search
main
0

ТиНАО готовится к новому учебному году

​Михаил ТИХОНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Наше время весьма скоротечно. Казалось бы, совсем недавно Новая Москва с сомнениями, с опаской влилась в столицу, которая долгое время жила в старых границах. Но уже пролетели два года, два учебных года проработали школы и детские сады ТиНАО. Мы приняли два года назад 72 государственных образовательных учреждения и 33 муниципальных, в течение двух лет состоялась (это можно уже утверждать) адаптация педагогических коллективов, которые до того работали в нормативной базе Московской области, к особенностям нормативной базы Москвы. Соответственно в полном объеме состоялось в полном объеме и вхождение всех этих учреждений (сегодня их число уже изменилось) в состав московского образовательного пространства. Естественно, сегодня мы уже можем подвести первые итоги пройденного пути длиной в два года, оценить, как идет подготовка к третьему учебному году учебных заведений Троицкого и Новомосковского округов.

За прошедшие два года произошло выравнивание в школах  ТиНАО  и  Москвы в старых границах.  Ведь как только к нам перешли  образовательные учреждения этих двух округов и жители этих округов стали москвичами, все  они получили полное право задать вопрос: в московской школе на новой территории и в  школе на прежней территории Москвы условия для обучения детей должны быть одинаковыми? Это совершенно справедливое требование было оценено и были названы сроки, для того чтобы  по материальной базе, по всем ресурсам выравнять эти условия, потребуется три-пять лет, два года, как мы видим, пролетели очень быстро, и три-пять лет пролетят также быстро. Выравнивание состоит как  минимум из двух компонентов. Первый –  материальная база, и об этом много было  сказано, в этой части  пока не удалось во всех образовательных учреждениях  создать одинаковые условия,  но активно решается задача: в рамках  комплекса центральная школа оборудуется  по московским стандартам, и старшеклассники имеют возможность  учиться в этой школе, используя школьные автобусы, а  малыши, естественно, остаются учиться  непосредственно в местах проживания.  Вторая составляющая (может быть, даже более важная)  –  это забота о педагогических кадрах. Я не хочу, чтобы у тех, кто читает этот номер «УГ-М», сложилось  мнение о том, что уровень педагогической работы на территории ТиНАО  существенно уступает  уровню педагогической работы  в целом в Москве. Как показал прошлый год, две школы – гимназия и лицей города Троицка –  уверенно вошли в Топ-400  школ Москвы, они имеют высокие результаты. Точно так же ставится задача  сделать этот опыт, весь московский опыт общедоступным  для всех учителей ТинАО. Мы часто будем говорить, что в части кадровой два  единственных округа – Троицкий и Новомосковский – имеют вакансии педагогических  работников. Вся остальная Москва  не имеет таких вакансий, но мы  надеемся, что в процессе подготовки  к новому учебному году  и эта задача в ТиНАО будет решена.  Основное строительство в  этих двух округах идет в основном за счет инвесторов,  но инвестор обязан  построить социальные объекты, иначе у него возникнут трудности со сдачей жилья. Это осознанная московская политика. Инвесторы сегодня заинтересованы в том, чтобы образовательные  организации на территории, где они строят  жилье, были хорошими, они стали понимать, что это  увеличивает стоимость жилья.На недавней пресс-конференции в Департаменте образования мне задали вопрос о том, как я, уроженец Зауралья, могу оценивать потенциал системы образования ТиНАО и считаю ли, что модель образования, выстраиваемая в этих двух округах и охватывающая сельские, поселковые, городские образовательные учреждения,  может тиражироваться в регионах России. Журналисты спросили еще и о том, имело бы смысл сделать ТиНАО большой экспериментальной площадкой России, тем более что Москва вкладывают сюда немалые средства. Система московского образования принципиально открыта для всех и всегда работает в режиме открытости на всю Россию. Но правота есть в той части, что у Москвы не было, до того как к ней присоединилась Новая Москва,  опыта включения в свое образовательное  пространство тех школ, которые  вчера были сельскими, малокомплектными, но сейчас этот опыт уже появился.  Есть универсальные управленческие решения, которые могут быть реализованы. Мы их ни от кого не скрываем, надеюсь, что в рамках межрегионального сотрудничества есть возможность транслировать опыт работы ТиНАО по всей России. Уникальность ситуации, может быть, состоит в том, что  школы на момент пришествия в Москву были очень разными. Если школа  №2083 стоит вровень с московскими школами, построенными в последние годы, с точки зрения архитектуры, оборудования,  в то же время есть школы, которые имеют очень слабую, запущенную  материальную базу. Точно так же у каждой школы своя судьба, сильные педагогические территории соседствуют со слабыми (я не боюсь этого слова), потому что люди работали и привыкли  находиться, не выходя, в своем замкнутом мирке. Задача и проблема состоит в том, чтобы выравнивание условий для ребенка состоялось.  Ребенок не виноват, что родился в Рогове,  Воронове или   Щербинке, он идет  учиться в московскую школу,  и мы, управленцы, должны  за ограниченное время сделать так, чтобы  эта школа соответствовала московским стандартам качества образования. При этом мы готовы делиться тем опытом, который нарабатывают  у нас в ТиНАО.Ольга МАРАСАНОВА, директор школы №2073 (поселение Вороновское):-  У нас уникальный образовательный комплекс. Если посмотреть на карту  Новой Москвы, то можно увидеть, что наше поселение находится  на самом краю. Сегодня в нашей школе три дошкольных отделения,  мы завершили   первый этап реорганизации, присоединяем  в настоящее время  образовательные организации  поселения Кленовское (школа №2074) и поселения Роговское (школа №2078). Мы уникальны своими традициями. Если говорить о земле Роговского, то  это земля, овеянная легендами. Именно там  генерал Милорадович дал  бой французам в 1812 году, там  расположен уникальный памятник, посвященный войне 1812 года, причем воздвигнутый в этом году. Именно там в годы Великой Отечественной войны  советская армия  дала серьезный отпор фашистам, и мы знаем, что там была так называемая  длинная высота в деревне Кузовлево, которая несколько раз в сутки переходила   то нашим войскам, то фашистам.  Наверное, поэтому у нас  есть мощная традиция: во всех образовательных учреждениях  нашего комплекса  очень сильно развито патриотическое воспитание, у нас есть поисковые отряды,  есть патриотическое объединение, в этом году на базе школы №2073 создан ресурсный центр по патриотической работе, который координирует деятельность по этому направлению всего Троицкого округа. Если говорить о поселении Вороново, то на устах  то, что там есть уникальная галерея, которая  называется второй Третьяковкой,  есть  санаторий, известный  храм, там жила  поэтесса пушкинской поры Растопчина. В поселении Кленовское находится  экспериментальное  хозяйство «Кленово-Чегодаево», с молочной продукцией которого знакома Москва, здесь родился знаменитый  педагог Каптерев, поэтому на базе  этой школы мы будем особенно развивать  научное направление. У нас  есть задатки, есть опыт, есть  желание трудиться. Я, конечно, соглашусь с тем, что наша самая большая проблема – это контингент  учащихся, мы живем далеко,  образовательные организации, присоединяемые к школе №2073, – это школы с низкой наполняемостью,  но в Кленовской школе на 1 сентября будет 340 учеников, в Роговской – 240,  то есть  прирост учеников все-таки есть, все не так грустно,  старая Москва едет к нам, несмотря на то что  строительство идет достаточно скудное, москвичи приобретают земли, селятся, учатся.  Соглашусь с тем, что  у нас нет права давать образование хуже, чем  его дают в старой Москве. Основная проблема у нас, безусловно, – это кадры,   привлечь кадры сложно,  наши коллективы в большей степени возрастные, но, наверное, в этом есть и плюс:  работают опытные педагоги, а реорганизация, которую мы ведем,  несомненно, дает возможность  создавать творческие группы, перераспределять и кадровый потенциал. Опытные учителя охотно делятся своим опытом, думаю, возложенные на нас обязательства  мы постараемся выполнить как можно быстрее, тем более что денег, которые выделяют, нам хватает теперь на все.Татьяна НАУМКИНА, директор школы №2083:-  Я представляю Рязановское поселение, в отличие от Вороновского мы находимся довольно близко  к Москве,  рядом со Щербинкой. Если посмотреть на наше поселение, то можно сказать, что по численности детей мы находимся на втором месте после  Московского, и у нас в ближайшее время будут учиться   более 4300 ребят. В нашем поселении идет бурное строительство, детей у нас много. Могу сказать по своему образовательному  комплексу №2083: в этом году, как и в прошлом, у нас пять первых классов, школа востребована, дети к нам идут с удовольствием. В других школах по три первых класса, что тоже хорошо. В Рязановском поселении до недавнего времени было 11 юридических лиц, сегодня нас четверо, приказ о реорганизации  уже есть, и в ближайшее время  это будет один образовательный комплекс – школа №2083. Чем мы интересны?  Наша школа №2083 до того всего один год просуществовала в Подольском районе,  третий год мы  будем  работать, входя уже в Москву.  Когда мы только вошли в Москву, я была на тогдашней пресс-конференции в Департаменте образования, и  меня спросили,  что я и мои коллеги ждем от вхождения в Москву, о чем  мечтаем. Я ответила: «Хочу, чтобы у меня было телевидение». Теперь в нашей школе появились и газета, и телевидение. И все это благодаря тем возможностям, которые у нас теперь есть. Я два года назад говорила об этом  гипотетически: да, наверное, когда-то  это будет. Сегодня мы смогли это сделать и материально,  и кадрово, что очень  хорошо.Прошло два года. Что сбылось, что не сбылось, какие задачи мы перед собой ставим?  Главная задача – дать качественное образование не хуже, чем в старой Москве, к этому мы стремимся, к этому идем. Реально зарплата наших учителей выросла, если в Подольском районе у нашей школы как у школы-новостройки были серьезные проблемы с  кадрами, то сегодня у нас таких проблем нет.  В нашем поселении есть проблемы с воспитателями детских садов, но мы эти проблемы решаем, потому что  деньги, выделенные нашему комплексу, способствовали тому, что мы  подняли среднюю зарплату педагогических работников до 50 тысяч рублей, раньше у нас такого никогда не было. В нашей школе средний возраст педагогов  43 года, в других образовательных учреждениях выше – 46-47 лет.  У нас есть школы новые, но есть и школы с очень большой историей – 147-й выпуск сделала в этом году школа №2080, можно себе представить,  когда ее создавали! И традиции, и новаторство  – все совмещается в нашем Рязановском поселении. Мы стараемся решать  кадровую проблему  привлечением молодых специалистов. Сегодня в школе №2083  количество молодых специалистов значительно выше, чем в других школах,  в этом году мы принимаем на работу еще двух, стараемся, чтобы в нашем коллективе были молодые талантливые кадры. Наверное, неплохой показатель – количество мужчин в образовательном учреждении,  если тогда, когда наша школа только входила в строй, у нас было  5, то сегодня их уже 12.  Я думаю, в ближайшее время этот показатель  возрастет, мы привлечем в наш комплекс еще больше мужчин. Такой системы повышения квалификации, какая создана сейчас,  до этого у нас не было.  Приведу пример по своему комплексу. Наши учителя английского языка проходили повышение квалификации под эгидой Департамента образования.  МГПУ  провел конкурс учителей английского языка, из моего комплекса  №2083 три учителя  стали победителями, сейчас двое из них находятся в Великобритании, а один собирается туда поехать на стажировку. Два учителя из школы  №2082  тоже собираются на стажировку в Великобританию, такого у нас до того тоже не было. Замечательно, великолепно! Я, как руководитель, в этом году благодаря  позиции окружного управления ТинАО и его руководителя Алексея Александрова  (директора должны очень интенсивно учиться!)  побывала на стажировке в  Германии и Гонконге. Могу сказать: представление об образовании меняется коренным образом, настолько много впитываешь, настолько  много понимаешь и, самое главное, видишь лучшее в нашем образовании, в образовании за границей, что хочешь все это применить реально у себя на территории. Так что много возможностей открывается, и мы их реализуем.Продолжение темы на стр. 8-9Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского  экспертно-консультативного  совета родительской общественности:-  На пресс-конференции в Департаменте образования, посвященной подготовке к новому учебному году образовательных организаций ТиНАО, один из журналистов спросил, собирают ли школы деньги с родительских комитетов на ремонт и благоустройство территорий или хотя бы на что-то к 1 сентября. Уж на что на что, а на ремонты  бюджет столицы выделяет более чем достаточно. Могу сказать это с полным основанием, так как Московский городской экспертно-консультативный совет родительской общественности проверяет качество ремонта,  проводимого по всей Москве. Могу сказать, что  бюджетных денег школам выделяют так много, что родительские средства могли бы составлять  всего лишь менее одного процента тех средств, которыми нынче обладают школы. Нынче не надо собирать деньги с родителей, но если они хотят все же оказать помощь школе, то у каждой теперь есть свой расчетный счет, и не нужно  затевать каких-то проблем со сбором наличных денег. Если кто-то пытается заставить родителей собирать наличные деньги, то  они могут обратиться в окружное управление образования, в Департамент образования и даже в правоохранительные органы.   Если  деньги все же собирают и об этом знают родители, то  есть «горячая линия» МРЭКС, электронная почта, все это для таких случаев, причем можно даже не указывать  фамилию и имя звонившего или написавшего. Важно одно:   не допустить  принудительного сбора денег с родителей. Алексей АЛЕКСАНДРОВ, начальник Управления образования Троицкого и Новомосковского округов:- Два года мы, работая, сравниваем свои результаты с результатами работы Зеленограда, потому что  этот округ – инициатор многих  пилотных проектов, позволяющих вывести образовательные учреждения на новый уровень. Это очень сложная работа, но она очень  интересная. Поэтому мы начали  сравнивать ТиНАО с точки зрения  количественных показателей, а дальше  будем это делать и с точки зрения качественных показателей.  В качественном отношении Зеленоград значительно опережает  образовательные учреждения ТиНАО, поэтому нам интересно  участвовать в  пилотных проектах, но с определенным акцентом – они должны быть проектами, рассчитанными на удаленные друг от друга  образовательные учреждения. На территории Зеленограда отрабатывают облачные технологии,  мы на эти облачные технологии тоже заявились, потому что  они очень удобны и выгодны. Стали работать над этим, и стала понятна ситуация с Интернетом: 23 учреждения ТиНАО при всем нашем желании  фактически не могут работать в системе облачных технологий, так как у них  нет  доступа к Интернету. А если не может работать даже одно учреждение, то вся система  рушится. Когда мы сравниваем себя с кем-то другим, становятся понятными те слабые места, которые у нас существуют, и  мы можем нацеливать  средства и  ресурсы на «расшивку» тех узких мест, которые обнаруживаем.За два года в ТиНАО существенно прибавилось новых жилых домов, дома на былых полях  действительно растут как грибы. Мы понимаем, что таким новым жилым районам нужны новые школы и детские сады.  По инициативе Департамента образования, который стал двигателем этого процесса, составлена адресная инвестиционная программа развития, которая учитывает комплексное развитие этих территорий, плюс подготовлено предложение в инвестиционную программу до 2018 года, которая учитывает перспективы развития новых территорий Москвы. В прошлом году мы получили школу на 1100 мест,  хотя я не рассчитывал, что до 1 сентября школа будет сдана в срок,  ее в срок сдали.  1 сентября в эту школу пришли триста с небольшим человек,  на конец года в ней было уже 900 человек.  Если мы планировали обойтись этой школой  на некоторую перспективу, скажем,  до 2016 года, то сейчас понимаем, что не обойдемся, так что рядом в 2016 году должна будет введена еще одна школа на 1100 мест.  Вообще должен сказать, что как только открывается школа или детский сад, они моментально  заполняются. Сейчас у нас в Новых Ватутинках  возводят новый большой микрорайон, мы открыли  там детский сад, а в этом году должна открыться школа тоже на 1100 мест. Я опять не очень верю, что это может случиться к 1 сентября,  но все меня уверяют, что она действительно откроется, 1100 человек уже туда записались. Это школа площадью  20500 квадратных метров, она самая большая на территории ТиНАО, в проекте этой школы есть даже учебная оранжерея, от чего в Москве все школы уже отказались из-за трудностей в эксплуатации. Раньше при школах были учебные хозяйства, оранжереи, парники, теперь их нет, а в ТиНАО будет даже две  оранжереи – одна летняя, другая зимняя. Неподалеку от этой школы есть две малокомплектные,  родителям мы предоставим все условия, чтобы их дети могли получать образование в новой школе.  Чем интересен этот эксперимент с использованием школьного автобуса и подвоза части детей из малокомплектных школ в новую большую школу?  Тем, что дети приезжают фактически на продленный день,  у школы возникает возможность  организовать продленный день по качественному обучению – то, что не смогли  учителя с детьми договорить на уроках,  провести интересные предметные кружки, тем самым  образовательные возможности для этих детей  будут гораздо более широкими и  интересными.  Мы определили для  себя задачи на новый учебный год. Одним из решений задачи повышения качества образования может стать создание экономических механизмов мотивации педагогических коллективов через участие школ в пилотном проекте при условии принятия школами обязательств по выполнению качественных показателей эффективности деятельности образовательных организаций. Эти показатели могут быть зафиксированы в государственных заданиях образовательным организациям одновременно с порядком контроля за их выполнением и мер воздействия в случае их недостижения. В 2013-2014 учебном году среди руководителей образовательных организаций ТиНАО на досрочную аттестацию вышли 4 директора, из них 2 директора прошли ее удовлетворительно, в августе 2014 года  ее проходят еще 5 руководителей образовательных организаций г. о. Щербинка и 1 руководитель  школы №2074 (пос. Кленовское). По итогам тестирования и согласования на Совете по подготовке решения о назначении на должность руководителя государственного общеобразовательного учреждения, подведомственного Департаменту образования,   назначены 6 новых руководителей образовательных организаций: школы  №2069 (пос. Мосрентген),  школы №2067 (пос. Воскресенское), школы №2070 (пос. Сосенское),  школы №1391(пос. Киевский), школы №2057 (пос. Кокошкино), школы №1788 (пос. Внуковское). В рамках подготовки к новому 2014-2015 учебному году городская дирекция в конце декабря 2013 года провела совместные торги на поставку:- специальной мебели – 2147 единиц, общая стоимость – 19,1 млн  руб.- дошкольной мебели – 3494 единицы, общая стоимость 9,14 млн  руб.;- ученической мебели – 5145 единиц, общая стоимость – 21,5 млн  руб.Общая стоимость контрактов составила 49,7 млн руб.Кроме этого, в 2013 году образовательным организациям ТиНАО были направлены целевые субсидии на приобретение оборудования и мебели для самостоятельного размещения заказа. Общая сумма заказа составила 53,1 млн руб.  Общая сумма финансирования на проведение капитального, текущего ремонтов, благоустройства, работ по социальной интеграции инвалидов за 2012-2014 годы составила 1427 млн руб., в том числе:- 2012 год – 455 млн руб.,- 2013 год – 620 млн руб.,- 2014 год – 352 млн руб. К новому 2014-2015 учебному году Департамент образования обеспечит дополнительную поставку учебной литературы в количестве более 17 тыс. экз.Мы выработали предложения по повышению качества образования и пути их реализации в новом учебном году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте