search
main
0

Точность – вежливость королей и… Профком не может прибегать к условностям японского театра

Уже не первый год первичная профсоюзная организация омской школы №48 у всех «на виду и на слуху». Она – лидер движения молодежных советов, созданных в учреждениях образования области. Держит первенство в конкурсе на лучшую первичную организацию бюджетников, а также в проводимой обкомом отраслевого профсоюза спартакиаде. Впрочем, свою жизнеспособность профком подтверждает не только какими-то яркими достижениями, но и каждодневной работой. В штатных и нештатных ситуациях.

– В нашем общественном объединении идет ротация кадров, – говорит председатель Центрального райкома Профсоюза работников народного образования и науки Лариса Грачева. – И у нас не было и тени сомнения в том, что ответственный обучающий семинар для вновь избранных председателей профкомов нужно проводить именно на базе первички 48-й школы.

– А мы коллегиально сошлись на том, – продолжает заместитель председателя областного комитета Татьяна Леонтьева, – что уровень делопроизводства в наших первичных организациях комиссии ЦК будет правильным показать на примере той же школы. И что характерно, даже инспекция такого высокого ранга квалифицировала достигнутые здесь результаты практически как идеальные.

Делопроизводство как аргумент

– Может показаться парадоксальным, но для нас делопроизводство – это еще и подспорье в мотивации, оно позволяет приводить конкретные аргументы в пользу профсоюза, – убеждена председатель профкома школы №48 Галина Ивановна Ухина. – Когда меня спрашивают, а что он может, ваш профсоюз, что он реально делает, чтобы изменить жизнь к лучшему, я адресую человека к протоколам наших профсоюзных собраний, и из этой документальной летописи становится очевидно, что ни один из жизненно важных вопросов нашей школы и учительства в целом не выпадает из поля зрения профкома. Никогда наш актив не ограничивался голой констатацией фактов. Каждый раз принимаются решения, которые предполагают реальные действия, отвечающие сути проблем. Хотя понятно, что многие из них дадут отдачу в какой-то отдаленной перспективе.

Тщательный документализм, как я убедился, характеризует и финансовую сторону жизни первички. В одном из отчетов, например, докопеечно выведена стоимость телеграмм в адрес президента Владимира Путина и недавнего правительства Фрадкова. Не столь уж и дешево говорить с властью. Телеграммы обошлись первичке в 342 рубля 80 копеек.

– Мы не терпим неточностей не только в финансовых расчетах, – продолжает Галина Ивановна. – Даже в рамках школы при устоявшемся социальном партнерстве решения первички по значимым вопросам доводятся до администрации в документальном виде. Это нормальные и цивилизованные отношения.

В поддержку такого подхода могу привести пример со сравнительно недавнего заседания президиума обкома профсоюза работников жизнеобеспечения, рассматривавшего вопросы охраны труда. Поднимается председатель профкома одной районной коммунальной организации и сетует на то, что фактически рейды и проверки администрация проводит в обход профсоюза. В лучшем случае он привлекается к освидетельствованию пьяных. Но все это, как выяснилось, результат чего? Устных договоренностей, общения с администрацией у ворот, у дверцы автомобиля отъезжающего куда-то начальника. У профкома не было даже запротоколированных решений актива, которые можно было бы предъявить работодателю…

НЕ ЛБОМ О ПРИТОЛОКУ

Знакомясь с протоколами заседаний школьного профкома, я убедился в том, что даже при полном, как отмечается, взаимопонимании с директором Натальей Алексеевной Майоровой ничего «по внутренним вопросам» не заглаживается. Актив не прибегает к условностям японского театра, где, например, постучаться лбом о притолоку и поздороваться – одно и то же.

– Мы не ручные. Мы живем и работаем в правовом поле, – замечает профлидер школы, в частности, по поводу встречных предложений коллектива на представленные работодателем комментарии к должностным инструкциям учителей. – Если мы растворим суть в экивоках, мы не выполним своих уставных функций по социально-трудовой защите работника.

Вот одна из вставок-предложений к разделу тех же должностных обязанностей: учитель не просто заменяет отсутствующих коллег по распоряжению администрации, а, как подчеркивается, с учетом специфики преподаваемого предмета. Защищаются интересы и педагога, и учеников!

Или того же свойства предложение: «При выполнении обязанности заведующего кабинетом учитель разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся». Не из этой ли заботы о детях в компьютерном, скажем, классе разрослись уже лианы растений – поглотителей вредного излучения мониторов?

АЛГОРИТМ УСПЕШНОСТИ

Не был усеченным и заявленный объем прав педагогического работника. Они расширены до участия в управлении образовательным учреждением, свободного выбора методик обучения и воспитания, оценки знаний учеников. В том числе педагоги имеют право «требовать от руководства учреждения содействия в исполнении своих должностных обязанностей».

Если все это не декларации, нет ли опасений, что в какой-то момент профком окажется в конфронтации с администрацией?

– Хотя директором Наталья Алексеевна у нас только второй год, в коллективе и в образовании это ветеран, – говорит Галина Ухина. – Она внесла заметную лепту в становление партнерства с прежним директором школы Алевтиной Алексеевной Авиловой и по-прежнему является членом профсоюза. Поэтому и сейчас администрацию отличает все тот же взвешенный и конструктивный подход. Скажем, в этом учебном году в контакте с образованной согласительной комиссией директор рассмотрела три обращения по распределению нагрузки. Нарушения выявлены только в одном случае, и они незамедлительно устранены.

Профком «по уши» погружен во все сферы школьной жизни. Вот лишь некоторые, рассматриваемые за рамками штатных вопросы из плана работы на текущий год: «Роль профсоюзной организации в обеспечении профессионального роста педагогического коллектива», «Подготовка к ЕГЭ и аттестации учащихся», «Внедрение инновационных педагогических технологий», «Разработка алгоритма успешности педагога».

– Может показаться, что мы углубляемся не в свою сферу, заходим за рамки чисто профсоюзных вопросов, – как бы соглашается Галина Ивановна. – Но все же это не оказывается излишним для повышения конкурентоспособности учреждения, в особенности тогда, когда на карту ложится судьба педагога. Приведу пример. Моему коллеге, преподавателю технологии, недоставало учебных часов, и он по этой причине попадал под сокращение. Профком «разрулил» эту ситуацию благодаря одному обстоятельству: за плечами у человека были еще и курсы экономиста, вдобавок он почти профессионально рисует. Так вот и набрали необходимые для ставки часы. Или, скажем, перевели мы свою начальную школу из детского сада, где она размещалась, в основную. Общее количество классов при этом убавилось, а значит – часть работников оказалась перед необходимостью трудоустройства. В условиях рынка разве что высочайший профессионализм может выровнять позиции человека в возрасте. Мы добиваемся такого роста и создаем условия для внеочередного повышения квалификации.

ЧТО НА ПЕРВОЕ, ЧТО НА ВТОРОЕ?

Если вспомнить об уже озвучивавшихся требованиях по включенности в управление школой, профком давно и реально участвует в этом процессе. Но условия не показались мне сладкими. Как свидетельствует внутришкольная профсоюзная статистика, общий фон этих условий в образовании в чем-то даже ухудшается: больше обращений работников в профсоюз, в том числе и с достаточно неожиданными требованиями – оградить от посягательств или прямого шантажа со стороны учащегося! Заявления на материальную помощь сплошь и рядом характеризуют постыдно низкую платежеспособность педагога: учителя просят деньги на протезирование зубов, восстановление после перенесенной операции, оздоровление детей. Все 12 выданных в текущем учебном году профсоюзных пособий в сумме составили менее шести тысяч рублей. Но как их не запросишь, если средняя зарплата исчисляется в школе от тех же шести-семи тысяч?

– Для вас неожиданны жалобы на поведение ученика? Но разве это не результат отношения к школе государства? – говорит Галина Ивановна. – Нас унижают не только зарплатой. Нас просто уже заливают чернухой с телевизионных экранов. Малахов «выкапывает» публике педагога предпенсионного возраста в качестве героини-любовницы, предпочитающей мальчиков. Смакует подробности увольнения из школы заслуженной учительницы, которая защитила своих учеников от плевков сынка богатенького родителя, но затем не нашла у них поддержки сама… Как учат СМИ: будь двоечником и хулиганом в школе – тогда в зрелой жизни ты будешь процветать!

И СНОВА ДЕРЗАТЬ

Если спросить меня после нечаянной «профсоюзной учебы», что все-таки в большей степени определяет жизнеспособность этой не самой большой первички численностью в 93 профсоюзных штыка, я бы выделил две составные: высочайшую ответственность и способность к поступку. Лидера и всего актива. Примером тому может быть квитанция с пожертвованиями в адрес детей Беслана. Или инициированный самой Галиной Ивановной отказ от части вознаграждения за руководство профкомом, открывший начало компромиссам, позволившим в целом удержать оплату классного руководства из надтарифного фонда.

– Мы работаем целой командой единомышленников, – делится учитель химии и куратор производственного сектора профкома Евгения Анатольевна Годова. – Чего скрывать, выварились с годами в этом кипящем котле, подустали. В канун недавнего отчетно-выборного собрания тешили себя иллюзиями уйти командой. Хотя бы уж консультантами к новому составу. Но ни оптом, ни в розницу коллектив никого не отпустил. Себе, смеются, будет дороже. Поэтому ничего не остается, как снова дерзать.

Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте