search
main
0

То ли пекарь, то ли врач… 43 процента подростков выбрали будущую профессию “вслепую”

Кем быть? Не каждый пятнадцатилетний подросток готов внятно ответить на этот вопрос. Но как тогда определиться с выбором профессии, в какое училище поступать? Проблему постарались решить в ахтырском 51-м профлицее Краснодарского края. Там разработали диагностику готовности учеников к освоению профессии и несколько лет проводили ее среди первокурсников. Придуманная диагностика – отнюдь не способ переложить ответственность выбора на других людей, напротив, главное в процедуре – самооценка ученика.
Показатели самооценки выявлялись на основе специального опроса. Из списка характеристик, составленных с участием социальных партнеров (специалистов сельского хозяйства, службы занятости, родителей), ученикам предлагалось выбрать такие, без которых в успешной профессиональной деятельности просто не обойтись. Список включал 20 базовых качеств, без которых хороший работник просто не состоится: профессиональные умения, организованность, творческий подход к труду, умение приспосабливаться к новым технологическим требованиям и доводить начатое дело до конца, а также выносливость, инициативность и дисциплинированность.
Из всех предложенных характеристик первокурсники должны были выбрать наиболее развитые у них самих качества и выписать их на отдельном листке. Одновременно им предлагалось дополнить список своими показателями самооценки с условием, чтобы их общая сумма не превышала 10. При подсчете результатов учитывалась степень совпадения выбранных ребятами качеств со списком, составленным работодателями.
Если совпадений не обнаруживалось или их количество не превышало 3, то делался вывод о том, что ученик имеет низкий уровень самооценки и у него не сформирована социально-психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности. При наличии 4-7 совпадений признавалась адекватность самооценки. Если число совпадений доходило до 8-10 показателей, комиссия рассматривала это как завышенную самооценку.
Проведенное исследование показало, что 43% учеников имеют низкий уровень самооценки готовности к трудовой деятельности. Результат вовсе не утешительный. Получается, что почти половина подростков выбирает будущую профессию “вслепую”, не принимая осознанного решения. Дополнительное собеседование с этой категорией опрошенных первокурсников пролило свет на причины столь массовой “неопределенности”. Оказалось, что ребята не имели никакой информации о специфике будущей профессии, а сельскохозяйственное направление обучения выбрали, полагаясь только на личный опыт работы на приусадебном участке.

Ольга МАКСИМОВИЧ

От редакции

Увы, советская система профориентации рухнула, и ничто пока не пришло ей на смену. Как сказали нам в отделе региональных систем начального профобразования Минобра России, профориентация сегодня – это в лучшем случае разовые мероприятия, когда представители заводов и предприятий приходят в школу. Система социального партнерства школ, училищ и работодателей еще только налаживается. Информацию о профессии современный подросток может получить разве что в центрах занятости молодежи. В московском центре занятости “Перспектива” нам рассказали о самых дефицитных профессиях в столице. Первые места в списке вакансий занимают рабочие и инженерные специальности, продавцы, швеи, водители и повара. Труднее всего найти работу психологам и юристам. Рынок труда в них почти не нуждается.

Рейтинг наиболее уважаемых профессий
(в процентах к числу опрошенных*)

Предприниматели – 50%
Политики – 21%
Врачи – 18%
Квалифицированные рабочие – 17%
Журналисты – 15%
Работники торговли – 14%
Художники, артисты, писатели – 13%
Учителя – 9%
Крестьяне, фермеры – 9%
Ученые – 5%
Военнослужащие – 4%
Инженеры – 2%

* Сумма превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте