В рамках Петербургского международного образовательного форума традиционно состоялся уже третий по счету форум классных руководителей. Организатором форума выступила петербургская Академия талантов. В этом году формат мероприятия по понятным причинам был переведен в виртуальное пространство, и, может, поэтому первая секция форума была посвящена теме классного руководства в системе цифрового образования.
Открывая виртуальный диалог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования Евгений Барышников заметил, что перед классным руководителем сейчас стоит ряд задач, требующих внимания и решения. В частности, именно классный наставник должен понять, какие проблемы есть у конкретного ребенка здесь и сейчас и какую стратегию нужно подобрать, чтобы помочь ему. Кроме того, классный руководитель способен стать тем человеком, кто наладит сотрудничество в классном коллективе, даст импульс развитию классного самоуправления. Также каждый педагог должен помнить, что современный мир достаточно агрессивен, поэтому классный руководитель должен быть прежде всего человеком сочувствующим и участливым.
Конечно, со всеми этими задачами классные руководители справляются, однако на них в немалой степени возложена ответственность за воспитание ребенка. Современные реалии показывают, что процесс воспитания вынужденно смещается в онлайн-формат. По словам председателя Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга Ксении Мироник, учителя давно работают с цифровыми технологиями и классные руководители не считают, что цифровая среда – это враг. Скорее это коммуникация, ресурс, площадка для исследований, поиска. В то же время трудно просчитать, какие риски возникают при переводе работы классного руководителя в виртуальное пространство, как при этом заниматься воспитательной работой и возможно ли это вообще.
По мнению учителя начальных классов школы №31 Василеостровского района Анастасии Латышевой, Интернета бояться не нужно. Наоборот, личная практика классного руководителя показала, что если подходить к делу творчески, то виртуальное пространство – это весело, увлекательно и полезно. Например, Анастасия Латышева со своими третьеклассниками снимает видеоролики об учебном процессе и выкладывает их в ТикТок. Также много роликов размещается на канале Ютьюб. Все ролики снимаются не с развлекательной, а с образовательной целью в рамках проекта «Успешный ученик». Просмотр роликов доступен не только детям, но и их родителям, а также коллегам. В Инстаграме, где у учителя тоже есть страничка, выкладываются фрагменты школьной жизни детей, и особенно внимательные ее зрители, конечно, родители. На самом деле, считает Анастасия Латышева, «цифра» серьезно мотивирует детей. Например, каждое утро третьеклассники теперь начинают с вопроса: «Будем ли мы что-либо снимать?» Здесь учителю нужно лишь обеспечивать включенность каждого ребенка в процесс. Если кто-то не хочет мелькать в кадре, то такой ребенок обязательно должен помогать в чем-то другом. Кроме мотивации, «цифра» объединяет детей, ведь над видеосюжетами они работают все вместе.
На взгляд учителя изо и технологии школы №136 Калининского района Ирины Кочаненковой, интернет-пространство может помочь в профориентации школьников. Сейчас дети не могут обойтись без гаджетов, и, учитывая это, нужно искать другие подходы, в том числе в вопросах профессионального самоопределения. Например, применять элементы геймификации, предлагать виртуальные стажировки, как индивидуальные, так и всего класса, тем более что есть виртуальные примерочные профессий. Кроме того, никто не отменял волонтерство как вариант знакомства с тем или иным видом деятельности, и социальные сети выступают здесь, можно сказать, вдохновителем и координатором. Также в помощь педагогу для ведения профориентационной работы существует множество цифровых ресурсов – от Атласа профессий будущего до портала «Проектория».
Учитель начальных классов школы №176 Калининского района Надежда Калашникова, если бы ей довелось применить к «цифре» фразу «Запрещать нельзя воспитывать», поставила бы запятую после слова «нельзя». Безусловно, запретительные меры неэффективны, однако классному руководителю важно понимать, что в виртуальное пространство дети идут не только потому, что там интересно. Часто погружение в «цифру» происходит из-за того, что ребенку элементарно не с кем поговорить по душам. Поэтому работа с семьей – одно из ключевых направлений «классной» работы. Причем не без помощи информационных технологий. У многих учителей есть аккаунты в соцсетях, в мессенджерах, где с родителями учеников проводятся и беседы, и мастер-классы, и даже читаются лекции по интернет-безопасности.
Но, какой бы эффективной и продвинутой ни казалась работа в «цифре», большинство классных руководителей по-прежнему убеждены, что цифровой среде не по силам воспитать человека. Только в живом общении формируются личные качества человека, виртуальность передать все оттенки коммуникации не может.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии