search
main
0

Точка зрения. Быть терпимым к размышлениям

Сегодня вполне очевидно, что жить в гражданском обществе – нелегкое дело. Имея личные потребности, надо признавать и учитывать потребности других. Имея права – признавать и учитывать права других. Видя существенные отличия образа жизни других людей, принимать их. Естественно, что требуется и понимать язык другого, и уметь приходить к согласию, и кооперироваться для достижения общих целей. Мы должны учиться быть толерантными, быть терпимыми к различным мнениям, сотрудничать друг с другом, уважать права других. Это важные ценности, определяющие отношения и способы поведения в демократическом обществе. Освоение этих ценностей дается нелегко и отнюдь не «естественным образом».

Важную роль в освоении молодым поколением демократических ценностей, в том числе и толерантности, играют школа и другие образовательные учреждения. Перед ними встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в демократическом мире, устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к жизни в демократическом обществе, элементы которого нам трудно вообразить.

В век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости в социокультурной системе из демократических ценностей толерантность, как никогда, важна в современном мире. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на гуманных ценностях.

Что же такое толерантность? Данное понятие стало достаточно популярным международным термином благодаря усилиям ЮНЕСКО, когда резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году была утверждена Декларация принципов толерантности.

«Толерантность» можно отнести к этико-политическим терминам, который означает, что каждый свободен, имеет право придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это обусловливает признание того, что люди по своей природе различаются внешностью, речевыми характеристиками, положением, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность как личностное качество близко к нашему пониманию терпимости.

Толерантное поведение у молодежи может формироваться благодаря участию в различных формах диалога. Одной из наиболее эффективных методик гражданского образования, дающих навык толерантного поведения, по нашему мнению, является гражданский форум. Группе брянских педагогов удалось детально ознакомиться с данной методикой в рамках международного проекта «Общественная политика в российской школе», апробация материалов и реализация программы которого проходили в 1987-1998 году в рамках стажировки в США.

В основе методики лежит совершенно новый подход к демократии – не просто как к системе государственных институтов, а как к постоянному общественному диалогу, искусством ведения которого надлежит овладеть каждому гражданину.

Форум предоставляет молодежи возможность цивилизованного диалога, призывает к толерантности, сопереживанию, взаимопониманию, что находит выражение в следующих правилах гражданского форума:

1. Ведущий будет направлять обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.

2. Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.

3. Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме.

4. Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

5. Мы слушаем и слышим друг друга.

Гражданский форум – это ключ к обсуждению проблем общества в аудитории любого уровня и ранга (в том числе и молодежной). Педагогами Брянщины уже подготовлено несколько дискуссионных брошюр по наиболее острым общественно значимым проблемам России и Брянщины: «Экология Брянщины: вчера, сегодня, завтра?», «Безработица: как создать новые рабочие места?», «Детская преступность, где выход?», «Наркотики и дети: как сохранить будущее?», «СПИД: как остановить эпидемию?», «Военная служба: какая армия нам нужна», «Кризис семьи и семейных ценностей в России: что можно предпринять?»

Апробация переработанной и адаптированной к российским условиям и особенностям методики «Гражданский форум» и дискуссионных материалов успешно прошла в ходе ряда обучающих семинаров для педагогов Тольятти, Волгограда, Ульяновска, Москвы, Киева, Нефтеюганска, Брянска, Нового Уренгоя.

Суть методики «Гражданский форум» заключается в тщательном многостороннем анализе трех-четырех подходов решения общественно значимой проблемы в ходе направленного диалога, в процессе взвешивания всех «за» и «против», когда выявляются осмысленные симпатии и антипатии участников обсуждения и происходит движение аудитории от общественного мнения к общественному суждению по проблеме.

Каждый из этапов проведения Гражданского форума предусматривает освоение его участниками навыков толерантного поведения в дискуссии. Так, например, на этапе предварительной подготовки участники располагаются полукругом, что способствует установлению открытой уютной для обсуждения обстановки.

В процессе объяснения цели дискуссии ведущий акцентирует внимание участников на конечную общую диалоговую цель: «В результате у нас должна появиться общая многогранная картина проблемы, и мы должны определить масштаб взаимоприемлемых действий и степень поддержки того или иного подхода». Обращаясь к задачам работы, ведущий подчеркивает: «Стремитесь в ходе дискуссии выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения».

В процессе рассмотрения предложенных в дискуссионных материалах подходов ведущий не только привлекает внимание к различиям между ними, но и с помощью системы вопросов стимулирует диалог между участниками и создает ситуации для проявления навыков толерантного поведения.

К таким вопросам относятся:

Я понимаю, что вам не нравится этот подход, но что, вы думаете, могут привести в качестве аргументов «за» его сторонника?

Что может стать сильным аргументом против того, что вы только что сказали?

Может ли быть что-либо конструктивное в наиболее критикуемом подходе?

Каковы жизненные ценности тех людей, которые могут занимать такую позицию?

Как бы изменилась ваша позиция, если бы вы занимали иную социальную, профессиональную нишу?

Как вы думаете, о чем особая забота людей, которые поддерживают такое мнение?

Как могут отразиться на других ваши предложения?

На этапе завершения форума, после анализа трех-четырех подходов, а также четвертого-пятого, выделенного самими участниками дискуссии, им предлагается проанализировать, чего достигла группа, продвигаясь по сути к взаимоприемлемому образу действий по обсуждаемой проблеме, ответив на специальные вопросы, например, такие:

Как изменить ваш взгляд на точки зрения других людей?

Есть ли позиции, которые большинство из участников поддерживает?

Таким образом, в процессе участия в данном типе дискуссии ее участник получает понимание того, как люди смотрят на проблему; что они думают о ней, и в какой степени существует взаимопонимание по проблеме; что движет людьми, что их беспокоит, что для них наиболее ценно.

Многое для поддержания в ходе форума атмосферы терпимости, уважения зависит от самого ведущего. Он должен сдерживать себя, когда появляется желание вмешаться; давать возможность участникам ответить друг другу; оставаться нейтральным по отношению к содержанию и быть осторожным в выражении своих собственных мнений; создать климат некритического, безоценочного участия, помогать в обсуждении проблемы, определить «общий знаменатель», но не пытаться вынудить согласие.

Таким образом, сама технология организации и ведение Гражданского форума – это технология диалога, а участие в нем способствует освоению навыков толерантного поведения.

Формированию толерантности в ходе диалоговой формы дискуссии в отличие от дебатов способствуют следующие особенности форума.

1. В диалоге одна сторона выслушивает другую с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения, а в дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и оппонировать своими аргументами.

2. Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника, а дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.

3. Если диалог вызывает самоанализ собственной позиции, то дебаты вызывают критику противоположной стороны.

4. Диалог призывает к временному воздержанию от личных убеждений, а дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.

5. В диалоге ищут основы соглашения, а в дебатах ищут явные различия.

6. В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой, а в дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.

7. Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть, а дебаты предусматривают парирование противоположной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто унижают или осуждают человека.

Таким образом, Гражданский форум как диалоговая форма общения позволяет научиться выражать свое мнение так, чтобы не стать чьим-то врагом, как это происходит в дебатах.

С позиции возможностей для формирования навыков толерантного поведения может быть интересна не только особая форма дискуссии «гражданский форум», но и «Упражнение по оформлению проблемы». Оформление проблемы – это специальное тренинговое упражнение, которое может успешно проводиться в различных молодежных аудиториях. Оформить проблему для обсуждения – это значит найти для нее такое определение, в которое вошли бы взгляды людей различных возрастов, социального и профессионального статуса. Вот почему данное упражнение имеет большой потенциал для формирования навыков толерантного поведения.

Не всякая тема может быть проблемой для рассмотрения в рамках методики «Гражданского форума». Выбранная тема должна иметь определенные характеристики, например:

это должна быть проблема, по которой в России существует более чем одно действенное решение;

это должна быть проблема, по которой часть населения или отдельные группы людей должны действовать сообща, чтобы она была воспринята.

Так как упражнение имеет целью продемонстрировать участникам многообразие вариантов решения проблемы и те ценности, которых люди придерживаются, то важной задачей, которую должны решить участники, является задача создания как можно более широкого круга действий по решению проблемы, причем включая и те, которые могут лично им не нравиться. В течение 10-15 минут участники самостоятельно записывают возможный список действий, а далее в течение 20-25 минут составляется общий список действий путем опроса каждого участника. Каждому по кругу предлагается назвать одно из возможных действий по решению проблемы. Каждое высказывание облекается в краткую форму и записывается на доске, причем оставляется место для записей ценностных установок, стоящих за этими действиями.

По окончании работы участники должны ответить на следующий вопрос: «Есть ли категории граждан, чье мнение не было представлено?», что позволяет акцентировать внимание молодежи на многообразии точек зрения о проблеме и на ценности мнения каждого. Но важно не только помочь молодежи задуматься о многообразии точек зрения, образа мыслей людей, но и сосредоточить их внимание на выяснении причин: почему человек думает именно так?

Поэтому в качестве одного из этапов данного упражнения выступает этап поиска ценностей, соответствующих предложенным действиям. Ведущий дает возможность участникам предположить причины, по которым может быть предложено то или иное действие, занесенное в список. Можно попросить участников ответить на вопрос: Что важно для человека, предлагающего действовать таким образом? Важно заострить внимание молодежи на ценностях, стоящих за той или иной точкой зрения, на восприятии, осмыслении, понимании и присвоении их. Такое понимание позволяет установить в обществе обстановку терпимости, сострадания, участия.

Практика применения методики «Гражданский форум» в школе, вузе показывает, что представителям молодежи непросто овладеть навыками цивилизованного диалога, быть терпимыми и внимательными друг к другу. В ходе дискуссии наиболее часто нарушаемое правило форума – «Мы слушаем и слышим друг друга». Часто встречающаяся реакция на то или иное мнение в процессе обсуждения подходов к решению проблемы или в процессе оформления проблемы: «Что за глупость ты говоришь!»

Поэтому так важно, с одной стороны, привлекать к участию в таких и подобных дискуссиях молодежь, а, с другой стороны, в процессе воспитания толерантности необходимо использовать разнообразные личностно-ориентированные современные методы и средства. Так, например, нам представляется интересным использование в рамках работы дискуссионного клуба тренинговых методик, помогающих овладению молодежью навыками активного слушания.

Умение молча выслушивать собеседника как проявление участия, сопереживания другому может формироваться в ходе упражнения «Слушаем молча». В парах сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом участники меняются местами. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, проводится при работе в парах или в группе.

Таким образом, воспитание толерантности как специально организованный процесс является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости в обществе. Воспитанию в духе толерантности, внимания друг к другу способствует участие молодежи в различных формах дискуссии диалогового типа, таких, как «Гражданский форум». Дискуссия такого типа помогает каждому быть услышанным и слушать других, стараться понять, что стоит за позицией оппонента и с какими сторонами его точки зрения в принципе можно согласиться. Такой взвешенный диалог помогает формированию толерантности у молодежи – нравственно-политического качества гражданина демократического общества.

Ирина ЯКИМОВИЧ, доцент Государственного университета, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте