search
main
0

Типичные ошибки. ЕГЭ подтвердил: выпускники школ плохо умеют работать с такими источниками информации, как текст, диаграмма и таблица

Всего 5 субъектов Российской Федерации приняли участие в проведении единого госэкзамена в первый год эксперимента летом 2001-го. В этом году уже 84 региона проводили государственную аттестацию в форме ЕГЭ. За время «переходного периода» в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки анализировали и фиксировали итоги этого экзамена, который по сути своей должен стать важнейшим элементом общероссийской системы оценки качества образования. Какую картину дал анализ результатов эксперимента на пороге введения ЕГЭ в «штатный режим» с 1 января 2009 года? Что считают основными содержательными результатами ЕГЭ в ведомстве, ответственном за организацию и проведение итоговой аттестации? Об этом наш разговор с руководителем Рособрнадзора Любовью ГЛЕБОВОЙ.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

– Любовь Николаевна, ваше ведомство отслеживало статистические данные эксперимента по введению ЕГЭ, проводило опросы родителей, выпускников-абитуриентов, представителей вузов и ссузов. Каков итог?

– И статистика, и анализ опросов дают основание говорить о повышении объективности полученных результатов по сравнению с традиционной формой проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы.

По итогам эксперимента по введению ЕГЭ подтверждена возможность достижения задач, поставленных при проведении единого госэкзамена. В особенности в части получения абитуриентами расширенных возможностей для выбора учебного заведения за счет участия в конкурсе в нескольких вузах и ссузах. Выпускники независимо от территории, где они проживают и сдавали ЕГЭ, на основании свидетельств о результатах единого госэкзамена смогли принять участие в конкурсе в вузы и ссузы, расположенные за пределами данных регионов, и стали студентами.

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что ЕГЭ – действенный инструмент оценки качества общего образования, учебных достижений и отбора поступающих в ссузы и вузы, обеспечивающий реализацию государственных гарантий на соблюдение прав граждан на образование.

Если сравнить итоги ЕГЭ нескольких лет, становится очевидно: данные сдачи ЕГЭ демонстрируют не случайные результаты, а отражают определенные тенденции в состоянии общего образования по отдельным предметным областям и коррелируют с результатами международных исследований по оценке уровня образования в школах.

Информация о результатах сдачи экзамена выпускниками общеобразовательных учреждений позволяет проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников, которые приняли участие в ЕГЭ, и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания учебных предметов, определить причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса. Более того, полученные результаты ЕГЭ дают возможность методистам и специалистам управления образования анализировать неосвоенные разделы учебных программ, а также являются основанием для повышения квалификации учителей, что в свою очередь повышает уровень обучения.

В подтверждение эффективности ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования свидетельствует тот факт, что значительная часть выпускников, выбирающих сдачу ЕГЭ, проживают в сельской местности – около 30 процентов – и в населенных пунктах районного и городского типов – с населением до 100 тысяч человек. Кроме того, 62,5 процента выпускников, выбравших ЕГЭ, – из семей с ежемесячным доходом менее 10 тысяч рублей.

– Сегодня много говорят о том, что контрольно-измерительные материалы нужно будет совершенствовать и после введения ЕГЭ в штатный режим. На что будет делаться акцент в этой работе?

– При создании КИМов по всем предметам повышается внимание к оценке предметной компетентности, то есть способности решать проблемы, связанные с различными ситуациями, как предметными и межпредметными, так и ситуациями, близкими к реальной жизни. Кстати, характерные для всех предметов тенденции связаны с уменьшением числа заданий репродуктивного характера на оценку знаний и увеличением числа заданий на выявление степени понимания основных элементов содержания образования и сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях.

– Какие тенденции выявились при сравнении результатов ЕГЭ этого года с результатами прошлых лет?

– По некоторым предметам отмечается тенденция небольшого улучшения результатов по отдельным знаниям и умениям. По большинству предметов выявлены повторяющиеся из года в год проблемы в освоении отдельных элементов содержания, а также типичные ошибки экзаменуемых при выполнении заданий одинаковой тематики. Кроме того, результаты ЕГЭ постоянно показывают различия в уровне подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, различающихся типом и видом, а также местом расположения. Выпускники общеобразовательных школ имеют более высокие результаты, чем учащиеся вечерних школ и образовательных учреждений начального профобразования. Более высокие результаты показывают выпускники лицеев, гимназий, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов. Выпускники сельских школ в среднем показывают более низкие результаты, чем выпускники городских.

По результатам ЕГЭ появилась возможность не только обоснованно дифференцировать выпускников по уровню и качеству общеобразовательной подготовки, но и описывать особенности подготовки различных групп учащихся с учетом требований образовательных стандартов.

– А в чем основная проблема, зафиксированная ЕГЭ?

– В недостаточном уровне сформированности у многих выпускников средней школы умений работать с различными источниками информации – текстом, диаграммами, таблицами. А именно эти умения – основа для продолжения образования и эффективного функционирования в современном обществе. Кстати, эта тенденция подтверждается и результатами российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования.

– В этом году для выпускников, получивших на экзамене «неудовлетворительно», действовала система «плюс балл».

– Да, это было на ЕГЭ по математике, русскому языку, литературе, и, как показал анализ, такая система снижала мотивацию участников экзамена на добросовестное исполнение его заданий. С 2009 года результаты выполнения заданий именно в этой группе должны существенно измениться.

– Любовь Николаевна, а что должны учесть педагоги на пороге обязательного введения ЕГЭ?

– Результаты ЕГЭ 2008 года, как и предыдущих лет, позволяют ставить вопрос о необходимости целенаправленных усилий педагогического сообщества по повышению качества образования. Единый государственный экзамен призван выявить уровень и качество общеобразовательной подготовки выпускников, но не может изменить состояние образования в стране. Для этого необходимо консолидированное участие специалистов органов управления образованием, учителей, авторов учебников и разработчиков методических пособий, специалистов системы повышения квалификации работников образования в совершенствовании учебного процесса в школе с учетом результатов ЕГЭ. Особенно следует сконцентрировать усилия на формировании базовых умений, необходимых для продолжения образования и профессиональной деятельности.

Анализ результатов по отдельным предметам и рекомендации по решению ряда выявленных проблем могут послужить содержательной основой для совершенствования обучения в школе.

Но самый главный итог таков: единый государственный экзамен становится важнейшим элементом общероссийской системы оценки качества образования, которая должна обеспечить общество, государство и отдельных его граждан надежной информацией о состоянии образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте