Игры в экономические догонялки наша страна играет давно, минимум с Петра I, озвучившего задачу прорубить окно в Европу и догнать образованные страны. В более или менее отчетливой форме артикулировали эту задачу и Иосиф Сталин, и Никита Хрущев. Да и сегодня эта мысль уже выходит за рамки академических обсуждений и дискуссий, начинает присутствовать в политической лексике.
Догоняющий тип экономического развития наряду с очевидными проблемами имеет и столь же очевидные преимущества: возможность не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли и не повторять ошибки, экономить время, средства, интеллектуальные ресурсы, используя проверенные на практике решения.
Оценивая опыт социально-экономических ускорений, нельзя не заметить ключевую роль высшей школы, обеспечивающей и кадровую, и научную поддержку в беге за лидерами.
Актуальная роль высшей школы в догоняющей экономике России пока дает мало оснований для построения оптимистических прогнозов:
– российские вузы окончательно выбыли из топ-рейтингов университетов мира;
– усиливаются диспропорции рынка труда и выпуска специалистов вузов;
– продолжает падать качество образования, все чаще говорят о возникновении «среднего» высшего образования.
Разворот всей махины высшего образования, безусловно, непрост и требует как времени, так и серьезных инвестиций. Целый ряд проектов институциональных реформ высшей школы, реализуемых органами управления образованием, были малоуспешными или закончились ничем. Возьмем планы Министерства образования 2000 года по развитию технологических и научных парков, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов, формированию кластера исследовательских университетов и так далее. Сегодня очевидно, что многое из планов осталось на бумаге из-за отсутствия адекватной правовой базы, последовательной и прозрачной политики выделения и поддержки точек роста, инерции вузовских структур, недостатков пассионарных менеджеров высшей школы и тому подобных причин.
Негосударственный сектор поддержки и развития высшей школы был значительно более концептуальным и последовательным в своих действиях.
Можно выделить минимум три ключевых направления, точечное воздействие на которых давало оздоровительный эффект и импульс для развития высшей школы.
Во-первых, поддержка выработки новых стратегий вузовского развития, учитывающих новые реалии внешней и внутренней среды вуза, новые возможности и угрозы. Заметным в этой области был проект по разработке стратегии развития вузов Фонда Форда, в котором приняло участие более 40 вузов, пять из которых создали свои стратегии при внешней экспертной поддержке. Проект позволил систематизировать подходы к разработке вузовских стратегий, выявить лучшие практики и сделать их достоянием вузовской общественности.
Во-вторых, выращивание новых менеджеров высшей школы, способных реализовать современные вузовские стратегии, гибкий и эффективный менеджмент, повышающий конкурентоспособность российских вузов. Наиболее интересным в этой области оказался проект Фонда «Новая Евразия» по подготовке менеджеров по развитию для российских региональных университетов. В проекте приняло участие восемь региональных университетов из регионов от Северо-Запада до Приморского края, что позволило сформировать точки появления нового опыта по всей стране с соответствующими возможностями его распространения и развития. Проект также доводит идею подготовки нового класса университетских руководителей до конституирования ассоциации советников по развитию российских университетов, формируя тем самым новое саморазвивающееся вузовское сообщество.
В-третьих, интеграция университетов в жизнь местных сообществ, помогающая вузам точнее диагностировать региональные потребности в обучении, на деле становится катализатором экономического и социального развития территорий.
Инициатива на этом проблемном для вузов поле также принадлежала Фонду «Новая Евразия», реализовавшему проект «Региональный университет – ресурс развития региона», в который были вовлечены вузы и властные структуры трех областей страны.
Вероятно, это не исчерпывающий список точек, воздействуя на которые можно форсировать мотор высшей школы и ускорить наше движение за вечно ускользающими лидерами, но то, что они являются болезненными для вузов, а значит активными, – это точно.
Алексей КЛЮЕВ, кандидат философских наук, доцент Уральского государственного университета им. А.М.Горького, главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ»
Комментарии