search
main
0

Той, которой уже нет. Первый в России памятник своей бывшей школе поставили благодарные ученики

Деревенька Боровня Солецкого района Новгородской области одна из тех, что еще живы за счет дачников. Только в трех десятках домов остались местные жители – пенсионеры.

В 1961 году все было иначе – здесь кипела жизнь, в деревне было много народа. И для детей местных колхозников построили новенькую школу.Строителями были мужчины-фронтовики. Те, кто еще помнил ужасы войны, очень хотел мира и счастья для своих детей. Школьное здание – простое, деревянное, одноэтажное – сияло новенькой краской полов, было чистым, теплым и приветливым. И учителя, пришедшие 1 сентября 1961-го в новую школу, ласково встретили ребят…Школа дожила до конца 1980-х. Умерла, одной из первых влившись в поток массово закрываемых сельских школ России: детей в них становилось все меньше, и государство решило, что содержать их невыгодно.В 2014 году, к Дню пионерии, 19 мая на месте бывшей Боровенской школы на открытом пространстве, заросшем за десятилетия густой зеленой травой, появился огромный валун розового гранита.       На валуне – табличка с надписью: «На этом месте с 1961 по 1987 год находилась Боровенская восьмилетняя школа. Мы помним тепло школьных стен, доброту и профессионализм учителей. Мы помним тебя, школа! Спасибо вам, учителя!». Этот памятник школе, первый в России, установили в новгородской глубинке не местные власти и не благотворители с тугими кошельками – деревенские и городские жители, ее выпускники.Через час появилась сосенкаАвтором идеи стал известный в Новгородской области краевед, почетный гражданин города Сольцы Анатолий Григорьев – выпускник Боровенской школы 1973 года. Помогали Анатолию Ивановичу другие выпускники – Владимир Селюгин, Сергей Кодочигов, Николай Андреев. Первые двое – жители деревни Боровня, а Николай Андреев проживает сейчас в Великом Новгороде. «Они без лишних разговоров, без всякой оплаты привезли двухтонный камень, помогли прикрепить памятную табличку. Еще я хотел бы поблагодарить руководителя фирмы «Плюмар» Великого Новгорода Владимира Фокина за изготовление таблички с надписью, – говорит Анатолий Григорьев. –  Жена Николая Андреева Татьяна, тоже наша выпускница, решила собрать своих «девчонок»-одноклассниц, чтобы впоследствии облагородить  территорию вокруг памятника, посадить цветы. А когда я примерно через час после установки памятника еще раз вернулся к нему, оказалось, что возле камня кем-то уже была посажена сосенка».Путь в школу – 12 километров через лес- В Боровенской школе в свое время учились дети из девяти близлежащих деревень, – вспоминает Анатолий Григорьев. – 120-130 учеников в школе-восьмилетке – это для сельской местности по нынешним меркам довольно много.  На занятия приходили дети из 8-9 близлежащих деревень. «Приходили в школу» – фраза звучит довольно обыденно,  а между тем некоторые из этих деревень отстояли от Боровни на 5-6 километров. Сам Анатолий Григорьев жил в деревне Кузнецово – в двух километрах от школы. «Тогда ведь не было не то что асфальтовых, даже грунтовых дорог в нашей местности, – вспоминает Анатолий Иванович. – И некоторые дети каждый день проходили по дороге в школу 5-6 километров и столько же обратно. Одна девочка, Лида Григорьева, она потом стала преподавателем во Вшельской школе Солецкого района, до школы каждый день шла порядка 6 километров, причем через лес. Школьный коньШкола оказывала помощь колхозу «Знамя Ленина». И колхоз помогал ученикам и учителям – например, привозил дрова для отопления школы, а зимой осуществлял подвоз школьников из дальних деревень. Происходило это так: школе выделялась колхозная лошадь. Из группы школьников выбирали самого старшего и толкового, который запрягал лошадь, собирал детей по деревням. Когда лошадь прибывала на место назначения, ее оставляли при школе, укрывали, кормили. После окончания занятий лошадь развозила детей по домам. Этакий прообраз школьного автобуса! Позже в колхозе появились машины на базе ГАЗ-51 с фургончиком. Тепло – в буквальном смысле!«При школе существовал интернат, – рассказывает Анатолий Григорьев. – Это было необходимо, так как зимой некоторым ученикам было трудно добираться к месту учебы из дальних  деревень из-за морозов, снегопадов, бездорожья. В интернате проживал воспитатель.  У мальчиков была своя половина здания, у девочек – своя. Ребята, жившие в интернате, сами топили печки, готовили еду». – «Мы помним тепло школьных стен» – такая надпись на памятном камне не случайна, – говорит Анатолий Григорьев. – Вы только представьте, с каким чувством после мороза и долгого пути в школу мы, ребята, входили в теплые стены школьного здания, где нас встречали дружелюбные учителя. И за это тепло, которое излучало большое число печек, отвечал истопник. Этому человеку нужно было на руках принести неимоверное количество дров, растопить печи, а нашим поварам потом на жару этих печей приготовить пирожки и компот для большой перемены. Мы благодарны за тепло школьных стен не только нашим учителям, но и всем этим людям.Добраться до Ленинграда – два дняВ школьном архиве сохранилось много грамот за успехи самой школы и ее отдельных учеников. Но любопытно – все места в олимпиадах и соревнованиях: на уровне района. – Нужно понимать, что в то время вывезти школьников за пределы района было сложно, – рассказывает Анатолий Григорьев. – Во-первых, не существовало нормальных дорог. Сейчас из Сольцов до Великого Новгорода можно проехать 80 километров на машине за 40-45 минут. Тогда асфальта не было. По грунтовой дороге тот же путь занимал порядка трех часов. Водители, которые ездили из совхоза в Ленинград, выписывали командировку на два дня – ныне дорога до Питера и обратно из Сольцов занимает около семи часов. Из-за ограничения в передвижении школы «варились» в масштабах района. Но проводимые конкурсы народного  творчества, художественной самодеятельности и прочие мероприятия поражали изобретательностью! Мне даже кажется, что сейчас в школах больше с бумагами работают, а тогда больше было энтузиазма. Встречи с ветеранами, с передовиками производства были неформальными, живыми, интересными. Крепостное право до 1980-х- 99,9 процента местного населения всех возрастов учились в Боровенской школе, – размышляет Анатолий Григорьев. – Почему? Дело в том, что из колхоза было сложно выбраться. Для кого-то, возможно, будет новостью, что до 1980 года колхозники в СССР не имели паспортов. Поэтому и женились, и замуж выходили за местных или из соседней деревни. Привезти невесту за 12-14 км – это уже было далеко. Передвижение на транспорте было ограничено, общение тоже. Уехать из деревни разрешалось только по справке сельсовета, выданной по решению правления колхоза, и причина для отъезда должна быть уважительной, например, учеба в институте.  Эта замкнутость в едином пространстве имела и положительные стороны. Ты, мальчишка, идешь по деревне и всем говоришь: «Здравствуйте!» И тебе отвечают. Такой обычай, к слову, в наше время практически исчез… Слово старших играло сильную роль. А сейчас попробуй пригрози за проступок или даже просто замечание сделай современному пацану – сразу заступники найдутся: дескать, влияешь на несформировавшуюся психику ребенка… Остается только сравнить уровень преступности среди несовершеннолетних тогда и сейчас… Один сарафан – на несколько… летТри директора Боровенской школы – Яков Васильевич Андреев, Клавдия Николаевна Андреева, Зоя Петровна Кодочигова. Педагоги – Мария Григорьевна Иванова, Надежда Сергеевна Капитонова, Елизавета Михайловна Степанова, Эдуард Викторович Козлов и многие другие… – Тогда мы над этим не задумывались, а теперь, спустя годы, я удивляюсь их неподдельному энтузиазму, их заинтересованности в работе, увлеченности, желанию донести знания до самого упрямого двоечника, – говорит Анатолий Григорьев. – Я не видел на своих учителях никаких особенных нарядов. Они всегда были одеты подчеркнуто строго: костюмы, сарафаны, блузочки. Сейчас я понимаю, что они жили в затрудненных материальных условиях. Наши учителя не блистали брошами, прическами, нарядными платьями, но всегда были чисто и опрятно одеты. Кого воспитали эти педагоги? Кто кем стал из выпускников скромной деревенской школы? Преподаватель, водитель, сварщик, военнослужащий, партийный работник, бухгалтер… Спасибо школе за то, что она выпустила достойных граждан нашей страны! Таких, которые спустя десятилетия единственные в России поставили памятник своей школе и учителям. Урок поколениямБумажные архивы Боровенской и тоже закрытой Вшельской школ, хранящиеся у краеведа Анатолия Григорьева, несомненно, должны стать достоянием общественности. В музей такой архив не поместишь. Но есть выход. Почему бы не создать электронные ресурсы, например, на базах районных управлений образования, где хранились бы подобные документы?  Мы нашли бы в таком виртуальном музее исчезнувшей Боровенской школы многое. «Боевые» приказы «Зарницы». Воспоминания фронтовиков,  собранные школьниками  сведения о двух Героях Советского Союза – Григории Михайлове и Иване Васильеве. Узнали бы о конкурсах туристской техники. О поездках школьников в Минск и Москву в качестве награды за собранный картофель в колхозе. О том, что 19 мая – День пионерии – был главным праздником школы, на котором подводили итоги учебного года, проводили спортивные соревнования, концерт и обязательно пионерский костер на поляне в сосновом бору. Все это не только должно стать частью нашей общей памяти, нашей живой истории, но и обязано работать на воспитание поколений школьников, служить для подготовки будущих учителей. Новгородская областьфото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте