измайлов, обращаясь ко всем присутствующим, подчеркнул, что сегодняшние мальчишки и девчонки – будущее России, настоящие патриоты, раздались громкие аплодисменты.
Не скрывали своих слез участники митинга, когда глава управы Хорошевского района В.Родионов передавал на вечное хранение копию Знамени Победы председателю Совета ветеранов Хорошевского района генерал-майору А.Елагину, а тот в свою очередь передал эту святую реликвию в наш музей. Знаменная группа торжественным маршем, чеканя шаг, гордо внесла это знамя в родную школу. Вот оно – единение сердец, отцы и дети – одно целое, благодарное, любящее, здоровое. А когда исполнялись песни времен Великой Отечественной войны, их подхватывали все. С какой радостью и гордостью наши воспитанники вместе с ветеранами ели солдатскую кашу! «Я бы тоже пошел, не задумываясь, в бой за свою Родину», – сказал один из ребят, когда рассматривал награды ветеранов.
С подъемом, интересом готовились ребята к празднованию Дня Победы. Обсуждение проектов, идей происходит обычно в начале учебного года. В этом году кто-то из ребят предложил сделать спектакли по книгам Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели». Ребята собирали материал, сами писали сценарии, перелопатили гору литературы: прозу, поэзию, мемуары, вдохновенно подбирали музыку, песни, кадры из военной хроники. Решили, что нельзя ограничиваться только материалами книг: надо искать женщин, прошедших войну на фронтах и в тылу, искать тех, кого война лишила детства. Сценарий «Последние свидетели» написан не только на основе книги, но и по воспоминаниям учителей, воспитателей интерната №42, по детским годам которых прошлась война. В спектакль включены стихи детей блокадного Ленинграда, их воспоминания, письма родителей и детей, потерявших друг друга в годы войны, адресованные Агнии Барто, занимавшейся розыском. Ребята сами составили программу такого же концерта, с которым их ровесники выступали в годы войны перед ранеными бойцами, сочиняли частушки. Когда со сцены звучали рассказы о маленьких узниках концлагерей, многие плакали.
Во дворе московской школы №110 стоит памятник ее выпускникам, ушедшим со школьной скамьи на фронт. Ребята решили узнать о судьбах московских школьников – солдат Великой Отечественной. Поисковая работа шла в течение всего года. Результат – литературно-музыкальная композиция «Они не вернулись из боя», в которую вошли документальные материалы.
На территории нашего микрорайона живет много ветеранов. Им уже далеко за 80. Есть среди них Л.Фишбейн, который 29 апреля 2009 года отмечал 100-летний юбилей. Леонид Давидович – архитектор, в тридцатые годы он участвовал в проектировании московского метро, с первых дней войны ушел на фронт, сражался под Ржевом, где потерял многих своих однополчан и чудом остался жив. Лев Давидович был тяжело ранен, но снова вернулся в строй, после войны восстанавливал разрушенные города, по его проектам построены многие здания Москвы. Параллельно Леонид Давидович занимался с детьми, учил их живописи в свободное от работы время. Поздравить юбиляра готовился весь интернат. 29 апреля 2009 года во дворе дома, где живет ветеран, воспитанники интерната дали концерт. Его приветствовал школьный духовой оркестр, фольклорный ансамбль, ребята с Кавказа поздравили его зажигательной лезгинкой. Зрителями были все жители двора.
К 65-летию Победы есть задумка поставить литературно-музыкальную композицию «Музы не молчали». В классах в течение всего учебного года пройдут уроки Мужества «Дорогами войны и Победы». Ребятам и педагогам хочется провести фестиваль «Я люблю тебя, Россия», сделать композицию «Как прекрасен это мир… без войны».
Экскурсионная работа занимает важное место в работе по патриотическому воспитанию школьников. На базе музея проводятся уроки истории, уроки Мужества, экскурсионная и лекционная работа. Тематика и форма проведения экскурсий зависит от возраста учащихся. Для младшей школы педагоги стремятся создать атмосферу погружения в эпоху, а также ситуацию ролевой игры, так как для этого возраста игра становится основной формой деятельности и, следовательно, основной формой познания. Очень важно вызвать работу детского воображения, учитывая, что современные дети обладают клиповым сознанием и имеют очень слабое представление о том, что происходило более чем за полвека до их рождения. Поэтому для младших школьников педагоги выбирают наиболее эмоциональный и понятный возрасту материал, создают условия для того, чтобы они могли почувствовать себя в роли участников, используют для этого копии подлинных документов, атрибуты военной формы, элементы фронтового питания. Несмотря на условия музея, педколлектив предоставляет детям возможность прикоснуться к экспонатам, так как для маленьких детей важен кинестетический способ познания.
В средней и старшей школе экскурсии и уроки имеют большую информационную насыщенность. Учащиеся сами принимают участие в подготовке и проведении экскурсий, встреч с ветеранами, в создании газет и стендов, ведут исследовательскую работу, пишут статьи в школьную газету. При этом педагоги стараются научить ребят оценивать события, рассматривая настоящее через призму прошлого, видеть причины происходящего сегодня в событиях минувших дней. Экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу, Твери, Бресту – местам боевой славы – значительно расширили кругозор наших детей.
С первых минут пребывания в Брестской крепости шестиклассники прочувствовали боль, горечь и ужас потерь, которые приняли на себя защитники крепости. Ребята погрузились в атмосферу героизма и подвига нашего народа в годы войны. Они взволнованно переходили из зала в зал, рассматривали экспонаты, затаив дыхание, слушали рассказы экскурсовода. Не случайно для школьного музея ребята привезли горсть политой кровью брестской земли.
Жизнь школы отражается в ежемесячной школьной газете «Интернат.ru». С помощью печатного органа многократно расширяется круг участников патриотической работы, есть возможность освещать любые события, а главное, появляется возможность для ребят поработать в качестве корреспондентов, журналистов и историков.
В 2008 году музей школы-интерната №42 занял III место в городском конкурсе музеев в номинации «Дебют». Интересно и плодотворно прошли городские семинары, организованные на базе школы совместно с Центром патриотического воспитания САО, Центром военно-патриотического воспитания Департамента образования. Участники семинаров имели возможность поделиться опытом работы, наладить дружеские контакты.
Главное в работе педагогов школы-интерната №42 – подготовить детей к жизни, дать умения, навыки, знания, научить добывать эти знания, то есть привить любовь к самообразованию и самосовершенствованию. И самое важное – вырастить настоящих людей, «Великими для славы и позора и добрыми для суетности века».
Комментарии