search
main
0

Точка зрения. В поиске «ариадновой нити»

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину и означает расследование, узнавание. История представлялась процессом по установлению истинности событий и фактов. В Древнем Риме это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. В основном мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Человек – существо историческое. Он растет, развивается с течением времени и сам является продуктом этого развития, будучи «включенным» в исторический процесс. Человеку именно история помогает определить свое место в мире, дает знания о том, как человечество изменяется с течением времени.

Изучение истории всегда субъективно, личностно. Для изучения прошлого историки выделяют основное – предмет, исходя из которого выстраивается логика исторического процесса. Социальная, экономическая, демографическая, политическая реальность может быть предметом изучения истории. Выделение предмета истории связано не только с мировоззрением историка, но и с господствующей идеологией в государстве.

Занимается ли история изучением закономерностей развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ? Историки, стоящие на материалистических позициях, занимаются изучением истории именно с этих позиций.

Изучает ли история человека и реализацию его естественных прав в истории? Историки, стоящие на либеральных позициях, убеждены, что изучать нужно именно человека в условиях реализации его естественных прав. Часть историков на первый план выдвигает духовную сторону деятельности и определяет историю как науку о людях во времени.

Всемирно-историческая теория изучает общемировое развитие, прогресс человечества, когда обнаруживается действие универсальных законов в развитии многих стран и народов.

Таким образом, историки в зависимости от своих убеждений создают теории исторического процесса, которые определяются предметом истории и отражают как исторический факт (событие, процесс, явление), так и соответствующие выводы. Объяснение факту дает историк согласно представлениям эпохи, в которой он живет, и согласно своим идейно-теоретическим взглядам.

Настолько сложным представляется мне процесс познания истории детьми. Есть ли возможности для создания лучших, оптимальных условий для изучения учащимися исторического процесса?

Можно ответить утвердительно по многим причинам. Появляется в последние годы много методических пособий для учителя, созданы государственные стандарты, полезные для работы учителя монографии, создаются курсы повышения квалификации и т.д. Можно порадоваться за учителя истории, школьный предмет историю и, конечно же, за наших детей, изучающих историю: мы получили прекрасный инструментарий – новый вариант обществознания!

Наконец-то в курсе обществознания стало возможным познакомиться учащимся с теорией познания, строением общества, с каждой сферой общества, основами человеческой психики, разными подходами к изучению общества, правами и обязанностями граждан и многими другими интересными, жизненно важными знаниями. И хотя по-прежнему недостаточно времени отведено для изучения основ философских знаний (а эти знания, безусловно, полезны детям по многим причинам), современное обществознание неплохо ориентирует учащихся в море проблем современного общества, объясняет сложные экономические явления, формирует у учащихся новые подходы к нестандартным ситуациям, позволяет задуматься над ранее неизвестными вопросами и ответить на них.

Знания по обществознанию позволяют понять в курсе истории связь поколений, деятельность людей в различных сферах общества, взаимосвязь этой деятельности. Изучение внутреннего мира человека дает возможность правильно оценивать поступки людей, их поведение в различных исторических ситуациях, влияние его на развитие общества определенного исторического периода и каждого конкретного человека.

При изучении обществознания дети постигают и нравственные нормы, узнают, что такое моральное и аморальное поведение, противоправное поведение о моральной и юридической ответственности людей за свои поступки. Это позволяет не только понять мотивы их поступков, но и регулятивные механизмы в обществах прошлого, роль государства в жизни человека, возникновение права как одного из основных регуляторов разнообразных отношений граждан.

Один из наиболее удачных вариантов обществознания – курс граждановедения, можно сказать, азы обществознания. Известно: что раньше заложено, то прочнее усваивается детьми. Возможности граждановедения достаточно большие.

Курс граждановедения богат своим содержанием, сейчас это многие понимают. Самое главное, на мой взгляд, в обучении учащихся – это реализация потребности детей в самопознании, самовоспитании, самоутверждении. Ни один из школьных предметов не обладает такими большими возможностями в организации направленности личностного развития детей. Успех его определяется многими факторами, в том числе хорошим содержанием учебного материала. Хочу подчеркнуть особенности преподавания этого предмета. Это нетрадиционные методы работы общения: ненавязчивость, отсутствие назидательности, влияние исподволь, работа в игровой форме, но обязательно с активным участием детей.

Опыт преподавания граждановедения позволяет сделать следующий вывод: именно личностное развитие, самоопределение позволяет учащимся расти в настоящих граждан России. Конечно, знания в этом процессе играют не последнюю роль. Поэтому важно умело готовить беседы по наиболее проблемным вопросам, когда учащиеся вступают в спор, приводят противоречивые примеры и не соглашаются с общепринятой точкой зрения или взглядами учителя. Подобные моменты очень значимы. Идет процесс самоопределения, формирования мировоззрения ребят.

Проблемных вопросов возникает много уже с 5-6-го класса. Это «добро и зло», «Какая армия нам нужна?», «демократическая власть», «Для чего нужны реформы в обществе?», «Что такое равноправие» и др.

Часто разговор идет о реформах в России, удачах и неудачах реформирования уже в 5-6-х классах. Дети понимают смысл и значение реформ. Но вопрос об удачных реформах, завершенных, эффективных, результативных далеко не всегда решается в пользу России. Неизбежно возникают вопросы: в чем причины неудачного реформирования России в отличие от других стран? Почему защищать Отечество становится уже не так престижно, как прежде? Чем вызвано равнодушие к выборам, выражать свое мнение, гражданскую позицию?

Попытка разобраться в сложных вопросах порождает в душах детей сомнение в величии России, ее правильном пути развития, возможности укрепления могущества, достойного места в мировом сообществе. И тут нужно уметь, используя разные исторические периоды, показать, что в истории России, так же, как и в истории любой страны, были времена взлетов и ярких достижений.

Беседы проходят интересно. Успешность их действительно зависит от умений педагога владеть межпредметными связями, в частности, привлекать живой материал по истории не только нашего государства, но и других.

В работе с историческим материалом можно просто упоминать определенные исторические события и факты, оценивать их, определять их роль в историческом процессе, сравнивать и т.д. Эти методы работы знакомы всем преподавателям граждановедения и обществознания, мы все стараемся использовать яркие примеры современной действительности и прошлого. Однако наиболее существенным мне представляется обращение к цивилизационному развитию различных стран и народов, самой России.

В 5-м классе мы уже познакомились с историей древних цивилизаций, понятием «цивилизация». Но в дальнейшем историческом и обществоведческом образовании почему-то нигде не предусмотрено, не отражено наполнение содержанием этого понятия, его углубление и конкретизация: ни в Программе образования, ни в ГОСах. Об этом приходится сожалеть. Ведь в 10-м классе о цивилизациях учащиеся вспоминают с большим трудом. Сложно вызвать их на разговор, нужно очень много времени потратить на то, чтобы заново дать материал о цивилизациях, а приходится изучать именно заново.

Представляется очень полезным не просто познакомить ребят с понятием «цивилизация» в 5-м классе, но подчеркнуть на конкретном материале основные черты античной и древневосточной цивилизаций, выявить сходство и отличие. При изучении средневековья необходимо вновь обратиться к понятию «цивилизация», рассмотреть основные черты средневековой цивилизации, наполнить их конкретным содержанием. При изучении истории нового времени ребят необходимо познакомить с началом становления современной цивилизации, подчеркнуть ее особенности. Начать же изучение истории России в 6-м классе лучше всего с закрепления знаний о цивилизациях вообще и особенностей российской цивилизации.

Таким образом, для верной ориентации в работе педагогов – преподавателей истории и обществознания, для улучшения содержания обществоведческого образования неплохо было бы отразить в ГОСах работу над формированием представлений учащихся о цивилизации. Это поможет вывести преподавание этих дисциплин совершенно на другой, более высокий уровень. В этом случае цель современного модернизированного образования будет достигнута – выпускник средней школы будет социально компетентным выпускником.

Светлана БУТУСОВА, учитель истории и обществознания

Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте