Несколько лет назад, когда я еще не работала в школе, один наш знакомый пришел к нам в гости со своей новой пассией, девушкой симпатичной и эрудированной. “Интересно, кто она?” – спросила я, когда часть гостей вышла покурить. “А ты что, не видишь, – ответила моя подруга, – она же типичная училка: все знает лучше всех, не умеет слушать и говорит менторским тоном. Да и с юмором у нее не очень”. Кто-то хотел было возразить, но в это время вернулись курильщики, в числе которых была и наша гипотетическая училка, так что разговор прекратился. Самое смешное, что она действительно оказалась преподавательницей русского языка и литературы.
Став педагогом, я очень часто вспоминаю эту не очень лестную характеристику “типичной училки”. И внимательно присматриваюсь к своим коллегам, а главное – к себе. “Все знает лучше всех”. Но ведь учитель действительно очень многое знает лучше и больше. На то он и учитель. Работа у нас такая – знать больше других и этими знаниями делиться. Отсюда и менторский тон. Но как не преступить ту грань, которая разделяет учителя и “типичную училку”? В работе педагога есть, на мой взгляд, одна очень большая опасность: уверенность в том, что, какими бы ни были умными мои ученики, я всегда умнее их. Это приводит к потере чувства критичности к себе. Как в старых советских юмористических рассказах или в райкинских миниатюрах: большой начальник, окруженный подхалимами, восторженно внимающими каждому его слову, превращается совсем уж в полного идиота. Аналогия некорректна и неуместна? Пожалуй, что так. Но спрошу шепотом, так, чтобы никто из посторонних не услышал: доводилось ли вам встречать напыщенную, довольную собой, очень в себе уверенную, но очень глупую училку? Мне доводилось. Нечасто, но было, было. И я очень боюсь такой стать.
Часто ли мы признаем свою неправоту на уроках? Снижает это авторитет учителя или, наоборот, повышает? Откуда-то ведь берутся шутки: “Пункт первый: учитель всегда прав. Пункт второй: если учитель не прав, смотри пункт первый”. Или же: “На уроке прозвучало два мнения: мое и неправильное”. А вот еще: “На уроках литературы вы должны высказывать свое мнение, но главное, чтобы оно совпадало с моим”.
Могу поспорить, это сочинили не учителя. Ведь они не любят подшучивать над собой. Самоирония вообще не очень распространенное качество. Но только самоирония может спасти от потери самокритичности, когда учитель превращается в упивающуюся своей значимостью училку, разговаривающую не допускающим возражений тоном, не умеющую слушать и слышать, что уж совсем страшно, но, увы, реально! Помните характеристику, данную моей подругой нашей гостье?
Как избежать этого? Ведь я должна на уроке быть уверена в себе, не сомневаться в своей правоте, быстро и без колебаний ставить оценки. Для меня это всегда так трудно, и я часто просто не знаю, что поставить. И дети чувствуют мою неуверенность. Наверное, это плохо. Или, наоборот, хорошо – дети видят, что я живой человек, а не машина без страха и упрека. Нет, это плохо. Учитель не должен сомневаться. Учитель всегда прав. Если учитель не прав, смотри пункт первый.
Наталья ФЕДОТОВА
Москва
Комментарии