search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Педагогам ЮФО рассказали, как использовать конструктор рабочих программ и учебных планов «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

То косноязычие, то канцелярит. «Домостроя» на нас нет!

«Пренебрежение правилами родного языка становится нормой…» Эту державную тревогу выразил Президент РФ В.В.Путин в начальной фразе «языкового» раздела своей речи на российском литературном собрании в ноябре.

Как откликнулись?    Без призыва к единению соратников почему-то обошелся  провозглашенный 1 декабря Совет по русскому языку при Правительстве РФ. Тот, который как раз-то создан во исполнение озабоченности  президента.  Поразило и то, что в СМИ – прежде всего 1-й ТВ-канал – не напросились на беседу с председателем совета О.Ю.Голодец. И то, что отмолчался на своем сайте Общественный  совет при  Министерстве образования и науки. И почему-то не откликнулась Ассоциация учителей-словесников. И не состоялось «спецсекретариатов» Союза журналистов и Союза писателей. Одно пока порадовало: «Литгазета» выстрелила новым приложением «Словесник», но – странно – не упомянула Совета.    Опыт МЧС для Минобрнауки!  Как-то невольно вспоминается  лихая ельцинщина, когда ее  цунами все разрушали,  и лишь МЧС  стало едва ли не безупречным центром спасения России от стихии. Чем взял? Уверен: всеобщностью  ответственности  и  объединением  сил! Вот бы Совет перенял опыт! О чем это я? Повелел бы создать свои отделения в каждом  учебном заведении. И догадался бы обязать  Министерство  образования и науки  фронтально проверить, каков КПД  приучения к русскому языку и в  детсадах, и в  школе, и на факультетах  журналистики,  и  в пединститутах.Давно назрело-перезрело! Вспомним, что, пожалуй, самый нелюбимый предмет в школе – это русский язык и литература! И в 2012-м для успешной сдачи ЕГЭ по языку определили всего-то 36 баллов из 100, а это нечто среднее между тройкой и двойкой. Так даже по таким  заниженным требованиям  было выявлено в огромной стране не больше трех тысяч отличников. Сей факт – позорный приговор нынешней практике изучения языка и литературы.  А где исток? Замалчивается исследование Российской академии образования: «У будущих первоклассников  («выпускники»  детсадов. – В.О.) резко снизились в сравнении со сверстниками 60-х годов когнитивные способности: восприятие мышления, логика, память. У 40-60% детсадовцев (в зависимости от региона) наблюдаются нарушения речевого развития». Наказ президента. Читаю в  упомянутой его речи: «Пересмотреть  программы преподавания…» И в самом деле,  они вместе с методикой  проржавели   до крайности. Вместо завлечения познавать – отвращение. Вот  пример (из множества возможных). Главка «Наташа Ростова» в многократно (!) переиздаваемом учебнике  для 10-го класса (изд. «Дрофа»). Зачин-то каков: «Если перенести типологии  героев эпопеи на традиционный язык литературоведческих терминов, то сама собой обнаружится внутренняя закономерность».    «Закономерность»…  Какая же она у Наташи: «Подобно остальным Ростовым Наташа не наделена острым умом… Она наделена чем-то иным, что для Толстого важнее абстрактного ума, важнее даже правдоискательства: инстинктом познания жизни опытным путем. Именно это необъяснимое качество вплотную приближает образ Наташи к «мудрецам», прежде всего к Кутузову, притом  что во всем остальном она ближе к обычным людям. Ее попросту невозможно «прописать» к одному какому-то разряду: она не подчиняется  никакой классификации…» Так захочется ли после  таких  скрежещущих  скукой теоретизмов    вообще  прикасаться к  шедевру?  У Толстого-то    Наташа совсем-совсем иная, чем в учебнике: «Он вспомнил Наташу такой, какою видел ее в первый раз на бале, с тонкой  шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная  жалость  и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Стало быть,  стоит неотложно-генеральная  задача:  призвать методистов, учителей и творческую интеллигенцию искать новую методу  приобщения к языку и к чтению. Имя ей – занимательность! Стало быть, надо осудить  указание одного из недавних главных методистов системы образования: «Всё только и говорят, что дети перестанут самостоятельно и творчески мыслить. Скажу жестко, но рабочий на конвейере не должен рассуждать, он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата. К сожалению, в нашей жизни, в экономике «конвейеров» больше, чем исключительно творческой работы. Ты вправе выбирать себе работу, но, выбрав, делай то, что от тебя требуется. А мы все продолжаем  рассуждать» (ж. «Итоги»: 20.11.2008).   «Врачу, исцелися сам…»  Припомнилась эта древняя мудрость, когда познаю, как разучиваются служить родному языку немалое число чиновников сферы образования,   «пылесосят» иноязычием. К примеру, слово «тьютор» узаконили вместо «классный руководитель». Дожили! Выявил я это в 2010-м в Едином  квалификационном  справочнике   должностей  руководителей, специалистов и служащих по разделу школы. То косноязычие. Как забыть речение, выпорхнувшее из стен министерства и тут же вошедшее в анекдот:  «Я говорю своими высказываниями…»То убогий канцелярит. Вот наставления из стандарта: «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Попробуй-ка учитель оживить (оранжировать)  для юного создания такую вот директиву: «Поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации /…/  реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции».Авторы такого стандарта явно не читали «Домострой» XVI века с его образным языком.Отвага в спросе! Хочу взбудоражить коллег из Общественного совета при Минобрнауки. Каждый из них – личность, но на брустверах войны за язык и словесность не показываются и ультиматумами врагам не грозят. А хочется, чтобы Совет сплотил мастеров пера и они вместе придумали, как сделать так, чтобы говорить по-русски грамотно и красиво стало модно.​Валентин ОСИПОВ, член высшего творческого совета Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте