search
main
0

Точка зрения. Как получить миллиард

До перестройки российское законодательство в области образования признавалось ЮНЕСКО наиболее прогрессивным. За последние годы реформирование привело к появлению мутанта о трех головах, на каждой из которых написано: ПЛАТНОСТЬ, НЕДОСТУПНОСТЬ, ХАЛТУРА. Трехглавый Горыныч заставил повернуть нос чиновничества Минобрнауки в сторону широких общественных слоев. В результате появилась свежая концепция российского образования, в которой «учтен» широкий спектр мнений – преподавателей, обучающихся и их родителей и даже работодателей: всем нужно образование, которое дает знания, а не торгует дипломами.

В условиях рыночной экономики, привычных для западного общества, образование там непосредственно связано с рынком труда. Там воспринимают затраты на образование как инвестиции в свое будущее и всесторонне анализируют их, сопоставляя расходы и отдачу. И хотя российский Горыныч своей головой Платность сегодня контролирует 50% тела российского образования, оно не настроено еще на запросы внутреннего рынка.

Знания подростков, получаемые в российской школе, и реальная жизнь протекают в двух несоприкасающихся плоскостях. И даже школьные уроки экономики, введенные в начале перестройки и воспринимаемые тогда как связующие их мостки, не удовлетворяют молодежь.

Из школьного курса экономики учащиеся твердо усваивают, что «национальное богатство каждой страны создается непосредственным трудом ее граждан, поэтому трудовые ресурсы следует отнести к одному из основных факторов развития как национальной, так и мировой экономики». Вся история цивилизации обязана труду людскому.

Проецируя полученные на уроках экономики знания на российскую действительность, ученики «терзают» меня вопросом: «За какой труд можно получить миллиардное вознаграждение?». Приходится отшучиваться: «Если б знала, то не в школе пребывала». Они хотят услышать ответы на вопросы, порождаемые реальной обстановкой в стране. Например, такой: «За счет чего растет число миллиардеров в России, несмотря на скромный экономический рост в целом по стране и неуменьшающуюся долю населения, живущего за чертой бедности?». Известно, что лучший учитель – это жизнь, а она показывает, что в очередной раз россияне обмануты. Все разговоры перестроечного периода о свободе обнажили скрытые пружины реформатов: у одних – это пустое краснобайство, у других – закамуфлированная либеральной терминологией корысть. Вся борьба свелась к возне у кормушек. Либеральная отечественная интеллигенция забыла, что свободный человек – тот, кто добивается блага, и не только личного, а общественного.

Уроки экономики привлекают учеников. За годы перестройки на волне интереса учеников, родителей и общественности возникли специализированные школы с экономическим уклоном и дополнительные платные услуги. Это тот случай, который не вызывает сомнений. В общеобразовательной школе экономика интегрирована в курс «Обществоведение» или «Обществознание». Но есть один нюанс. Если общественность ставит перед собой цель сформировать гражданское общество, необходимо заниматься экономическим ликбезом населения. Экономическая грамотность нужна всему подрастающему поколению, а не только будущим профессионалам. Но здесь сфера влияния второй головы Горыныча – НЕДОСТУПНОСТЬ. Курс экономики в общеобразовательных школах интегрирован в «Обществознание», а посещать платные курсы для обретения экономической грамотности большинству не по карману. Да и курс должен быть не академическим, а прикладным, знакомящим с теми разделами экономики, которые нужны для гражданина, чтобы контролировать экономическую политику правительства.

Российская либерально настроенная интеллигенция сейчас сокрушается по поводу гражданской апатии населения. Действительно, за годы перестройки ввели в школьные программы курс экономики с изложением основ рыночной экономики, оснастили всеобуч учебными пособиями по граждановедению, дополнили их красочно оформленными выпусками, знакомящими с правами человека. Столько усилий и финансовых затрат, а население пассивно! Есть от чего разочароваться в электорате, отказавшем в поддержке демократическим партиям. Но могут ли рассказы россиян, живописующих жизнь в высокоразвитых странах, и даже переводная литература о сытой и регулируемой законом жизни, широким потоком хлынувшая в постперестроечный период, являться учебным пособием для овладения основами обеспеченной жизни и гражданского самосознания? Электорат не виноват, что в очередной раз поддался на «сказки» о хорошей жизни.

Оказалось, что на него она и не была рассчитана. Не сразу, но он это понял. Настоящие-то демократы – это те, у которых на первом месте обязанности, а уж потом права. Трудно убеждать в обратном, когда отечественные СМИ свободу слова использовали для того, чтобы искривить интерес молодежи в сторону разнообразных уловок, направленных на получение быстрого и крупного финансового успеха. Проводятся ли спортивные соревнования, идет ли трансляция концерта звезды оперного или поп-искусства, сообщается о престижных бьеннале – основной акцент делается на финансовый успех. Но что за ним стоит, какой вложен труд – это остается за рамками разговора. То ли по собственному недомыслию, то ли тут тонкая стратегия, но создатели программ «черного ящика» как бы говорят нам, что жизненное кредо «Большие деньги – любым путем» – это основной смысл современной жизни. И в то же время по здравому смыслу понятно, что реальный сектор экономики, требующий высокого профессионализма, является базой экономической независимости страны и каждого его жителя. Профессионализм нарабатывается упорным трудом длительное время. От болтовни и халтуры реальный сектор не укрепится! Но кого это интересует? Каждому хочется узнать: «За какой труд можно получить миллиард?». Только такие масштабы сейчас стимулируют. Учителя берутся за неимоверные нагрузки – частные уроки, платные образовательные услуги, чтобы обеспечить себе современный социальный «прикид». Учительскую внешность в наше время может позволить себе только Билл Гейтс – позиция в первой строчке справочника самых богатых персон мира делает его неуязвимым. Учительство в любой стране не в первых строчках таблиц, публикующих сведения об оплате труда. Но авторитет финансового успеха, торжество циников наживы обесценивает наследие вечных истин и вносит смущение в души современных Дон Кихотов. Их число среди учителей резко поубавилось.

Российскому учительству с его девизом «Сеять разумное, доброе, вечное» все труднее выстоять в противостоянии с тем, кто «чтит один кумир священный» и повсеместно «правит бал».

Говоря с учениками о профессиональном труде, отношусь серьезно к их желанию получать большую зарплату. Обращаю их внимание и на то, что стране наряду с серьезными «мозгами» нужны высококвалифицированные «умелые руки». И кроме профессиональных знаний требуются еще современные навыки трудоустройства: умение пройти собеседование, представить резюме.

Россияне считают, что им повезло, если удалось устроиться на работу в пришедшую на внутренний рынок иностранную фирму. Платят там больше, чем на отечественных предприятиях, но при приеме на работу следуют принятым в их стране стандартам. Поэтому считаю нелишним знакомить учащихся с западной практикой трудоустройства. Как отмечают отечественные психологи, для российских вполне профессиональных людей пройти собеседование, представить резюме становится непреодолимым барьером. Для российского менталитета является непривычным говорить о своих достоинствах, представлять себя с лучшей стороны, самому называть работодателю размер будущей зарплаты, держаться раскованно, проявлять в беседе чувство юмора. Поэтому изменения в ментальность следует вносить на школьной скамье и давать подрастающему поколению не только академические знания о законах физики, химии, биологии, общества и образцы высокой литературы, но и прививать практические навыки вхождения в мировом сообществе.

В ликвидации экономической и правовой неграмотности россиян могло бы помочь телевидение. Страну, по-моему, уже достаточно развлекли «Кривым зеркалом» и «Фабрикой звезд». Было бы неплохо в качестве «Последнего героя» приглашать россиян, окончивших престижные зарубежные университеты и беседовать с ними о том, как сложилась их профессиональная карьера. Попросить рассказать об их личном опыте трудоустройства. Что, по их мнению, следовало бы перенять нашим школам и какие достоинства отечественных школ они увидели, сравнивая с другими системами образования?

К участию в телевизионных программах можно было бы приглашать и успешных россиян, в том числе и российских миллиардеров, знающих специфику российской реальности и сумевших добиться в ней значительных практических результатов, не только в качестве спонсоров, но и в качестве преподавателей. Не сомневаюсь, что их выступления собрали бы аудиторию не меньшую, чем певец Пол Маккартни. Их выступления, записанные на современные технические носители да снабдить научным комментарием – и все это вместе распространять через общественные центры обучения как учебные пособия! На их базе можно было бы разрабатывать практические задания. Выполненные школьниками, они помогли бы выявлять талантливых абитуриентов для продолжения профессиональной учебы – среднетехнической или вузовской.

Еще один аспект для широкой аудитории. Прошел уже десяток лет, как детки первых толстосумов уехали получать модное заграничное образование. Хотелось бы узнать, как они используют приобретенные знания. Думаю, что деловые беседы с соотечественниками, выпускниками зарубежных университетов, были бы не менее интересны, чем такие программы, как КВН и «Что, где, когда?».

Нам следует не обвинять население в иждивенчестве, а научить его, как стать экономически независимым и граждански активным в условиях нашей российской действительности, а заодно общими силами и ее оздоровить. При наших пространствах и сосредоточении талантливых людей в крупных городах, учитывая недостаток учителей, следовало бы широко использовать телевидение и интернет для развития человеческого капитала.

Впервые образовательная политика выдвинута не как ведомственное, а как дело общегосударственное. В связи с этим следовало бы с помощью СМИ создать в стране деловой настрой на возрождение России и знакомить широкую теле- и радиоаудиторию с талантливыми и энергичными организаторами экономического, правового и профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте