Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой. Это и радует, но, с другой стороны, вызывает некоторые опасения. Своими размышлениями на эту тему делится старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин Нижегородского института развития образования, учитель высшей категории Елена КАЛИНКИНА:
– Хотелось бы акцентировать внимание на том, как формировать толерантное сознание. Очень часто учителя полагают, что достаточно провести классный час для того, чтобы говорить о формировании толерантного сознания у школьников. Однако этот процесс достаточно длительный, в некотором смысле даже болезненный, поскольку требует от представителей старшего поколения изменения определенных жизненных установок.
Наибольшего эффекта можно достичь формированием трехуровневой модели воспитания толерантного сознания в школе. Во-первых, это акцентирование внимания на вопросах толерантности в учебных курсах. Из методической литературы по этой теме можно предложить книгу Бетти Э. Риэрдон «Толерантность – дорога к миру», выпущенную в 2001 году издательством БОНФИ, где содержатся практические рекомендации учителям. На первый взгляд кажется, что подобная тема более эффективно может изучаться на уроках истории, обществознания, права. Но, безусловно, большие возможности в формировании толерантного сознания кроются и на уроках литературы, естественнонаучного цикла, даже математики. Речь идет не только о преподавании вопросов толерантности, но и о создании различных проблемных ситуаций, которые заставили бы ребенка проявить определенные качества толерантного сознания.
Второй уровень связан с формированием толерантной среды в образовательном учреждении. Речь идет об общей линии всего учебного заведения, и очень важно, чтобы сообщество учительское и родительское прониклись этой идеей. Только тогда мы можем говорить о достижении реального эффекта.
Третий уровень реализации программы толерантности, как мне представляется, может быть связан с проведением акций, которые бы привлекали внимание к этой теме. В качестве примера приведу опыт лицея № 40 Нижнего Новгорода. Здесь каждый год 16 ноября – дата принятия Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) – проводится День толерантности. Формы работы самые разные, расскажу о некоторых из них.
Среди школьников среднего и особенно старшего звена проводится тест (см. бланк-опросник), который дает возможность подростку оценить степень своей толерантности.
На заполнение бланка-опросника дается 3-5 минут. Бланк заполняется анонимно!
Как показывает опыт, уже само проведение теста позволяет ребенку задуматься: насколько ему присущи черты толерантной личности. Полученный материал опроса может быть полезен как классному руководителю, так и педагогам-предметникам для того, чтобы понять, о чем имеет смысл разговаривать в рамках обществоведческих курсов, на уроках литературы или классных часах. Я, например, столкнулась с таким фактом, что ученики восьмых-девятых классов не знали значения слова «альтруизм».
В День толерантности проводится конкурс плакатов. Образное мышление имеет большое значение, а в учебном процессе мы не всегда даем детям проявить свои творческие возможности.
Третий методический прием, который может быть использован в подготовке Дня, – это литературный альманах. На уроках литературы или истории предлагается написать ученикам небольшие эссе, собственные стихотворные произведения. Литературный альманах может стать интересным проектом, который будет реализовываться, скажем, в течение нескольких месяцев и объединит школьников разных возрастов, а еще лучше – и родителей, и педагогов.
Четвертый аспект связан уже с разработкой научных подходов. Для учеников старших классов это может быть небольшая конференция или «круглый стол», где будут обсуждаться проблемы толерантности в современном мире.
Очень полезно после Дня толерантности провести так называемую стадию рефлексии, чтобы в каждом классе каждый ученик оценил: что ему дал этот день, что нового он узнал, что было для него полной неожиданностью. Для этого можно использовать так называемые трансфертные листы – формы их самые разнообразные.
Напишите в Интернет-клуб учителей истории Нижегородской области «КИВИ» (информация на сайте Нижегородского регионального центра Федерации Интернет Образования – http://www.nnov.fio.ru E-mail: nirohist@mail.nnov.ru, и мы охотно предоставим методические материалы по проблеме формирования толерантности.
Нижний Новгород
Комментарии