search
main
0

Толерантность должна иметь пределы?!

«Толерантность» – одно из новых слов, которое вошло в русский язык в последнее десятилетие. Первоначально многими оно воспринималось либо как так называемый новояз, либо как символ поклонения перед всем западным. Но чем глубже изучалась проблема, тем все более и более становилось ясно, что слово это не дань моде и времени. Его содержание очень глубоко; оно отражает многое из того, в чем нуждаются современная Россия, ее граждане.

Ведь толерантность – это не просто терпимость, смысл которой можно выразить словами: «Мне это не нравится, это плохо, но пусть оно будет. Я перетерплю». Этим понятием обозначают позитивное приятие иного. Для этого сначала необходимо его (это иное: внешний вид, обычаи, традиции, взгляды и т.д.) выявить, изучить, понять его влияние на развитие общества, а затем встроить в свое миропонимание как значимую часть мира. Это очень непросто для любого человека, привыкшего воспринимать мир линейно, тем более это сложно для молодых людей с их максималистским восприятием действительности, стремлением зачастую буквально сломать все то, что выпадает из их картины мира. Если идеи быстрого и «правильного переустройства» не срабатывают, то в поведении юных наступает другая стадия, выражающаяся либо в агрессии («сломать то, что не изменяется»), либо в равнодушии («раз я не смог это изменить, то ничего больше для преобразования мира делать не буду: пусть все катится к развалу»). Ярким проявлением такой позиции является участие молодежи в деятельности агрессивных сект, противоборстве этнических, социальных, национальных или религиозных групп, в изучении и распространении фашистских и националистических идей.

Толерантность не является врожденным качеством человека. Ей необходимо обучать, и обучение это сродни искусству. Как нельзя научить играть на музыкальном инструменте, писать картины и слушать музыку, только рассказывая об этом, так нельзя обучить толерантности, только читая лекции, проводя беседы или семинары, опираясь на глубокие мысли и выводы великих философов, историков, политиков. Толерантное поведение, позитивно внимательное отношение к иному воспитывается на практике. Важное место в этом занимает умение слушать, вести корректную конструктивную дискуссию, включая в нее в качестве примеров материалы о влиянии многообразия мира на обогащение человечества и каждого человека. Очень хорошо, если при обсуждении глобальных проблем молодые люди будут понимать, что их решение возможно только в том случае, если начинается оно рядом с домом.

В современной практике работы с молодежью, педагогической науке разработано большое количество разнообразных форм и технологий практического обучения толерантности. Наиболее популярной среди них является игра «Дебаты». Это регламентированная дискуссия, правила которой были разработаны международным творческим коллективом и адаптированы для российской молодежи при поддержке Института «Открытое общество».

Используя результаты международной практики, учитывая интерес учащихся разных образовательных учреждений, сотрудники автономной некоммерческой организации «Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи» разработали проект и провели в сентябре-декабре 2002 года в городе Пскове турнир дебатов «Школа толерантности». Это интеллектуальное состязание было поддержано Представительством Европейской комиссии в России. Благодаря финансовой поддержке европейского сообщества стала возможной публикация результатов проекта в сборнике «Турнир дебатов «Школа толерантности», куда вошли его основные идеи, регламент игры, информационные материалы, речи лучших спикеров турнира. Кроме того, материалы размещены в сети «Интернет» (www.ngo.pskov.ru/unga).

Деятельность по организации турнира началась с разработки положения и проведения двух обучающих семинаров: для тренеров и школьников – спикеров будущих команд. Мы предлагаем вашему вниманию наиболее важные, на наш взгляд, материалы и размышления о проведенном турнире, которые, надеемся, помогут тем, кто решит проводить подобные интеллектуальные соревнования в своих школах, училищах, молодежных клубах и объединениях.

Положение о турнире дебатов «Школа толерантности»

Эта игра – одна из наиболее интересных и перспективных форм участия молодежи в решении актуальных общественных проблем: объединяя детей в команду, она создает стимулы для овладения гражданско-правовыми знаниями и тем самым способствует преодолению ценностного конфликта поколений и воспитанию человека, обладающего демократическими потребностями, желающего и способного жить в своей стране, своем городе, деревне по законам правового государства и нормам открытого общества, сохраняя и приумножая национальные и историко-культурные традиции. Дискуссия способствует преодолению проявлений национализма, ксенофобии, нетерпимости, воспитанию культуры межнациональных отношений, толерантности.

1. Цели и задачи турнира

Цели: Пробуждение и поддержка местных молодежных инициатив, связанных с участием в решении актуальных проблем Псковского региона: преодоление проявлений национализма, ксенофобии, нетерпимости, воспитание культуры межнациональных отношений, толерантности и популяризация современных форм интеллектуального досуга.

Задачи:

1. Проведение 4 раундов игр турнира дебатов «Школа толерантности» среди подростково-молодежных объединений (клубов, команд школ, техникумов, училищ и др.).

2. Популяризация идей и ценностей открытого общества; углубление знаний о правах человека.

3. Привлечение внимания власти и общественности к позиции молодежи по данным проблемам и конструктивным предложениям участников дебатов через организацию открытого обмена мнениями, широкого общественного диалога, в том числе в средствах массовой информации.

4. Содействие повышению уровня информированности и просвещению молодежи по проблемам ксенофобии и национальной нетерпимости.

5. Создание условий для формирования самостоятельной творческой личности подростка, способной критически мыслить и публично представлять свои идеи.

2. Участники турнира

Команды школ, техникумов, училищ, любых подростково-молодежных объединений (в том числе клубов) и др. Команды формируются на уровне образовательных учреждений и подростково-молодежных объединений самостоятельно под руководством предполагаемых тренеров.

3. Организация проведения турнира

Устанавливаются следующие этапы турнира:

Первый – подготовительный. В рамках данного этапа проводятся 2 обучающих семинара (для учителей-тренеров и для команд-участниц) по подготовке к турниру и определению тематики игр.

Второй – основной. На данном этапе предполагается проведение пяти раундов игр: отборочный, четвертьфинал, полуфинал, финал, суперфинал. Количество игр будет зависеть от числа поданных заявок. Каждая игра предполагает участие двух команд, состоящих из 3 человек, судейской коллегии, включающей представителей власти и общественности, групп поддержки. Пары подбираются случайным образом по результатам жеребьевки. В суперфинале предполагается организовать встречу команды – победительницы турнира со сборной командой комитетов по делам молодежи.

Третий – итоговый – подведение итогов и награждение победителей и участников турнира.

Судейство на протяжении всего турнира осуществляется по международному протоколу судейской коллегией. Результаты объявляются по окончании игр.

Место проведения игр будет определено отдельно для каждого раунда и объявлено участникам заранее на обучающих семинарах.

Заявки на участие в семинарах и турнире дебатов «Школа толерантности» посылаются до «___» ___200__ г. в оргкомитет.

4. Сроки проведения

Первый этап – до «___» ___200__ г.

Второй этап – до «___» ___200__ г.

Третий этап – до «___» ___200__ г.

5. Руководство турниром

Ответственность за подготовку и проведение турнира возлагается на оргкомитет.

Функции оргкомитета:

– определяет конкретные сроки проведения игр турнира, разрабатывает и утверждает положение о проведении турнира;

– организует проведение турнира в соответствии с Положением;

– назначает председателя судейской коллегии;

– утверждает проблематику игр турнира,

– совместно с судейской коллегией подводит итоги, награждает победителей;

– организует широкую пропаганду итогов турнира через средства массовой информации.

6. Подведение итогов и награждение

Итоги турнира подводит компетентная судейская коллегия на основании международных правил игры «Дебаты». Решение о победителях принимается после совещания судейской коллегии и оргкомитета.

По итогам турнира определяются следующие призовые места: одно первое место; одно второе место; одно третье место. Победителем турнира объявляется команда, выигравшая в финале.

Кроме командной победы будут награждены призеры по следующим номинациям: «Лучший спикер» (определяется по баллам, полученным только в отборочных играх), «За лучшее видение проблемы», «Приз зрительских симпатий», «За лучший «ляп» соревнований».

7. Финансирование

Финансирование всех этапов турнира осуществляется за счет разных источников финансирования.

Наибольшую эффективность обучающих семинаров обеспечит использование приемов и методов, составляющих основу технологии формирования критического мышления. На стадии «вызова», используя прием «Водоворот», легко выявляются знания о дебатах у участников. Для этого необходимо разделить всех присутствующих на группы по командному или иному принципу. Группам для обсуждения и заполнения (у каждой группы должна быть ручка своего цвета) можно предложить листы со следующими вопросами: 1) Что такое дебаты? Можно ли их назвать игрой? 2) Какие правила проведения игры «Дебаты» вам известны? 3) Какие правила поведения спикеров во время игры «Дебаты» вам известны? 4) Кто такие спикер, таймкипер, судья? 5) Кто и как судит дебаты? и др. Время для обсуждения и заполнения листов должно быть ограничено. По сигналу ведущего листы после заполнения передаются другой группе для внесения дополнений и исправлений. По завершении круга (когда каждая из групп внесет свои коррективы во все листы) необходимо обобщить полученные на листах тексты. Это можно сделать в форме рекламы, презентации, пантомимы и т.п. Возможно проведение стадии «вызова» в форме игры «Веришь – не веришь», где на обсуждение группам с последующим письменным ответом предлагаются несколько утверждений, посвященных игре «Дебаты», часть из которых правильные (например: «В игре «Дебаты» есть раунд перекрестных вопросов», «Члены команды называются спикерами», «Второй спикер команды в своей речи не может вводить новых аргументов», «Судья не обязан комментировать свои оценки»), а другая часть – неверные (например: таймкипер – это судья игры «Дебаты», «Судьями в дебатах могут быть только специально подготовленные люди», «В раунде перекрестных вопросов принимает участие вся команда», «Время выступления спикеров определяется участниками игры перед ее началом путем договора»).

На стадии «осмысления» участникам семинара предлагаются выступления тренеров, опытных участников дебатов, экспертов игры (если таковые имеются), тексты из различных сборников («Дебаты: учебно-методический комплект» – М.: Бонфи, 2001; «Турнир дебатов «Школа толерантности» – Псков, ПОИПКРО, 2003; «О правах ребенка – доступно и интересно: Методические рекомендации для учителя». Автор-составитель: Т. Пасман – Псков: Издательство Центра социального проектирования «Возрождение», 2001 и др.), в которых представляются правила игры, восполняются пробелы в знаниях. Большую помощь на этой стадии могут оказать видеоматериалы: снятые игры, на которых можно проанализировать сильные и слабые стороны подготовки и поведения спикеров. В процессе реализации проекта сотрудниками «Псковского городского центра правового образования и воспитания молодежи» были подготовлены такие материалы в двух форматах (для видеомагнитофона и мультимедиапроектора).

Стадию «рефлексии» можно разделить на два этапа. На первом участники внесут дополнения и исправления в свои работы, выполненные на первой стадии, на втором – определят те темы, которые будут обсуждаться во время турнира. В качестве тренировки это можно предложить выполнить каждой из групп в форме выступления первого спикера. Необходимо предупредить участников, что окончательное решение о темах дебатов принимает оргкомитет турнира, основываясь на предложениях, разработанных тренерами и командами учащихся. Особенностью проведения семинара для учителей-тренеров является этап, на котором им предлагается материал для подготовки команд к турниру – программа и тематическое планирование спецкурса. Оно опубликовано в сборнике «Турнир дебатов «Школа толерантности» – Псков, ПОИПКРО, 2003.

В процессе обучающих семинаров и работы оргкомитета для турнира дебатов «Школа толерантности» были выбраны следующие темы: «Женщины должны принимать активное участие в политике», «Национальные конфликты невозможно искоренить», «Экстремистские молодежные организации следует запретить», «Псковской области необходим молодежный парламент». Тема финала и суперфинала была сформулирована следующим образом: «Толерантность должна иметь пределы». Одним из обязательных условий для участников турнира было включение в выступления спикеров материала, связанного с проблемами Псковской области.

Для подготовки к турниру было дано время (чуть более месяца), предложена помощь тренеров и экспертов для сбора и анализа материала, подготовки речей. В качестве содержательной поддержки в это время был подготовлен и предложен участникам банк информации по изучаемым проблемам, включающий в себя список литературы, сайтов сети «Интернет».

Сам турнир проходил в течение месяца. В нем участвовало 13 команд. О напряженности соревнования, отношении участников, тренеров и зрителей дают информацию анкеты, проводимые в ходе каждого из этапов. Их анализ показал, что, хотя игра «Дебаты» известна в Пскове уже с 1997 года, большая часть участников турнира играла в нее впервые. Организацию и ход турнира они оценили как отличные, внеся предложение сделать подобные встречи регулярными. Особую благодарность в анкетах спикеры команд выражали тренерам и болельщикам. Их было не очень много, но на мощь поддержки это не влияло. Приятно, что те команды, которые потерпели поражение на начальных этапах турнира, становились активными болельщиками в последующих играх. Во многих анкетах звучало предложение о создании дебат-клуба учащихся г. Пскова.

Речи спикеров поражают многообразием аргументации. Приятно и символично, что юные псковичи не оставили без внимания демократические традиции родного края. Это было особенно важно накануне празднования знаменательной даты «1100-летия со дня первого упоминания Пскова в летописи». Опорой для большей части идей стали законы Российской Федерации. Участники турнира продемонстрировали хорошее знание истории, философии, российской и мировой литературы.

Предлагаем вашему вниманию две различные по глубине и объему речи турнира. Их можно использовать на обучающих семинарах для тренировки команд. Тема первого выступления – «Женщина должна принимать активное участие в политике». Эту речь произнесла второй спикер команды средней школы №23 г. Пскова Светлана Колосова:

– Нашим критерием является то, что политика как общественный вид деятельности требует от человека огромных физических, моральных и интеллектуальных затрат. А для многих женщин эта деятельность непосильна.

С точки зрения исторического аспекта за все время существования человеческой цивилизации правителями всех стран и государств в большинстве случаев были мужчины. Отдельные исторические примеры женского управления страной, увы, обращены в прошлое: княгиня Ольга, царствование русских императриц Екатерины I, Екатерины II, Елизаветы. Екатерина Дашкова в качестве президента Российской академии наук. Зато в новейшей истории нашей страны такие примеры можно перечислить по пальцам: Александра Коллонтай, Екатерина Фурцева, Валентина Матвиенко.

На наш взгляд, политика всегда и везде – это ресурсы, а ресурсы повсюду в руках мужчин. В большую политику не допускают, и эти отдельные примеры красноречиво подтверждают отсутствие женщин на уровне принятия решений, особенно в годы реформ. Так что в нашем российском обществе с патриархальной культурой и мужской моделью управления речь об участии женщин в управлении, особенно в верхних эшелонах власти, по существу, идет на гипотетическом уровне.

Также издавна повелось то, что основное назначение женщин на земле – рождение и воспитание детей. Женщина-политик же, как правило, должна сделать выбор между политической карьерой и семьей. Ярким примером является Кондолиза Райс, с 1994 по 2001 г. – советник президента США по национальной безопасности, которая ради своей политической карьеры отказалась от личной жизни.

К тому же из социологического опроса, проведенного психологами, мы узнаем, что для 44 процентов россиянок политическая и общественная карьера ни сейчас, ни в будущем не входит в число жизненно важных планов. Заявление о том, что они добились серьезного карьерного роста в этой области, – всего лишь 5 процентов. Все остальные либо считают, что они этого могут добиться, если захотят (25 процентов), либо не смогут добиться, даже если захотят (23 процента).

Так как женщины по своей природе – соперницы, то те немногочисленные женщины, которым удается выигрывать в этой политической борьбе, зачастую демонстрируют личные и профессиональные качества, далеко не всегда вызывающие позитивные чувства. Вследствие этого многие женщины крайне настороженно относятся к профессиональным политикам слабого пола. Подтверждением тому может служить высказывание Людовика ХIV: «Мне было бы легче примирить всю Европу, чем нескольких женщин».

В современной России, судя по результатам ранее проведенных исследований, интерес женщин к политике и соответственно участие в ней за последние годы существенно снизились. Если на волне перестроечной и постперестроечной эйфории в политику пришло много женщин, которые в ряде случаев заняли ключевые позиции в высших эшелонах власти и даже имели свое представительство в парламенте в виде самостоятельной фракции «Женщины России», то в настоящее время их позиции в органах власти, причем не только в центре, но и особенно на местах, значительно ослабли.

Спасибо за внимание!

Вторая речь из дебатов по теме «Толерантность должна иметь пределы». Подготовил ее участник суперфинала А. Волчецкий – спикер команды Академии права и управления:

– Еще раз добрый вечер. Напоминаю, что мы по-прежнему на дебатах и тема игры сегодня «Толерантность должна иметь пределы». Мы, как утверждающая команда, должны были доказать правильность данного тезиса, с чем, на наш взгляд, вполне успешно справились.

Анализируя все происходящее выше, хотелось бы остановиться на тех аргументах, выдвинутых обеими командами, которые вызвали наибольшие споры.

В своих выступлениях наши оппоненты говорили о том, что толерантность, ограниченная пределами, ведет к нарушению прав человека, но мы с этим не согласны. Так, в статье 29 части первой Конституции РФ говорится о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Но в той же статье сказано и о том, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Таким образом, мы видим, что толерантность не только должна иметь пределы, но и то, что эти пределы уже существуют и ни о каком нарушении прав человека речь не идет. Как раз наоборот – пределы служат в целях защиты этих самых прав.

Если следовать утверждению наших оппонентов, то получается, что одна и та же норма Конституции провозглашает определенные права и тут же другим своим положением нарушает их, чего, по определению, просто не может быть, так же как не может быть и прав без обязанностей. И подобные ограничения необходимы для того, чтобы люди, высказывая свои убеждения, не забывали о том, что у других есть право на собственное видение той же проблемы.

И в заключение по этому пункту хотелось бы обратиться к международному правовому документу. Так, в «Европейской конвенции о правах человека» говорится: свобода слова никак не ограничена за вычетом тех случаев, когда ею злоупотребляют для нарушения прав человека, попыток мятежа, разжигания этнической вражды и тому подобного.

Нам также непонятна позиция наших оппонентов, которые говорят о том, кто будет устанавливать пределы толерантности, кто возьмет на себя смелость принять решение за всех. Задавая подобные вопросы, оппоненты забывают о том, что они сами, когда говорили о происхождении толерантности, упоминали, что это явление появилось как историческая необходимость в целях объединения разобщенного общества в США и Англии, то есть толерантность – это результат развития общества.

А потому нет смысла задавать вопрос о том, кто установит эти пределы, ведь общество – саморазвивающаяся система, система, которая способна самостоятельно в силу сложившейся необходимости выработать те ограничения толерантности, которые позволят сохранить его единство и пресечь всякое злоупотребление этими пределами. В конце концов именно для этого человечество и создало такое явление, как демократия.

Что касается наших аргументов, то оппонентам не понравилась позиция о том, что толерантность без пределов – это удел слабых. Удел тех, кто не способен защитить свое мировоззрение, уберечь и сохранить себя как личность. Тех, кто не способен признать свою слабость и не хочет, чтобы другие это видели. А потому они и требуют безграничной толерантности к себе, чтобы можно было упрекнуть в нетерпимости и заносчивости тех немногих, кто своими взглядами и убеждениями движет наше общество вперед по пути прогресса.

Поэтому мы вместе с Гете хотим напомнить, что быть человеком – значит быть борцом!

Таким образом, толерантность должна иметь пределы, так как они позволяют человеку быть человеком, не терять уважения к себе и другим. Помнить о том, что человек – это Личность, которой он может быть только в силу своего отличия от других. И лишь сильные люди способны не только понять это, но и встать на защиту своего «Я», не позволить многочисленному «Они» подавить себя.

Как говорил А. Гумбольдт: «Каждый должен обладать мужеством, отстаивать свои убеждения. И именно поэтому толерантности нужны пределы. Они нужны, чтобы сохранить в обществе сильных и мужественных людей, без которых оно просто погибнет».

Так давайте будем мужественными. Давайте будем знать, когда надо стерпеть, а когда «встать в полный рост и достать рукой до звезд».

Наша команда хочет верить, что все присутствующие в этом зале, а также работающие, учащиеся и отдыхающие за его пределами – мужественные, сильные, свободные и красивые люди.

(Предлагая эти речи для обсуждения при обучении команд, тренеров или судей, можно кроме выявления ошибок и неточностей предложить подумать, какому спикеру она принадлежит, и обосновать свою гипотезу).

Но вернемся к тому реальному турниру, который проходил в древнем городе Пскове. Особую остроту состязанию придавал тот факт, что команда-соперница, представленная на суперфинал, была неизвестна. Интрига сохранялась до последнего дня. Из двух претендентов (сборная Комитета по делам молодежи Псковской области и сборная Псковского филиала Академии права и управления) был выбран наиболее подготовленный. Студенты достойно сражались с учащимися Псковской лингвистической гимназии, опытными дебатерами. Хотя школьники имели опыт дискуссии со своими сверстниками на международном уровне, где диалог шел на английском языке, победили студенты академии. Возможно, сказалась усталость последних двух недель марафона игр.

Очень важным итогом турнира дебатов «Школа толерантности» явилось то, что победителями ощущали себя все. Конечно, немалую роль в этом сыграл дух сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, царивший во время турнира. В качестве призов все участники турнира получили книги, ручки и фирменные футболки с логотипами Европейского союза, оказавшего финансовую и экспертную поддержку турниру, и АНО «Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи». Большим подарком для участников стала встреча с сотрудником Представительства Европейской комиссии в Москве Маймоном Косгроувом, которая прошла по окончании состязаний в Пскове. Во время заинтересованной беседы юные псковичи увидели, что их идеи и слова интересны и важны для европейского сообщества. Они услышаны не только в Пскове. О них, об их деятельности знают жители других городов России, которые участвуют в проектах Европейской комиссии и так же, как псковичи, ищут свои пути к толерантному миропониманию. Думаем, что это еще больше повысило самооценку школьников, стимулировало их на продолжение пути к высоте, имя которой «Толерантность».

Татьяна ПАСМАН, заведующая кабинетом истории и права института повышения квалификации работников образования;

Владимир САПОГОВ, старший преподаватель юридического института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте