search
main
0

То, что делает нашу жизнь цветной

В детей нужно верить и помочь поверить в себя им самим

Кажется, она умеет все, все может и все знает. А при более близком знакомстве вдруг осознаешь, что тебе вовсе не кажется. Этот энергетический вихрь, воплотившийся в потрясающе обаятельной Татьяне КОТАНОВОЙ, учителе физики и математики школы №1173, действительно способен практически на все.

Татьяна Николаевна, давно уж пробил час идти домой, а вы все еще в школе. Что не дает уйти? Тетрадок ворох или другие важные дела?

– Для меня это привычная ситуация, не спешу убегать из школы. Ведь это в прямом смысле второй дом, родная школа. Здесь всегда есть дела, которые только и можно выполнить вечером, например поработать над новым проектом сценария по предмету (мне понравилось делать сценарии уроков для МЭШ) или для мероприятия. Сейчас уже пора подумать над сценариями Последнего звонка и выпускного. В этом году у меня 11‑й «З» класс. Надеюсь, все сдадут экзамены успешно, и ничто не омрачит нам эти праздники, включая и пандемию.

Конечно, раньше была гораздо более разнообразная жизнь учащихся после уроков: репетиции, экскурсии, театры, кино. Мы со старшеклассниками старались каждый год поздравлять с Новым годом и другими праздниками ветеранов нашего микрорайона, устраивали елки в детских домах и для детей-инвалидов. Связь с Советом ветеранов Чертанова Южного длится многие годы, и приятно, когда при встрече тебя узнают, вспоминают и интересуются успехами твоих воспитанников, когда их хвалят. Слышали, наверное, про клуб «Чертановские тинейджеры»? Перед вами идейный вдохновитель и руководитель. Это молодежное объединение родилось в 2004 году. Начинали с организации «Зарниц». Ездили по детским домам с представлениями, игровыми программами, дружили с военными частями (Москвы и Московской области), где служили выпускники школы (и наш педагог-организатор Сергей Викторович Пузиков). Дорого было то, что все сценарии писались вместе с учениками, вместе создавали костюмы, реквизит. Ребята примеряли на себя различные социальные роли, учились ответственности, оставаясь детьми с их непосредственностью и наивностью. Были сумасшедшие и счастливые времена. Кстати, многие из объединения входили в ученический актив школы, а после окончания школы и вуза работали в школах или открывали свои агентства по организации праздников.

А расскажите, пожалуйста, о нашей школе как о своем доме, чтобы можно было взглянуть на нее другими глазами.

– Мой отец Николай Афанасьевич Котанов работал учителем физики в нашей школе (тогда еще 932‑й) с самого ее открытия. Помогал готовить школу-новостройку к приему первых учеников. Он привозил оборудование для физической лаборатории, парты.

Я здесь училась первые четыре года. После уроков прибегала к папе в кабинет и проводила рядом с ним все свободное время. И на его уроках у старшеклассников любила бывать.

Жажда работать с детьми поглотила еще в студенчестве. После зимней сессии на четвертом курсе (1997 год) пришла к директору школы Елене Николаевне Милюковой и попросила дать возможность поработать с каким-нибудь классом, пока в институте каникулы. И вот счастье – мне поручили подготовить один из 4‑х классов к Масленице. Это было первое, что я сделала в школе. А за полгода до диплома, в январе 1998‑го, меня уже приняли в штат учителем технологии. Обучала мальчиков работать на слесарных и столярных станках, вместе проходили строительный практикум – учились делать ремонт, оттачивая навыки на кабинете технологии (отливали и устанавливали плинтусы, штукатурили и прочее).

Первый год был годом моего крещения, так как мне сразу дали очень трудный 8‑й класс, где мотивация к учению была практически нулевой, да и посещаемость уроков оставляла желать лучшего. Но уже после двух недель работы пропуски занятий по неуважительной причине резко сократились. Оказалось, что мои хулиганы очень творческие, в них только нужно было поверить и помочь поверить в себя им самим. У них я вела историю и обществознание. Чего я только не вела! Экологию, ОБЖ, географию, историю, ОКМ, черчение…

В 1998-1999 учебном году параллельно с технологией у мальчиков мне дали часы физики в 7‑х класса, так как общая нагрузка по физике была более 40(!) часов. И я поняла, что хочу вести физику, что этот предмет мне ближе. А уже позже получила второе высшее образование и переквалифицировалась на учителя фи­зики.

Ого! Да вы практически все предметы вели! Откуда столько сил и желания познавать новое?

– Не знаю, с рождения. От родителей и их правильного воспитания. Папа – учитель физики, мама – учитель математики, а я два в одном. Взяла, наверное, от обоих все самое лучшее! Правда, пришла к этому через свои тернии. Например, мне ни за что не хотелось учиться в новой школе после переезда, и я окончила восемь классов скорее из одолжения родителям, так как даже ходить в школу не хотела в знак протеста. Я была подростком с характером. Родителям надо было памятник ставить за то терпение, что они проявили во время моего взросления и становления. После окончания 8‑го класса решила: с меня хватит этой школы, я взрослая и сама знаю, как для меня будет лучше. Родители не смогли (поверьте, они очень старались!) уговорить продолжить учебу в школе. Пошла в ПТУ №117 при шоколадно-кондитерской фабрике «Рот Фронт» на конфетчика широкого профиля. Далее три года учебы и параллельно работы по специальности. В училище я была на хорошем счету: не «ботаник», но и не хулиган, староста группы. Мастера на производстве выделяли меня как наиболее способную, ставили работать наравне со взрослыми, доверяя трудные технологические процессы. В результате я захотела продолжить учебу, и мне поспешили дать направление для поступления в пищевой вуз без экзаменов. Однако вся моя внеучебная и внерабочая деятельность была обращена к творчеству, организации досуга и прочих мероприятий нашего училища. Причем придумывали и организовывали все самостоятельно, подключая администрацию на финальных стадиях. Как понимаете, чтобы получить поддержку и одобрение администрации, нам надо было серьезно подходить к каждому делу.

И всетаки ваше призвание физика?

– Физика делает нашу жизнь цветной! Она включает в себя все знания о том, что нас окружает. Сами порой не зная того, мы живем по ее законам, потому что законы физики – это законы природы, а мы с вами часть этой природы!

Ваши родителиучителя. Как они вас воспитывали?

– Мама и папа давали возможность набить свои шишки. Наша семья многодетная, и родители воспитывали так, чтобы мы могли постоять и за себя, и друг за друга, мы должны быть всегда вместе, что бы ни случилось. А я, как уже говорила, была еще той бунтаркой. Практически ни одна заварушка не обходилась без меня, я всегда была на защите слабой стороны.

Ошибка многих родителей в том, что им проще сделать самим, чем привлечь к совместному труду ребенка. Сейчас многие родители пытаются переложить ответственность за воспитание своего чада на бабушек, сад, школу. Заниматься внутренним миром детей у многих родителей нет возможности. В результате мы видим падение нравственности, проявление заботы о слабом и человеколюбие вообще выставляются смешными и проявлением слабости…

Вы сейчас погасили в себе бунтарство?

– Это невозможно. Внутренняя энергия кипит. Но я научилась направлять ее в мирное русло. В детстве, чтобы повернуть мою энергию в правильном направлении, родители отдавали меня во всевозможные кружки и секции. Я ходила на хоккей на траве, плавание, теннис, волейбол, баскетбол. С танцев меня выгнали, потому что двадцать раз разучивать одни и те же «па» было скучно, и я начинала всех баламутить. В плавании тоже не задержалась: выгнали за хулиганство на воде. Подбивала ребят на спор, кто дольше под водой продержится без воздуха. Тренер испугалась за меня и остальных ребят.

Конечно, сейчас так не шалю. Но тяга к походам, путешествиям, приключениям, организации всевозможных мероприятий оста­ется.

В детстве кем вы мечтали стать?

– С пяти лет хотела быть воспитателем или врачом. Попала четко посередине, потому что учитель и воспитывает, и лечит (или калечит) – все вместе. Наша специальность как раз между врачами и воспитателями. Это мое место. Не хочу работать кем-то другим. Школа – это мое. Но я боюсь не почувствовать тот момент, когда надо будет уйти. Знаете, когда учитель себя изживает, когда не может дать что-то новое детям, а зацикливается на старом и стремится подчинить ребят себе. Я боюсь не почувствовать этой грани. Хочу уйти вовремя и красиво. Надеюсь, сами ученики дадут мне подсказки.

Как вы видите свою жизнь через пять лет?

– Надеюсь оставаться такой же энергичной и творческой, не хотелось бы выгореть.

Стремлюсь к каждому уроку подходить творчески. Периодически пишу прозу, сказки, сценарии. Мой любимый персонаж – Баба-яга. Обожаю ее. Потому что она может быть разной – доброй, злой, вредной, загадочной и, в конце концов, обаятельной. Считаю, каждому хоть раз в жизни надо попробовать эту роль. А в общем, любая игра позволяет нам раскрыться. Бывает так, мы в жизни не решаемся что-то сделать из-за страха быть смешным, а в роли какого-то героя можно делать все что угодно, просто на время побыть ребенком! Разве это не здорово?

Вы строгий учитель?

– Да, считаю, что строгий. Не следует превращать урок в балаган. Всему свое время.

У вас есть хобби? От чего вы получаете удовольствие?

– Наверное, нет, но я люблю петь, танцевать, читать и готовить. Недавно освоила приготовление дагестанских пирогов. Люблю готовить для значимых в моей жизни людей – важно, для кого я готовлю. Даже без повода могу накрыть стол, сделать праздник. У нас большая семья, на дни рождения родителей собираются около тридцати человек (дети, племянники, внуки). Мама и папа как два стержня нашего рода. Они дали нам жизнь.

Мои родители научили тому, что хороший учитель всегда должен помнить, каково ему было в детстве, и, прежде чем отчитывать ученика за проступок, вспомнить себя в его возрасте.

Любовь к жизни идет из детства. Да, я сравниваю с тем, что было, понимаю, что мир меняется, что у ребят другие ценности, но стараюсь прививать ценности всеобщие – самоуважения и любви к жизни через любовь к себе и ближнему. К старикам и маленьким детям отношусь с особыми теплотой и добротой, очень многое готова им простить. Получаю удовольствие, когда делаю подарки.

 

Олег БЕЛОУСОВ, выпускник школы 1173, студент юрфака МФЮА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте