search
main
0

Тобольское чудо Проблематика сказки П.П.Ершова “Конек-Горбунок”

Сказка “Конек-Горбунок”, как всякая сказка, предназначена для детского чтения, но если бы только для детского!
Чем взрослее мы становимся, тем больше раздвигается горизонт проблем, охваченный сказкой, чем больше постигает человек русскую литературу, тем больше он понимает, что сказочный в ней только сюжет, зачин: златогривые кони, Конек-Горбунок, прилетающий через горы и моря, Жар-птица, Рыба-кит – герои народных сказок. А за ними стоит реальная жизнь реальной страны, которая называется Россия.
Какие строгие порядки были заведены в граде-столице, ведь уже в первых строчках сказки П.П.Ершов предупреждает читателя: действие происходит “не на небе, на земле”. И поэтому реалистическими красками написана ярмарка: “Чтобы не было содому, Ни давения, ни погрому, И чтобы никакой урод не обманывал народ”. Таково содержание приказа городничего, объявленного глашатаем. Но, во-первых, открыть ярмарку без разрешения городничего нельзя, а, во-вторых, как узнаваема Русь почти сегодняшнего дня: “Покупальщики идут; У гостей товар берут; Гости денежки считают, Да надсмотрщикам мигают”.
И не названа взятка, и никто не говорит о продажности души, а всем становится ясно, что твердый уговор есть у гостей с надсмотрщиками, не обидят они последних, получат наблюдатели за “правилом торговли” свое сполна, если только не вмешаются в торговое дело, промолчат. Будут довольны и те, и эти, а до народа им дела нет.
Жесткими реалистическими красками рисует автор поведение городничего, когда он увидел необычное поведение народа перед конным рядом: “Городничий удивился, Что народ развеселился…”
В его городе, без его ведома, народ смеется и кричит, и городничий отдает не шуточный и совсем не сказочный приказ отряду: “Чтоб дорогу прочищал”.
И опять встает перед нами великая, покорная матушка Русь: “Тут народ зашевелился, шапки снял и расступился”. Но вдруг городничий увидел великолепных, неземной красоты коней. И вспомнил, что он – власть, и что не отказался бы от власти побольше, а для этого надо было выслужиться перед царем (еще одна чисто русская привычка), и он “наказал престрого всем, чтоб коней не покупали, не зевали, не кричали; что он едет ко двору доложить о всем царю”. Оставив часть отряда (чтоб следили), он поехал для доклада.
Мы привыкли к тому, что царь в сказке “Конек-Горбунок” дурак-дураком, и вдруг понимаем, что там, где есть возможность употребить власть, он использует ее сполна. Городничий, зная свое место в государстве, умеет притвориться человеком послушным и исполнительным. (Авось удастся подняться повыше по служебной лестнице – вековечная мечта русского чиновника…)
И всем телом упадает –
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить!
А когда царь милостиво разрешает ему говорить, он представляется всезнающему царю, что видел двух таких коней:
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые
В мелки кольца завитые,
Хвост струится золотой.
И алмазные копыта
Красным жемчугом обиты.
Коней покупают во дворец, а вместе с ними забирают и Ивана в качестве главного конюшенного.
Итак, Иван живет во дворце и оказывается в центре дворцовых интриг. Как точно заметил Ершов, взаимоотношения, которые царили среди придворных, непонятны Ивану. Появился новенький, незнакомый. А прежний начальник над конюшей, который из “боярских слыл детей”, не мог простить Ивану его возвышение и решил изжить Ивана. Так не диво. Он притворился немым и глухим, а сам же думает: “Постой-ка, я те двину неумойка”. Иван, ничего не подозревая, живет своей спокойной жизнью, тогда как на него уже готовится донос, подлый заговор. Иван не понимает, что каждый из царской свиты готов на любой подлый поступок ради чина повыше и денег побольше, любой ищет повода угодить царю, тем самым намекая на то, чтобы получить награду за свою лесть. И закружилось колесо интриг, центром которого стал Иван.
Во всей придворной знати не нашлось ни одного, который бы посочувствовал, посоветовал, как надо вести себя в той или иной ситуации. И чем больше Ершов понимает российскую действительность, тем острее становятся зарисовки придворного общества.
Царское правительство очень точно поняло, что сказка опасна, и поэтому после третьего издания сказка была запрещена. И только после смерти Александра II, в 1856 году, когда объявили амнистию декабристам, объявили амнистию и сказке. И напишет тогда П.П.Ершов вещие слова: “Конек мой снова поскакал по всему русскому царству – счастливый ему путь”.
Чем дальше мы читаем сказку, тем страшнее образ царя. Хочется рассмотреть несколько приказов царя Ивану:
“Молчать!
Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро –
Жароптицево перо?
Что я – царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!”
“Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородою,
Ты поплатишься со мною:
На провеж – в решетку – на кол!”
Эти слова: “На провеж – в решетку – на кол!” повторяются неоднократно и поэтому хорошо запоминаются.
Мы не видим царя в обычной жизни, как будто ее, этой обычной жизни, нет. Предстает перед нами только в ситуации, когда надо принять решение. И в этих эпизодах он капризно решителен, своенравен, и поэтому особенно опасен. Попробуй объяснить что-то самодуру, облеченному неограниченной властью! Это трагедия всякой власти, всякого народа.
Ершов, далекий от придворной жизни, живущий все годы учебы в университете на деревянных улочках окраин Петербурга, каким-то чутьем угадал бездну мрака, интриг, непорядочности, царящих при дворе. В мягкой сказочной форме девятнадцатилетний поэт сумел приоткрыть читателю такие закоулки российской действительности, до которых поднялись позже самые маститые писатели.
Но П.П.Ершов не ограничивается только петербургским двором, он понимает, что подобное происходит везде. Еще мальчиком увидел он в Тобольске Рыбу-Кит, гору, лежащую в форме кита около гимназии, и появилось еще одно царство, расположенное на небе. Иван спешит в новое царство, туда, где “крестьянки лен прядут, прялки на небо кладут”. Но его не пугает новая жизнь, которая происходит в этом загадочном дворце, который висит в воздухе “Между небом и землей”. Иван как истинно русский крестьянин, поцеловал свою матушку-землю и словно князь поехал во дворец. Он сравнивает два царства: земное, где можно издеваться над человеком, решать его судьбу, и небесное. Земное царство кажется ему черным и грязным, это же царство светлое и голубое: “Чай небесная светлица… Что-то больно высока!”
Увидев царство будущей царицы поближе, он понимает, что оно похоже на то, земное: “А ведь терем с теремами, Будто город с деревнями”.
Но сама внутренняя обстановка, теплая и дружелюбная, удивила его. Сам царь Месяц обращался с ним как с другом. Однако было неспокойно, так как все были озабочены пропажей царицы, и, рассказав, что с царицей все в порядке, Иван намекает на то, что в их стране нет порядка, и если не спасти ее, она станет такой же, как земной царь. Когда Иван говорит, что царь задумал жениться на Царь-девице, Месяц все понимает.
Иван был тронут гостеприимством местного царя. Но внутренне – это крестьянский дом, в котором живут простые люди, несущие на себе крестьянскую долю.
Да стою я крепко в том –
Просидит он женихом!
Вешь, что старый хрен затеял:
Хочет жать там, где не сеял!
Полно, паном больно стал!
Месяц, небесный царь, судит греховный разврат, но П.П.Ершов дает понять, что судит он не только за это! Можно предположить и за что бог послал невзгоду на Рыбу-Кита. Месяц про то же сам говорит Ивану о его земном царе; он все знает и как бы выводит читателя на нужную дорогу.
Но вернемся вместе с Иваном к Рыбе-Киту. Это царство – царство страдания за преступления:
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет бог с него невзгоду.
А сколько жизней проглотил Тобольск? Тобольск долгие годы оставался местом страдания и горя. Избавить Кита от этих мучений сможет только Бог. Ни одному земному правителю даже и в голову не пришло облегчить участь своих подданных.
И вдруг освобожденный Кит стал таким “хорошим”, что помог Ивану найти кольцо Царь-девицы. Но как царь не терпит на земле возражений своих подданных, так и Кит полновластно распоряжается своими.
И опять сказочная форма помогает Ершову раскрыть положение дел в России. И, наконец, еще один важный момент в сказке: “Все читатели утверждают, что царем стал Иван, ведь на самом деле царицей-то стала Царь-девица: “Я хочу царицей быть”. И с чистой душой требует, чтоб ее признали и ее “новоявленного” мужа Ивана. И очень напоминает эта ситуация приход на русский престол императрицы Екатерины II. По трупам к власти, а все считают ее благодетельницей России. И Ершов не случайно этим эпизодом заканчивает сказку.
Итак, сказка “Конек-Горбунок” прочитана, но проанализировать ее до конца невозможно, так как это поистине гениальное произведение, у которого нет конца. Как гениально нейтральна последняя строфа:
Во дворе же пир горой
Вина льются там рекой,
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями (!!!)
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Нельзя не заметить, что народ пьет где попало, князья и бояре за дубовыми столами, а автор при этом только присутствует.
Так и проживет он свою жизнь, ничем не воспользовавшись от своего служебного положения, и этим поднимается еще выше в нашей памяти.

Мария ЗАН
Тобольск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте