В силу сугубо личных причин достаточно давно слежу за всем происходящим в Карелии, пытаясь понять, что и почему здесь происходит, что и как можно сделать, чтобы изменить жизнь к лучшему, и кто это может практически.
Примечательно мнение, прозвучавшее на прошлогоднем республиканском общественно-педагогическом форуме: «Мы не знаем, куда идем».
На мой взгляд, слова очень важные, касающиеся не только образования вообще, в частности на селе, но и сложившейся ситуации в Республике Карелия (РК) в целом по сохранению и развитию человеческого и социального капитала. То, что они являются основными факторами развития в XXI веке, постоянно говорится на всех уровнях, в том числе в стратегиях пространственного развития России и социально-экономического развития РК на период до 2030 года.
Поиск решения
Совершенно очевидно, что проблему образования на селе в Карелии не решить без должного внимания со стороны государства и всего общества, активного участия широкого круга специалистов в различных областях знаний, так как она неразрывно связана с другими проблемами социального и экономического характера.
Однако на этом пути есть существенное препятствие – сегодня в РК нет общества как субъекта развития, способного на серьезные осмысленные практические действия.
Считаю, что поиск решения проблемы сельской школы может стать поводом для трансформации карельского общества, попыткой преодоления его аномии хотя бы на уровне самых культурных, ответственных, профессиональных, дееспособных и порядочных представителей, которых судьба Карелии по-настоящему волнует.
Первым шагом в этом направлении должен стать открытый общественный диалог по широкому кругу вопросов, связанных с сохранением и развитием жизни на территории Карелии.
Точки сохранения жизни (ТСЖ)
Сохранить жизнь в сельской местности в существующем формате и объеме невозможно по причине стремительной урбанизации, отсутствия занятости, перспектив и тяжелых условий жизни на селе, следствием которых является нежелание людей там жить, в первую очередь молодежи.
Но если мы хотим сохранить ее вообще хотя бы где-то и на длительную перспективу, то необходима соответствующая осмысленная программа сохранения жизни, а не деградационная оптимизация, направленная не на развитие, а на выживание, дожитие и ликвидацию. Для разработки такой программы, определения точек сохранения жизни (ТСЖ) требуется исчерпывающий анализ всей социальной и экономической жизни в селах. А для этого нужна полная исходная информации по всем сельским населенным пунктам, где еще остались школы, так как их наличие является одним из главных и необходимых условий сохранения полноценной жизни, хотя, конечно, и недостаточным.
Данная информация должна включать следующие сведения: численный, гендерный и возрастной состав; занятость трудоспособного населения, его профессиональная подготовка и социальный статус; исчерпывающие данные по школе; ресурсная база в определенном радиусе от населенного пункта; состояние инфраструктуры села и прилегающей территории; ресурсная база прилегающей территории; желание трудоспособного населения и, главное, молодежи жить на селе при наличии работы и улучшении условий жизни.
Вся эта информация должна быть интегрирована в рамках единой геоинформационной системы РК.
Казалось бы, такая система, необходимая для эффективного управления республикой, должна быть уже давно, но ее до сих нет, так как для управления в «ручном режиме» она просто не нужна. Тем не менее не вижу проблемы ее создать хотя бы для управления и развития сельских поселений.
Сохранение жизни на селе невозможно без расширения сфер трудовой занятости, которыми могут быть: сельское хозяйство (растениеводство, животноводство там, где еще возможно и рентабельно); рыболовство, разведение рыбы и других объектов аквакультуры; строительство, ремонт и поддержание дорог; строительство (деревянное домостроение); коммунальное хозяйство; лесозаготовки на основе неистощительного лесопользования; восстановление лесов, их содержание и охрана; деревопереработка с использованием современных технологий; сельский, экологический, культурно-исторический туризм; дошкольное и школьное воспитание и образование; сбор, заготовка и переработка дикоросов.
Возлагать большие надежды по повышению занятости на селе на бизнес не стоит, так как его целью является получение прибыли, а не сохранение и развитие жизни.
Главным актором должно быть государство, и для этого есть все возможности. Для начала надо навести порядок в расходовании больших средств, выделяемых сегодня на национальные проекты, которые тратятся крайне неэффективно или не осваиваются вообще. Особое внимание должно быть обращено на профессиональное обучение сельской молодежи рабочим специальностям, которые могут быть востребованы на селе, причем оно может быть организовано не обязательно в городе.
Сельская школа, как объект и субъект
Теперь несколько мыслей, касающихся непосредственно школы, которую необходимо рассматривать как объект, включающий помещения, оборудование, персонал, и как субъект, транслирующий ценности, смыслы, знания, умения их получать, использовать и, главное, думать.
Школа как объект
Современная общеобразовательная школа – достаточно сложный и дорогостоящий объект, требующий значительных материальных затрат на его строительство, оснащение и содержание, включая достойную зарплату учителей.
Несмотря на заявление главы Минфина Силуанова, посетившего недавно Карелию и сказавшего об отсутствии проблемы финансирования строительства новых школ, есть большие сомнения в их появлении в сельской местности в ближайшей перспективе по причине отсутствия строительного комплекса на селе.
Как решить в данной ситуации задачу строительства новых сельских школ, включающих начальную, основную и старшие классы, я не знаю. А вот строительство малокомплектных детских садов, совмещенных с начальной школой, – вполне решаемая задача, причем, на мой взгляд, крайне важная.
Во-первых, именно в этом возрасте происходит формирование личности и ее человеческого достоинства. А во-вторых, может стать серьезным шагом по цивилизации жизни на селе.
Только это должны быть не обогреваемые коробки типа ФОКов, а современные сооружения, ориентированные на воспитание и обучение детей, со всеми условиями на уровне лучших городских (отопление, канализация и пр.) за исключением, может быть, только бассейна.
Считаю, что строить можно из дерева по специальным проектам, профессиональными бригадами, работниками которых должны быть жители сельских районов, прошедшие обучение строительным специальностям.
Опыт создания «Языкового гнезда» в Ведлозере даже без помощи государства дает надежду.
Безусловно, это не решение проблемы, тем не менее реальный шаг в правильном направлении. Такого рода инициативы являются реальными шагами к формированию гражданского общества на селе, где оно может возникнуть гораздо раньше, нежели в городах.
Школа как субъект
Модернизация сельской школы как объекта должна быть неразрывно связана с ее модернизацией как субъекта.
Я не специалист в области образования и не могу касаться инновационных подходов в образовательном и воспитательном процессе.
Но никакие инновации не могут заменить учителя-человека, смысловика, передающего не только конкретные знания, но и интерес к ним, а самое главное – ценности и смыслы вне зависимости от преподаваемого предмета.
Хотя в школе вроде есть специальный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», полностью ориентированный на воспитание, у меня большие сомнения в его эффективности. Дело в том, что ценности и смыслы – это категории, знания которых недостаточно, их надо понимать, разделять и руководствоваться в жизни, но для этого их надо прочувствовать.
Помочь учителю
И тут возникает еще одна проблема, суть которой в английской пословице: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя». То есть сами воспитатели должны меняться.
Таким образом, воспитание касается не только детей, но и их воспитателей. Что и как можно сделать в этом направлении?
Можно попробовать просвещаться с помощью информационных технологий, открывающих сегодня большие возможности доступа к культуре и искусству, которые являются носителями и проводниками ценностей и смыслов, причем, самое главное, посредством чувственного восприятия.
Делать это в рамках регламентированной и перегруженной школьной программы невозможно, видимо, нужно переносить на внеклассное время. И здесь есть большой смысл и надежда на успех, так как в отличие от города сельские дети живут в крайне обедненной среде и могут быть более восприимчивы.
Возникает вопрос: кто может готовить необходимые мультимедийные культурные программы?
Вообще-то может и сам учитель, будучи эрудированным человеком, имеющим свои личные интеллектуальные интересы, но по большому счету должны специалисты. Кстати, даже студенты, будучи молодыми людьми, знающими интересы современных детей и свободно владеющие информационными технологиями. Стоит отметить роль Министерства культуры и всех организаций культуры и искусства РК, которые могут принять активное участие в создании таких программ.
Но ограничиваться только программами нельзя, все-таки надо вывозить детей в город, хотя бы в Петрозаводск, чтобы они могли посещать театры, музеи, выставки, концерты…
Сельские жители сегодня очень обделены, а дети особенно, и необходимо что-то делать в первую очередь для них. Поэтому начать надо с сельской начальной школы.
Роль учителя вне школы
Сельский учитель вновь, как и 100 лет назад, становится и подчас остается самым образованным и культурным человеком на селе, ценным носителем человеческого и социального капитала. Органично существуя в местной среде, он знает, если не все и всех, то достаточно, чтобы собрать необходимую информацию, по которой можно составить достоверную картину конкретного поселения, о чем я говорил ранее. То есть, по сути дела, он может стать инструментом социологических исследований.
Будучи активным элементом этой среды, учитель может оказывать существенное влияние на организацию осмысленной местной жизни, побуждая жителей в том числе на коллективные созидательные инициативы.
Сергей СЕНЬКИН, Республика Карелия
Комментарии