Общаясь каждый день с коллегами в школе, посещая курсы и семинары, я всегда замечала, что всех волнует один вопрос: как сформировать у учеников орфографическую зоркость?
Старая проблема: дети как будто знают правило, приводят примеры слов и предложений, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают их, а при самостоятельной работе не умеют орфографически правильно оформлять свои мысли.
В чем причина такого явления?
Многолетние наблюдения привели меня к выводу, что правила в учебниках русского языка предстают перед школьниками хаотичным набором разрозненных предписаний. И главное, что требуется от ребенка в традиционном подходе, – это запомнить множество правил, а далее – еще большее число исключений.
Формирование орфографической зоркости на основе морфологического принципа не предполагает обсуждения, почему пишется так, а не иначе. Аргумент один: “Есть такое правило!” Например: “В русском языке есть приставка “с” – приставки “з” не бывает”. Почему так, а не иначе, не поясняется.
Вывод: теория правописания, которая предполагает выбор между устной и письменной формами русского языка по формуле Буква-Звук, затрудняет решение целого ряда орфографических задач и тем самым, на мой взгляд, не способствует формированию орфографической зоркости.
Обозначение на письме звуков сильных позиций фонем проходит две ступени: от звука, представляющего фонему в сильной позиции, к букве.
Обозначая на письме звуки слабых позиций фонем, мы проходим три ступени: от звука слабой позиции к нахождению фонемы сильной позиции, а от нее – к букве (по правилам, установленным для сильных позиций). Вот почему формирование орфографической зоркости соответствует формуле:
Фонема-Звук-Буква.
Возьмем три ведущих правила нашей орфографии.
Первое – безударные гласные обозначаются той же букой, что и под ударением в той же части слова.
Второе правило – “сомнительные” согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными.
Третье правило – мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердыми согласными или на конце слова.
Все эти три правила по сути своей идентичны: “Они учат проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции”. (Современный русский язык. Учебник. Под.ред. В.А.Белошанниковой. М., 1989 г.).
Самое ценное, на мой взгляд, то, что показать младшему школьнику в самом общем виде основной закон русского письма можно еще до того, как он научится членить слова по составу и начнет изучать грамматику.
Следующий плюс в пользу фонематического принципа заключается в том, что у школьника возникают необходимые мотивы для изучения правил в ситуации “орфографического затруднения”.
Например, прежде чем начать работу над правилом правописания безударных падежных окончаний имен существительных, я задаю ребятам вопрос: как узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук [и]?
Например: на сту[л▓и] и от пу[л▓и].
К этому времени всеобщий способ решения орфографических задач учащимся уже известен, остается проверить его действие на данной конкретной орфограмме: на сту[л▓и] – II склонение – на столЕ, значит – на стулЕ, но от пу[л▓и] – III склонение – от ржИ, значит – от пулИ.
Таким образом, ребята приходят к выводу, что по звучанию однозначно установить букву в безударном падежном окончании невозможно.
Отсюда видно, уважаемые коллеги, что мы имеем большие возможности для создания у детей необходимой учебной мотивации в формировании орфографической зоркости, при этом не только ставили перед ними орфографические задачи, но и фонематический подход вооружил их общим способом их решения.
Действительно, если проанализируем вместе с вами действия, которые выполняются, руководствуясь тремя важнейшими правилами правописания, то увидим, что они представляют собой последовательность одних и тех же операций:
1) выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции);
2) выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;
3) подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему;
4) выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции;
5) обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции.
Конечно, этот алгоритм решения орфографических задач регулирует написание не всех абсолютно орфограмм, т.к. общеизвестно, что в русском языке есть написания, противоречащие основному принципу, однако все эти отступления, по подсчетам ученых, составляют не более 5% написаний. Кроме того, все они не входят в состав базовых орфографических навыков, которые должны быть сформированы в начальном звене. Зато, опираясь на основной закон правописания, ученики всегда и в среднем, и в старшем звене будут иметь точку отсчета, позволяющую определять место каждой орфограммы в системе правописания и анализировать данный способ решения орфографической задачи.
Л.ГРУЗДЕВА,
учитель начальных классов
средней школы N 6
Междуреченск,
Кемеровская область
Комментарии