search
main
0

Точка зрения

Педагогический эпос. О героизме в образовании и его лечении

Постоянно говорят о катастрофической перегрузке учеников. Те из школьных управленцев, кто понимает, молчат о не менее катастрофической перегрузке учителей и школьных администраторов.

Среднестатистический учитель тратит 24-26 часов на проведение еженедельных уроков, столько же – на проверку тетрадей и подготовку дома, 5-6 часов – на индивидуальные занятия и внеклассные мероприятия, имеет 2-3 часа обязательных административных нагрузок (совещания, отчеты, собеседования и т.п.), 1-2 часа – на самообразование (посещение уроков коллег, внешние курсы и т.п.), всего приблизительно 60 часов в неделю, то есть 8-9-часовой рабочий день без выходных или 10-часовой рабочий день с одним выходным днем. Среднестатистический администратор приходит на работу к 8 часам утра и покидает “капитанский мостик” в 19-21 час, потому что основная масса школ в России (включая и так называемые элитарные) двух- а то и трехсменные. 11-12-часовой рабочий день без выходных – вот та дань, которую платит школьный управленец за исполнение всеми нами любимой “педагогической поэмы”.

Болезни у школьных работников те же, что и у их учеников. Страшный в своей правде факт – среди тех, кто проработал в школе более 5 лет, нет телесно и душевно (нервно) здоровых людей!

Похоже, что среди обитателей школы все равны перед чумой-перегрузкой!

Похоже, что виноватых нет.

Похоже, что объяснить этот феномен с позиций логики и разума (рационализма) нельзя! На языке палеопсихологии это состояние умов есть тяжелый диагноз. Эпическая стадия мышления.

Тогда не должно ли попытаться использовать для объяснения совершенно иррациональной и губительной тенденции к росту учебного плана структурный анализ этой доразумной, дологической, дорациональной стадии мышления? Сравнить, а может быть, и отождествить (пока чисто гипотетически) группу текстов, которую в образовании принято называть учебными планами с гигантским корпусом эпических текстов, занимающих особое место в культуре. Настолько особое, что мыслительную модель, их породившую, выделяют в отдельную стадию мышления – эпическую!

В качестве лечения социально-психологического не

В качестве лечения социально-психологического недуга – эпической стадии мышления, приводящей к “образовательному героизму”, предлагается простейший “Катехизис обучающего”.

Катехизис обучающего

1. Сколько времени в день может заниматься умственным трудом ученик без ущерба для здоровья?

Ребенок 6-8 лет – 3 часа, ребенок 9-10 лет – 4 часа, ребенок 10-11 лет – 4 часа, подросток 12-13 лет – 5 часов, девушка или юноша 14-15 лет – 6 часов, девушка или юноша 16-17 лет – 7 часов.

2. Сколько дней в неделю ученику положено отдыхать от трудов?

Как и всем остальным людям, принадлежащим к христианской или исламской, иудейской традициям, со времен составления Пятикнижия – не менее одного дня из семи.

3. Каково разумное соотношение работы ученика под руководством учителя и его самостоятельных занятий?

Пятьдесят на пятьдесят.

4. Какова будет, стало быть, рациональная почасовая сетка занятости учеников разных возрастов?

5. Какие цели существуют в образовании?

Классическая, реальная, социальная.

6. Что такое классическая цель образования?

Классическая цель образования – это само образование. Классическая цель предполагает “образование для образования” (для продолжения образования, для саморазвития, для “чистого” культурного роста, для формирования рефлексии и т.п.) В конечном счете, классическая цель образования ведет к созданию условий, в которых может развиться свободная и ответственная личность.

7. Что такое реальная цель образования?

Реальная цель образования – это функциональная деятельность. Реальная цель предполагает образование для получения профессии, “полезных” жизненных навыков и умений, совершения определенной профессиональной и социальной карьеры, получения достойного места в жизни. В конечном счете реальная цель образования ведет к созданию условий, в которых могут сформироваться квалифицированный работник, менеджер, профессионал в любой области.

8. Что такое социальная цель образования?

Социальная цель образования – это помощь в преодолении психологических и психофизиологических трудностей, обусловленных как внутриобразовательными, так и внеобразовательными причинами. Социальная цель предполагает образование для адекватного определения своих возможностей, исходя из состояния физического и психического здоровья, способностей и склонностей, интересов, темперамента, социального и экономического положения семьи… Социальная цель предполагает также образование для поддержки солидарности, взаимопомощи, толерантности, милосердия и благотворительности. В конечном счете социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек, ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.

9. Что есть цель образования?

Планируемый результат.

10. Что обеспечивает результат?

Учебный план.

11. Сколько типов учебных планов должно быть, если целей образования – три и планируемых результатов, стало быть, тоже три?

Три, однозначно.

12. Как эти учебные планы должны называться?

Базисный учебный план классического образования, базисный учебный план реального образования, базисный учебный план социального образования.

13. Каково содержание классического образования?

Это прежде всего овладение универсальными знаковыми системами (естественными и искусственными языками – родным, живыми и мертвыми иностранными языками, математикой, компьютером, музыкой, мифологией и т.п.), религиозной, художественной, научно-популярной и научной картиной мира и антропологией (совокупность сведений о человеке и обществе).

Классическое образование дает учащимся общеучебные и надпредметные (рефлексивные) умения и предполагает использование в совокупности и гармоничном сочетании основных методов обучения: объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), исследовательского (проблемного), креативного (проективно-творческого), а также основных невербальных и вербальных техник педагогического общения учителя.

14. Каково содержание реального образования?

Это образование – многопредметное, профильное, углубленное с ранней профессиональной ориентацией, представляет собой овладение языками конкретных наук, искусств, ремесел (термины, формулы, специальные символы и т.д.), основами научных и (или) профессиональных знаний.

Прагматическое образование дает учащимся специальные учебные умения и навыки, а также профессиональные.

15. Каково содержание социального образования?

Овладение родным языком как средством коммуникации (общения). Особое внимание уделяется статусному общению в стандартных, типичных коммуникативных ситуациях и автокоммуникации (общение с собой).

Социальное образование дает учащимся основные первичные базовые умения – писать, читать, считать, рисовать – чертить, артикулировать речь, напрягать память-волю-внимание и т.д., а также минимально необходимый в данной социокультурной ситуации набор жизненно важных знаний, специальных учебных умений и навыков, в т.ч. поведенческих и профессиональных и предполагает использование учителем прежде всего объяснительно-иллюстративного метода обучения.

16. Может ли обучение в сегодняшних условиях быть только классическим, только реальным или только социальным?

Очевидно, нет.

17. Следует ли предположить, что оно должно быть преимущественно классическим с включением реальных и социальных элементов, преимущественно реальным с включением классических и социальных элементов, наконец, преимущественно социальным с включением классических и реальных элементов?

Очевидно, да.

18. Каково должно быть соотношение ведущего типа содержания к вспомогательным, чтобы сохранить статус ведущего и не допустить фактического исчезновения вспомогательных?

Соотношение должно быть больше чем 1 к 1 в пользу ведущего содержания и вместе с тем не более чем 3 к 1 в пользу ведущего, чтобы сохранить влияние вспомогательных содержаний. Разумно в связи с этим будет остановиться на базовом показателе 2 к 1 в пользу ведущего содержания, допуская колебания вокруг него в соответствии с обстоятельствами. Тогда принципиальная схема учебных планов примет такой вид:

Составленные же на основе базисных конкретные учебные планы варьируют весьма широко. Например, могут быть предложены опредмеченные учебные планы 3-5-х классов, выполненные на основе данной принципиальной схемы.

Хотелось бы инициировать в массовой педагогической печати дискуссию по вопросам классификации целей – содержания – технологий образования и в связи с этим попробовать решить заданную практикой задачу – что же такое с точки зрения внутриобразовательных закономерностей, а не чиновничьих упражнений в канцелярите сегодняшняя гимназия, лицей, школа-комплекс, УВК, “просто общеобразовательная”, “школа разноуровнего образования”, “адаптивная модель” и т.д. и т.п. Ибо не решив эти принципиальные вопросы, мы получаем мрачный парадокс: если гимназия (как сказано в соответствующем Положении) – это средняя общеобразовательная школа повышенного уровня обучения, то негимназия – это средняя общеобразовательная школа пониженного уровня обучения?

А этого быть не должно, не правда ли?

Михаил ЛЕВИТ,

заместитель директора по учебно-воспитательной

работе гимназии # 1514 (52)

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте