“Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской, Калининской областях девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников”.
Так постановлением “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” от 21 августа 1943 г. было определено предназначение суворовских военных училищ. В постановлении указывалось, что в училища принимались мальчики с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. Для детей 8-10 лет, закончивших 1-2 класса начальной школы, предусматривалось создание младшего и старшего приготовительных классов. Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.
Свое наименование училища получили в честь прославленного русского полководца Александра Васильевича Суворова, с именем которого связаны многочисленные победы, принесшие славу русскому народу и высоко поднявшие международный авторитет России. Присвоение этого имени означало, что в училищах должны воспитываться юноши, призванные наследовать славные боевые традиции своих героических отцов, которые на полях сражений Великой Отечественной войны по-суворовски били врага.
Некоторые начальники суворовских военных училищ сами были выпускниками кадетских корпусов ( Свердловского суворовского училища генерал-майор А. Афанасьев, Воронежского суворовского училища генерал-майор В. Баланцев (Псковский кадетский корпус).
Генерал-майор В. Баланцев на первом служебном совещании указал на сложность поставленной перед офицерами и преподавателями задачи: “Обучение и воспитание ( это единый процесс… Учебный процесс имеет достаточно совершенную методику… Однако под обучением я понимаю не только обучение русскому языку, литературе, математике и другим предметам… Мы будем учить наших питомцев жизни… С воспитанием дело обстоит сложнее. Есть, конечно, и в этой области свои принципы, но насколько они окажутся эффективными в условиях училища, покажет будущее. Пока же я требую от всех соблюдения, на мой взгляд, основного принципа воспитания, принципа личного примера. Отличное знание своего дела, образцовый внешний вид, культура в обращении с младшими. Кроме того, по отношению к воспитанникам прошу соблюдать выдержку, проявлять максимум заботы и внимания, быть щедрым на доброту и ласку”.
Особое внимание уделялось формированию у суворовцев нравственной категории чести: “Выработка понимания чести мундира, чести знамени, того, что если человек носит офицерский мундир, то он не может сделать бесчестного поступка”. Нравственное воспитание способствовало развитию у суворовцев высокого понимания чести и долга защитника Родины. В результате повседневной, систематической воспитательной работы содержание нравственных категорий чести, долга и ответственности, формируя мировоззрение, ложилось в основу внутренних убеждений. Они становились мотивами поведения суворовцев, позволяли оценивать их дела и намерения в соответствии с усвоенной системой нравственных ценностей.
Воспитание уважения к воинскому мундиру, к собственной чести, достоинства исключало заносчивость, высокомерие, кичливость, неуважительное отношение к товарищам, другим, незнакомым людям. Подросткам прививалась нетерпимость к чуждым проявлениям: поступающему неэтично делали замечание не только офицеры-воспитатели и учителя, но и сами воспитанники. Стремление отличиться, нести выше свою честь, достоинство иногда окрашивалось честолюбием, но с этим мирились, если оно служило общему делу. Выскочек высмеивали открыто, в глаза. Ценилась обязательность, верность данному слову, и если обещание нарушалось, то такого в коллективе называли “трепачом”, не достойным ни уважения, ни доверия. Двуличие, угодливость, нечестность возмущали ребят, и если кто страдал такими пороками, то он вынужден был непременно исправиться. Его не оставляли ни на час, следили за его поведением. Тем самым у суворовцев формировались нравственные внутренние качества личности: честь, долг, ответственность. Бахвальство, болтливость, нахальство сурово карались коллективом.
В основу системы нравственного воспитания был положен личный пример офицеров-воспитателей. Строгий армейский порядок и соблюдение субординации вырабатывали у суворовцев правильное понимание повиновения. Тот, кто подчиняется, получает право приказывать. При повиновении воспитанник не чувствовал унижения своего достоинства. Данное качество становилось его внутренней потребностью. Воспитанников приучают прерывать интересные занятия (чтение, игру) ради выполнения мероприятий распорядка дня. В таких случаях в сознании суворовцев возможны колебания, борьба между долгом и желанием продолжить занятие. Именно решение конкретных задач нравственного воспитания побуждало к выполнению долга.
Развитие мощного нравственного и эстетического потенциала будущих воинов диктовала сама воинская действительность, в которой протекала их жизнь. Эстетические начала были заложены в обычаях, традициях и в воинских ритуалах. Даже прохождение строем по улицам города с оркестром сильно воздействовало на суворовцев. Они ощущали на себе восторженные взгляды людей и понимали значительность и красоту своего положения. Ритуалы постоянно сопутствовали жизни ребят и наполняли ее возвышенным пафосом, романтизировали армейский быт. Но главное, они побуждали у воспитанников благородные нравственные чувства, желание соответствовать своему призванию, воспитывали у них чувство прекрасного и в службе, и в быту.
С первых дней образования кадетских корпусов, суворовских училищ основная стратегическая задача воспитательной работы в них заключалась в формировании гражданина, патриота, всесторонне развитой, высоконравственной личности, способной направлять всю свою интеллектуальную, нравственную и физическую энергию на качественное овладение профессией офицера.
Николай КОСТОУСОВ,
кандидат педагогических наук, доцент военной кафедры Уральского государственного экономического университета
Комментарии