Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Точки роста. Концепция развития школьных библиотек

Учительская газета, №11 от 15 марта 2016. Читать номер
Автор:

​Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция, школьные библиотеки) в Российской Федерации.

На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. Президент России поставил цель сделать российскую школу одной из лучших в мире. Одним из важнейших результатов выполнения поручений должно стать создание новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, что потребует обновления учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик.I. Значение школьных библиотек в современном мире и в РоссииШкольная библиотека сегодня – это центр общественной жизни, точка доступа к новейшим технологиям работы с информацией для всего населения, место коллективного мышления и сотворчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения и непрерывного образования, что требует качественно иного оснащения и организации библиотечного пространства.II. Проблемы развития школьных библиотекСистема общего образования в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. Общее число общеобразовательных организаций за последние годы в ряде регионов страны сократилось в том числе в связи с укрупнением, при этом расширился спектр предоставляемых ими образовательных программ, возросла численность обучающихся.По ряду показателей состояния материально-технической базы образовательных организаций отмечается положительная динамика: к сети Интернет подключено 99,9% школ, в регионах в рамках федеральных и региональных целевых программ вводятся новые здания школ.По данным Федеральной службы государственной статистики, в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционируют 45729 библиотек, из них 52% имеют цифровую (электронную) библиотеку. Общий фонд школьных библиотек составляет более 616 млн экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.В системе общего образования страны введена должность педагога-библиотекаря. Вместе с тем по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой общеобразовательной организации страны разработаны критерии аттестации педагога-библиотекаря, в каждой пятой школе педагог-библиотекарь приравнен по льготам к учителям-предметникам, в 23,5% школ предусмотрены коэффициенты оплаты труда педагога-библиотекаря.Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий органов власти разного уровня, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, кризис ресурсных фондов, недостаточность программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени и частично требованиям федерального законодательства.Требуют актуализации в части установления требований к школьным библиотекам федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.Система методического сопровождения школьных библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует восстановления.Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системного характера. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития.В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники.Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Уровень обновляемости фондов библиотек общеобразовательных организаций оценивается в 1% при норме ЮНЕСКО 8-10% в год.На федеральном уровне не определены механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик, родных языков народов Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, технологии взаимодействия и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.В целом в России наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.III. Цели и задачи КонцепцииЦель настоящей Концепции – создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.Задачами развития школьных библиотек в Российской Федерации являются:- совершенствование нормативного правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек;- расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;- создание условий для подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогов-библиотекарей.IV. Основные направления реализации КонцепцииВ рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена:- актуализация ФГОС общего образования в части требований к условиям реализации образовательных программ;- разработка методических рекомендаций по развитию школьных библиотек.Научно-методическое обеспечение. Должны быть приняты необходимые организационные меры по созданию федерального информационно-методического центра (ФИМЦ). В функции ФИМЦ должны быть включены: координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, участие в формировании образовательных программ педагогической направленности, организация взаимодействия с государственными и общественными институтами и др.В Советском Союзе функции ФИМЦ выполняла Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского. Современный ФИМЦ необходимо создавать также на базе этой научной организации, а также на базе региональных и муниципальных информационно-методических и ресурсных центров.Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны ФИМЦ.В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций дополнительного профессионального образования необходимо:- создать инфраструктуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности, актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций и органов управления образованием, педагогов дополнительного профессионального образования;- разработать и принять профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь».В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:- предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов;- создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;- обеспечить издание тематической литературы и периодики, пополнение банка педагогических инноваций;- обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:- пополнение фондов печатных изданий, расширение электронных фондов;- обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;- проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента участников образовательной деятельности – учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся, а также общественных и некоммерческих организаций;- разработать механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников информационно-образовательными и материально-техническими ресурсами.Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания читателей с работой по общему плану, согласованному с местными органами управления, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:- обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;- создание единой технологической платформы, объединяющей работников школьных библиотек, реализующей функции профессиональной социальной сети, повышения квалификации (сетевой университет), аттестации школьных библиотекарей, голосования (онлайн-демократия), обеспечивающей доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям обучения.На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение технологии электронного обучения, поддержанные авторским электронным контентом.Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.Для реализации метапредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.Для развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.V. Реализация КонцепцииРеализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.Планируемые механизмы реализации Концепции: совершенствование нормативного правового обеспечения, общественный мониторинг процессов развития, развитие технологий частно-государственного и общественно-государственного партнерства.Внимание!Обсуждение Концепции будет проходить до 20 марта 2016 года. Свои замечания и предложения направляйте, пожалуйста, по адресу zaripov-tr@mon.gov.ru. Концепция публикуется с сокращениями. Полную версию читайте на сайте «УГ» www.ug.ru/article/904.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту