В предыдущих выпусках рубрики мы подробно рассмотрели систему внутренних и внешних факторов, способствующих формированию экстремистского поведения подростков и молодых людей. По мнению экспертов, учет этих факторов в совокупности с пониманием механизмов формирования экстремистских форм поведения позволяет разработать обоснованные направления профилактической работы в образовательной среде. О содержании этой работы, а также ее возможных формах и методах мы поговорим сегодня.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволил выделить следующие подходы к профилактике экстремизма в образовательной среде: общая антиэкстремистская профилактика (противодействие развитию конфликтности в образовательной среде, снижение уровня социальной напряженности, распространение соответствующих ценностных ориентаций, информирование учащихся и педагогов о деятельности экстремистских организаций и мерах противодействия, предпринимаемых государственными органами, популяризация среди педагогов передового опыта борьбы с экстремизмом, мониторинг общественного мнения); специальная профилактика (контроль за экстремистски настроенными подростками и молодыми людьми, предупреждение экстремистских действий в конкретных ситуациях, противодействие процессам, создающим условия для подготовки и совершения противозаконных деяний); пресечение возможности участия экстремистски настроенных подростков и молодых людей в акциях экстремистских групп (организаций); общественное осуждение лиц, совершивших экстремистские действия.Эффективность реализации указанных подходов во многом зависит от общей позиции руководства образовательной организации, компетентности педагогов и взаимного сотрудничества с государственными органами и общественными организациями.Основными методами профилактики экстремизма в подростково-молодежной среде являются: метод информационной прививки, который предполагает распространение информации об опасности экстремизма, экстремистских организаций, их манипулятивных методах пропаганды и вовлечения в свою деятельность. Особое внимание рекомендуется уделять информированию об опасности религиозных, националистических и политических идей экстремистов, разъяснению истинных мотивов их поведения. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, это не обязательно сопровождается формированием соответствующих установок. Следовательно, для повышения эффективности профилактической работы этот метод необходимо сочетать с другими; метод правового информирования, целью которого является формирование правовой культуры, знаний о юридической ответственности за осуществление экстремистской деятельности; метод формирования мультикультурного кругозора, содержание которого сводится к знакомству с культурой различных социальных групп и как следствие снижению негативного отношения к ним; метод развития навыков оптимального поведения, который направлен на формирование толерантного отношения и устойчивости к социальному давлению; метод поддержки деятельности, альтернативной экстремистской, содействие многосторонней активности молодежи, реализуемой в социально приемлемых формах и в рамках правового поля.Исходя из рассмотренных ранее факторов, способствующих формированию и реализации экстремистского поведения у молодежи и подростков, профилактика экстремизма в образовательной среде должна охватывать следующие направления: ослабление культа насилия; развитие толерантности и навыков бесконфликтного взаимодействия; формирование положительной социальной идентичности; развенчание «романтики» экстремизма; снижение относительной депривации потребностей; формирование этнокультурной компетентности путем просвещения; реализация социальной активности.Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.Одно из ключевых направлений профилактики экстремизма – формирование у детей и педагогов безусловного отрицания «ценности» насилия как средства решения социальных проблем. Главную роль в этом играет позиция педагога, связанная с безапелляционно отрицательным отношением к проявлению любых форм насилия. Даже предположение того, что в отдельных случаях насилие может быть оправдано, ведет к формированию у обучаемых установки на допустимость его использования.В своей повседневной профессиональной деятельности педагогам необходимо транслировать культуру ненасилия, основными принципами которой являются: отказ от монополии на власть (авторитет, истину), готовность к изменениям, диалогу и компромиссу, критический анализ собственного поведения с целью предупреждения враждебной позиции оппонента. Педагогам следует исключить из своей лексики косвенную агрессивность, поскольку даже в образной форме (а иногда и в виде шутки) она формирует определенный психологический настрой. Так, например, «Выжжем экстремизм каленым железом!» – не самый подходящий лозунг для профилактики экстремизма.Исследования проблемы школьных конфликтов позволяют говорить о важности развития у обучаемых навыков бесконфликтного взаимодействия. При этом вовсе не обязательно, чтобы это были навыки взаимодействия с представителями других национальностей, поскольку любой опыт позитивного разрешения конфликтных ситуаций на межличностном уровне ведет к генерализации ненасильственных установок поведения.В современном мире толерантность – это не только необходимое условие гармоничных отношений в обществе, но и способ выживания человечества. Именно поэтому формирование толерантных установок является столь важным направлением профилактической работы. На наш взгляд, широко распространенное понимание толерантности как «терпимости» представляется неточным. Сама по себе установка «терпеть чужое» не способна эффективно предупредить экстремистское мировоззрение и поведение. Толерантность следует понимать как более глубокое свойство личности, отражающее принятие разнообразных взглядов и способность смотреть на одну и ту же проблему с разных точек зрения, то есть видеть мир и происходящие в нем явления, не относя их к однозначно «правильным» или «неправильным».Исходя из этого, мир в школьных учебниках и в объяснении преподавателя не должен выглядеть «простым и застывшим». В любой науке всегда есть место дискуссии, противоречиям, незавершенности. Не стоит считать, что это не детского ума дело. «Толерантная тренировка» сознания, развитие поисковой активности в процессе учебной деятельности – важная задача профилактической работы в сфере противодействия экстремизму.Толерантность заключается во множестве аспектов, а практические стратегии и механизмы ее формирования не могут быть универсальными. И в этом случае важно понимать, что строить образовательное пространство необходимо с учетом как минимум трех составляющих:- готовности администрации образовательной организации направлять свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды, оказывать содействие педагогам, внедряющим в нее культуру толерантности, помогать субъектам образовательного процесса строить отношения с опорой на сотрудничество и взаимный диалог;- внешней и внутренней толерантности учителей. Толерантность педагога проявляется, прежде всего, в его поведении. Демонстрируя собственные навыки бесконфликтного общения, учитель обеспечивает эмоциональную комфортность во взаимоотношениях с детьми, развивает у них гибкость, критическое мышление, способность к сотрудничеству и самоконтролю. Умение спокойно разобраться в конфликте, с понимаем отнестись к поступкам и внешнему виду ребенка – вот позиция толерантного учителя, которая создает максимум условий для самореализации и познавательной деятельности обучаемых, в которой учитель играет роль наставника;- восприятия учащимися образовательной среды как толерантной системы, что возможно только в условиях комфортного окружения для самого ребенка, недопущения проявлений неравенства детей в правах и обязанностях.Необходимо, чтобы образовательная среда как можно эффективнее удовлетворяла потребности молодых людей в позитивной социальной идентичности. Поскольку, как мы уже отмечали, негативное отношение к другим социальным группам является следствием негативного восприятия своей социальной группы, то именно с позитивного отношения к ней и должна начинаться профилактика предубеждений и предвзятого отношения к другим. Гордость за свой учебный коллектив, свою школу, свой район и город – вот исходный пункт для позитивной идентичности и блокирования механизма «поиска врагов».Здесь следует учесть распространенную ошибку, заключающуюся в использовании столь удобных маркеров позитивной социальной идентичности – примеров противоборства. Например, лозунг школьной спортивной команды «Мы лучшие, потому что мы всех победили!» – не самый удачный вариант патриотического воспитания. В работе по профилактике экстремизма необходимо реализовать истинное значение патриотизма – любовь к своей стране и своему народу, гордость за принадлежность к своему социуму, а не пренебрежение и подозрительность к другим.Важным аспектом профилактической работы является устранение «романтического ореола» экстремистов как «борцов за интересы народа». В беседах с коллегами и учащимися организатору профилактики следует объяснять, что реально существующие проблемы нелегальной миграции, этнической преступности, демографического кризиса среди коренного населения невозможно решить путем нападений на лиц неславянской внешности. Эти проблемы должны решаться на государственном уровне. А насилие лишь порождает ответное насилие, провоцирует гражданскую войну на этнической почве.Одним из содержательных аспектов профилактики экстремизма является удовлетворение актуальных потребностей подростков и молодежи, и, что немаловажно, повышение ощущения субъективной удовлетворенности. Безусловно, многое зависит от условий макросреды, тем не менее и образовательная организация может влиять на степень депривации, ведущей к агрессивному экстремизму. Правильный подбор педагогом примеров во временной перспективе может повысить субъективную удовлетворенность подростка своим положением, показать положительную динамику социальной группы, к которой он себя относит. Профориентационная работа может сформировать видение личных перспектив, а неформальное отношение к составлению портфолио учащегося – повысить самооценку и ощущение самоэффективности.Директивная педагогика увеличивает депривацию потребности в самоуважении, тогда как диалогическое общение ведет к формированию оптимальных социальных установок. Педагогическая грубость, воспринимаемая педагогом как «отеческие наставления», способна вызвать фрустрацию, обусловливающую агрессию по отношению к другому, более «удобному» (и, как правило, более уязвимому) объекту. Культура педагогического общения в сложных ситуациях межличностного взаимодействия должна стать предметом постоянной заботы администрации образовательных организаций.Не менее важным направлением профилактики экстремизма является повышение этнокультурной компетентности подростков. С этой точки зрения необходимо давать детям знания о различных культурных традициях и религиях. Например, можно предложить специальный курс по истории культуры и религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение культурного наследия и религии своего народа, а затем – ознакомление с традициями и верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы другая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа. Знакомство со всем многообразием культурного достояния страны будет способствовать формированию доброжелательного отношения к различным религиозным или мировоззренческим подходам.Вместе с тем просвещение не должно сводиться к простому информированию об особенностях других социальных групп. Повышение этнокультурной компетентности предусматривает выработку реальных навыков взаимодействия в этнокультурной среде. Поэтому недостаточно просто включать представителей разных национальностей в учебный коллектив и знакомить остальных членов группы с их традициями и верованиями, важно попытаться организовать успешную и, что немаловажно, интересную молодым людям совместную деятельность.Что касается альтернативного проявления социальной активности, то в основе этого направления лежит создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными и составляющими противовес субкультурам экстремистской направленности. Молодежные объединения должны иметь привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекать в сферу своего влияния как можно больше молодых людей. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий учащихся. Представляется целесообразным реализовать в образовательной организации такие направления, как учреждение молодежных средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телеканал), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность в молодежной среде; активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных проблем молодежи; организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур и т. п.Отдельного внимания с точки зрения профилактической работы заслуживает реализация потребности в активности, столь важной для молодых людей. Образовательные организации должны обеспечить социально приемлемые формы ее выражения. Отсутствие в пределах досягаемости бесплатных тематических кружков и спортивных секций приводит к тому, что по окончании занятий подростки оказываются предоставленными сами себе. Отвлечение от негатива должно проводиться различными средствами, иначе досуг наших детей организуют другие…Для выхода «молодежной экстремальности» представляется очень важным создать условия для реализации агрессивных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Эта стратегия успешно реализуется через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска: альпинизм, спидвей, сноуборд т. д. Образовательные организации должны развивать механизмы для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных спортивных ассоциаций, проведения открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях.Подростки не меньше взрослых нуждаются в социальном признании и успехе. Возможность социального роста направляет конструктивную агрессивность молодежи в «мирное русло», снижая риск экстремистских протестов. Поэтому актуально создание и развитие практической деятельности школьного самоуправления, молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием школы, района, города, региона. Именно в школе должны начинать свою работу «социальные лифты» для активной молодежи, а администрация образовательных организаций должна следить за тем, чтобы эти «лифты» оказывались «исправными».Таким образом, именно интерактивное обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогов с родителями, учащихся с родителями, максимально способствует достижению целей профилактической работы в области предупреждения подростково-молодежного экстремизма в образовательной среде. С точки зрения эффективности можно порекомендовать такой интерактивный метод обучения, как модель открытого обсуждения, который развивает у подростков умение высказывать собственное мнение, способность принять мнение другого и оказать ему помощь и поддержку, навык анализировать свои поступки и происходящие события, умение ценить свою и чужую работу, а также закрепляет чувство радости и удовлетворения от совместного труда и творчества. Занятия должны проводиться таким образом, чтобы каждый участник «проживал» различные ситуации, определял свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, но при этом понимал и принимал других.Эффективны также занятия в игровой форме, которые позволяют учащимся не только обогащать свои знания, но и учиться общаться, приобретать конкретные практические умения и навыки, необходимые в жизни. Следует отметить, что педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.На наш взгляд, интересен опыт зарубежных коллег, которые для профилактики экстремизма применяют технологии драматерапии, например, художественных постановок по мотивам реальных событий. Так, в Великобритании зрители и участники постановки «Notin My Name» получают возможность пережить состояние жертв и агрессоров и тем самым изменить свое отношение к насилию и представителям социальных групп, в отношении которых распространены предубеждения. История экстремиста, пришедшего к террору, восстанавливается ретроспективно, начиная с точки зрения его семьи и друзей, которые вспоминают субъективные трудности, которые сначала сделали его уязвимым для радикализации, а затем подтолкнули к изменениям в его мировоззрении и личности. Что особенно важно, актеры и зрители учатся распознавать предупреждающие сигналы о такой трансформации. Участники начинают осознавать, что на окружающих лежит ответственность, и у многих есть возможность вмешаться в происходящее.Целесообразным является использование в профилактической работе книг, видеофильмов и интернет-ресурсов подходящей тематики, формирующих ценности толерантности, ненасилия, мультикультурности. К сожалению, эти средства недостаточно используются в педагогической практике. Так, из 50 опрошенных нами экспертов – специалистов по профилактике экстремизма лишь 21 человек (42%) смог указать художественные произведения, имеющие ценность с точки зрения профилактической работы. Очевидно, в образовательных организациях следует создавать коллекции таких материалов, рекомендованных для внеклассной профилактической работы.Заметную роль в просветительской работе должны играть библиотеки образовательных организаций. Помимо составления подборок книг антиэкстремистской тематики, библиотечные программы могут предусматривать следующие формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, книжные выставки, дни национальной книги и т. д.Если говорить об индивидуальной профилактической работе, по нашему мнению, она должна начинаться со сбора информации: мониторинг настроений, высказываний, особенностей внешнего вида, поведения, предпочитаемого круга общения и т. д. Когда подросток проявляет признаки принадлежности к экстремистским группам, следует обсудить с ним ряд вопросов:- представителем какой субкультуры он является?- насколько глубоки его убеждения?- насколько опасным может быть его выбор?- почему подросток приял ценности этой субкультуры?- какова позиция родителей и близких друзей по отношению к этому выбору?В зависимости от полученной информации необходимо организовать взаимодействие с подростком. Не следует вступать в спор, обсуждая содержание радикальной идеологии. Многие экстремисты (как и прочие фанатики), знают множество фактов и исторических примеров, неплохо владеют риторикой и постоянно ее оттачивают в спорах с окружающими. Даже если педагог одержит логическую победу в споре, это вряд ли изменит позицию подростка-экстремиста, скорее, приведет к усилению враждебности. Необходимо подчеркнуть, что профилактика запрещающего характера не дает значимых результатов, в связи с этим адресную профилактическую работу следует выстраивать с опорой на косвенные, мягкие формы и методы работы, опосредованно (через социальную среду) воздействующие на личность.Таким образом, профилактическая работа в сфере предупреждения экстремизма должна быть систематической, опираться на принцип преемственности и учитывать особенности и основные потребности детей того или иного возраста. В свою очередь, содержательный аспект этой работы должен предусматривать оптимизацию молодежной социальной среды, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем, волнующих подростков и молодежь.Надеемся, что предложенный материал будет способствовать развитию и обновлению практики профилактической работы, подтолкнет к обсуждению на педагогических советах образовательных организаций эффективных форм и методов предупреждения экстремистских настроений и поведения среди молодежи.Одновременно мы призываем педагогов поделиться своими наработками в этой сфере. Нам очень интересен, уважаемый читатель, ваш опыт. Готовы его обсудить со всеми коллегами на страницах нашей газеты.Анатолий КИРСАНОВ, проректор МГППУ, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, доктор политических наук
Комментарии