Типология образовательного пространства – это классификация или систематизация различных типов пространств в образовательных учреждениях на основе их функций, организации и целей
Универсальные кабинеты
В отличие от предметных классов старого типа с узкой специализацией это образовательное пространство универсального назначения. Здесь созданы комфортные условия для проведения уроков по русскому языку и литературе, математике, истории, географии и ОБЖ. Помещения могут быть организованы в разных формах, например, как традиционная аудитория с партами и электронными панелями или кабинет с возможностью зонирования помещения за счет применения раздвижных трансформируемых перегородок. Такие пространства оснащены модульной и штабелируемой мебелью для реорганизации пространства в зависимости от поставленной педагогической задачи (индивидуальная работа, работа в малых группах или проектная работа).
Специализированные кабинеты
В школах-новостройках предусмотрено объединение кабинетов в лабораторно-исследовательские комплексы для проведения междисциплинарных исследований, например для изучения естествознания. Это позволяет школьникам комплексно изучать физику, химию и биологию. IT-полигон выполняет функции образовательного пространства для получения навыков в области искусственного интеллекта, цифрового пространства и программирования. В таком типе пространства можно организовывать дополнительное образование одновременно для нескольких групп за счет зонирования, например, зона программирования может быть расположена смежно с зоной моделирования и отделена от общего объема помещения трансформируемой перегородкой, зона разработки устройств расположена смежно с зонами испытания устройств и пилотирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Такие специализированные пространства предназначены для практических занятий и экспериментов, связанных с наукой, технологией, инженерией, пилотированием и робототехникой. Они оснащены специализированным оборудованием и материалами, необходимыми для проведения практических упражнений и исследований.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР
Проектирование крупных функционально-планировочных зон для увеличения эксплуатируемой площади школы привело к обновлению пространства библиотеки. Вместе с медиатекой такой центр выполняет функции пространства для коммуникации, проектной работы, проведения занятий дополнительного образования, организации внеурочной деятельности, проведения соревнований и конкурсов. Оно играет важную роль в предоставлении доступа к различным информационным ресурсам.
Спортивные залы и игровые площадки
Эти пространства предназначены для физической активности, спорта и игр. Они обеспечивают место для безопасных занятий физической культурой, тренировок и спортивных мероприятий. Разделительные занавесы на электроприводе позволяют зонировать пространство для одновременного проведения занятий для двух классов. В зависимости от мощности здания в школе предусмотрены спортивные пространства разных назначений и габаритов, например, в некоторых школах есть помещения для хореографии, оснащенные паркетом, зеркалами и станками.
Многофункциональные многосветные пространства
На первом этаже располагается многофункциональное многосветное пространство, которое выполняет функции актового зала, театра, конференц-зала, лектория, общего пространства для коммуникации. Это большое объединяющее пространство проектируется еще и с той целью, чтобы каждый ребенок мог найти себе комфортное место во внеурочное время для общения, обмена идеями и отдыха.
Пространства для творчества и искусства
Эти пространства предназначены для развития творческого мышления и самовыражения через искусство, музыку, танцы и театр. В таких помещениях предусмотрены специальное оборудование и материалы для занятий живописью, архитектурой и музыкой. Сценическое и звукозаписывающее оборудование позволяет школьникам делать первые шаги в медиапрофессиях.
Общие пространства и зоны для сотрудничества
Пространства в рекреациях и обеденной зоне спроектированы таким образом, чтобы и у школьников, и у педагогов всегда было место для обмена идеями, общения, совместного творчества и работы. Например, предусмотрено использование эксплуатируемых подоконников или подиумных конструкций. Такие комфортные зоны способствуют формированию атмо- сферы сотрудничества и дружелюбия.
Единая графическая навигация – один из главных факторов комфорта в школе. Во-первых, она решает вопрос ориентации в здании: школа – это большой и сложный объект со множеством помещений и различных зон. Именно система грамотной навигации помогает учащимся, учителям и посетителям быстро и легко ориентироваться в здании. Четкая и понятная схема школьных пространств, указатели, информационные таблички и другие элементы навигационной системы помогают быстро найти нужные помещения. Во-вторых, навигация обеспечивает безопасные условия для пребывания в школьном здании: четкая и ясная сигнализация путей эвакуации, указатели к выходам, местоположение пожарных и других аварийных средств позволяют быстро и без проблем эвакуироваться в случае чрезвычайной ситуации.
Каждый тип образовательного пространства имеет свои уникальные характеристики и функции. Организация разнообразных типов пространств в образовательных учреждениях помогает создавать стимулирующую и поддерживающую среду, способствующую эффективному образовательному процессу для достижения личностных и учебных целей.
Интерьерные решения
Дизайн школьного пространства играет значительную роль в создании комфортных условий для всех участников образовательного процесса. Важно создавать уютную и спокойную обстановку: шумные и визуально перегруженные пространства могут увеличивать чувство стресса у школьников. Мягкие цвета, хорошее освещение, удобная мебель и аккуратный дизайн помогают школьникам сосредоточиться на учебе.
Образовательная среда должна быть организована таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и содействовать сосредоточенному образовательному процессу. Использование электронных панелей или проекторов позволяет удобно работать с информацией, минимизируя перегруз стен и досок в классе, а грамотный интерьер, комфортная мебель, хорошая акустика способствуют концентрации, вдохновению, творческому мышлению и продуктивности.
Примеры образовательных сценариев:
Трансформируемые пространства с мобильной мебелью и различными зонами позволяют организовать работу для групповых, индивидуальных или фронтальных форм обучения.
Проектные и исследовательские зоны предназначены для самостоятельных проектов и исследований. Можно выделить специальные зоны для проведения экспериментов, создания прототипов, разработки проектов и изучения конкретных тем. Такие пространства, как правило, оборудованы необходимыми инструментами, технологиями и материалами.
Информационно-коммуникационные технологии в современных московских школах, например интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки или планшеты, позволяют использовать цифровые инструменты для обучения, проводить исследования, создавать мультимедийные презентации, разрабатывать программы или веб-сайты.
Важно отметить, что эти сценарии использования школьных пространств могут быть адаптированы и комбинированы в зависимости от конкретных целей образовательной программы и потребностей детей. Такая организация образовательной среды обеспечивает интерактивное и вовлекающее обучение, стимулирует творческое мышление и способствует сотрудничеству между ребенком и педагогом.
Продуманные решения по типологизации школьных пространств с четкими сценариями использования, современные интерьерные решения и навигация позволяют создать спокойную и поддерживающую обстановку для школьников, помогают им фокусироваться на учебе, развивать навыки функциональной грамотности и эффективно управлять большим объемом информации. Поиск и внедрение таких решений – одна из основных задач нашей Дирекции. Чувство ответственности за наших детей, за наше будущее мотивирует нас на разработку и внедрение новых решений и технологий в сферу проектирования и строительства образовательных объектов. Вместе мы строим новый мир для наших детей. Вместе мы строим будущее России!
Екатерина Корзун, дизайнер, ведущий инженер отдела стандартизации ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ
Комментарии