search
main
0

Тимур и его команда – пример для Америки

Василий ПРОХОРОВ, заместитель председателя Московского совета ветеранов: – У московских ветеранов есть потребность в дальнейшем совершенствовании взаимодействия между системой образования и московскими городскими организациями для повышения роли школьных музеев в патриотическом и гражданском воспитании молодежи. Эту необходимость подсказывает сама жизнь. За последние двадцать лет произошли серьезные изменения в социально-экономической и духовной жизни нашего общества, которые негативно отразились на наименее защищенной его части – молодежи. В сознании и поведении некоторых молодых людей стали проявляться такие негативные черты, как эгоизм, стремление к наживе, неуважительное отношение к старшему поколению, к человеку труда, стало утрачиваться чувство ответственности за свои поступки, чувство долга перед семьей, коллективом, обществом. Мы знаем из истории, что Россия переживала немало трудных периодов, но во времена Петра Первого к нам ехали голландцы и шведы, при Елизавете и Екатерине Второй – немцы и французы, после Октябрьской революции и Гражданской войны к нам приезжали американские и европейские специалисты. И все не только потому, что у нас им хорошо платили, их привлекала прежде высокая человеческая духовность граждан нашей страны, устремленность в будущее, амбициозность, как сегодня говорят, планов нашего развития.

Во время Великой Отечественной войны сотни тысяч молодых ребят – сверстников сегодняшних школьников добровольно шли на призывные пункты, в военкоматы, прибавляли себе годы, чтобы их взяли в Красную Армию. Разве палочная дисциплина толкала их на это, как говорят нынче некоторые «умные» головы? Нет, ими двигала высокая, воспитанная всем образом нашей жизни, убежденная, сознательная любовь к своей Родине.

Если мы, ныне живущие, хотим видеть свою страну развитой и уважаемой державой, то тогда во всей просветительной и воспитательной работе должны использовать все лучшее, передовое из того, что было и что есть в нашей истории. Незаменимую роль в воспитательном процессе учащейся молодежи, конечно, играют музеи в образовательных учреждениях как центры воспитания гражданина и патриота. Наши ветеранские организации имеют в этой работе очень хороший потенциал. В Москве есть организации ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации, Вооруженных сил и правоохранительных органов, ветеранов центральных аппаратов министерств и ведомств, большая – двадцатитысячная – организация ветеранов педагогического труда. Их участие в воспитательном процессе просто незаменимо.

За последние годы накоплен большой положительный опыт плодотворной работы Московского городского совета ветеранов и ветеранских организаций с Департаментом образования, с Центром гражданского и военно-патриотического воспитания, с Центром военно-патриотического и физкультурно-спортивного воспитания обучающихся и студентов, окружными управлениями образования и руководителями образовательных учреждений по созданию музеев и организации их работы. Только за 2007 год создано более 100 новых школьных музеев. Среди них – музей Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, музей Героя Советского Союза разведчика Рихарда Зорге, музей создателей ядерного щита нашей Родины и многие другие музеи. В целом в Москве создан и успешно работает 1171 музей, в том числе 73 – в вузах, 63 – на предприятиях и учреждениях, 11 – в министерствах и ведомствах. Это хорошо, но есть и некоторые неясные моменты.

Московский городской совет получил несколько писем от директоров школ, от руководителей органов управления образованием и ветеранских организаций с просьбой оказать финансовую помощь в создании новых музеев. Мы полагаем, что создание музеев, а также их реконструкция, ремонт не входят в наши обязанности как общественной организации, все это дело государственных органов. Но мы принимаем участие в накоплении в музеях документальных материалов, экспонатов, книг, в создании музейных советов и организации их воспитательной деятельности. Московский городской совет в 2004-2007 годах оказал помощь 137 музеям образовательных учреждений на общую сумму 4 миллиона рублей. В школьные музеи были переданы комплекты плакатов о Великой Отечественной войне, комплекты материалов о полководцах, видеокассеты и диски, мемуарная художественная и другая литература патриотического содержания. Это без учета той помощи, которую оказывают музеям окружные и районные советы ветеранов, первичные ветеранские организации и отдельные ветераны по пополнению фондов школьных музеев экспонатами, по оформлению стендов. Важно только, чтобы все это использовалось и доходило до учащихся, приносило пользу.

Наши ветераны работают руководителями музеев, консультантами, лекторами, проводят Уроки мужества, встречи и беседы с учащимися. Только в День знаний московские школы посещают свыше 4 тысяч ветеранов, более двух тысяч ветеранов выступают на митингах и Уроках мужества. Например, в школе №960 СВАО создан музей морской пограничной славы, который стал центром патриотического воспитания школьников. Используя возможности музея, педагогический коллектив этой школы с участием ветеранов формирует у ребят патриотическое отношение к Отечеству, к его истории, гражданскую позицию. В этой школе на базе музея работает военно-патриотический клуб «Гангут», в котором школьникам прививают интерес к флотскому труду, военной службе, любовь к Родине и гордость за героическую историю российского флота. Руководит этим клубом капитан первого ранга в отставке, кандидат исторических наук наш ветеран Кокулин. В школе №141 САО более сорока лет работает музей Героя Советского Союза Рихарда Зорге, и все эти годы им руководит большой энтузиаст, ветеран педагогического труда Валентина Николаевна Стромская. В музее проводится большая историко-исследовательская работа с охватом большого числа учащихся и ветеранов, там создано и вот уже несколько лет действует движение юных зорговцев. Интересный пример – работа в школе №1115 ЮЗАО: усилиями ветерана Павла Андреевича Павлова-Рослякова был создан музей Боевой славы Российской армии. На базе этого музея действует военно-патриотический клуб «Прорыв», в составе которого ребята ежегодно отправляются в поисковые экспедиции по местам боев Великой Отечественной войны. При участии курсантов этого клуба найдены и захоронены останки более пяти тысяч бойцов и командиров Красной Армии, погибших при защите столицы. За эту работу 15 курсантов клуба награждены правительственными наградами. Руками учащихся этого клуба собрано большое количество экспонатов, но поскольку помещение для музея маленькое, клуб передает наиболее ценные экспонаты в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе и в Музей Вооруженных сил РФ. То есть можно сказать, что курсанты этого клуба – ученики школы, активисты музея, выполняют государственную задачу на общественных началах.

Во многих школьных музеях практикуется подготовка экскурсоводов из числа старшеклассников. Они проводят экскурсии не только с группами своих сверстников, но и с группами ветеранов, посещающих музей, и даже с иностранными делегациями, ведя рассказ на иностранном языке, как это давно делают, скажем, в той же школе №141. Это способствует не только лучшему усвоению предмета самими экскурсоводами, но и более быстрому их взрослению. На базе школьных музеев успешно действуют детские объединения по интересам: секции и кружки, военно-патриотические клубы, поисковые отряды и клубы. Например, в ЦАО из 160 музеев на базе 30 созданы и работают 26 военно-исторических и военно-патриотических клубов и 9 поисковых объединений. Во многих школах столицы учащиеся и активисты музеев развивают тимуровское движение, учащиеся вручают подарки и поздравляют с праздниками на дому лежачих ветеранов войны и труда, навещают их в госпиталях. Это добрая и гуманная акция в большинстве случаев называется «Адресная помощь ветеранам», «Помоги ветерану!», «Сумка добрых дел» и так далее. Видимо, взрослые организаторы стесняются называть это движение тимуровским, а американцы не стесняются: у них сейчас развивается среди молодежи так называемое «Движение малых дел». Они перевели наш фильм «Тимур и его команда» на английский язык и показывают в кинотеатрах и по телевидению.

Но, несмотря на имеющиеся достижения в развитии школьных музеев, есть и много нерешенных проблем. В директивных документах органов управления образованием нет четких рекомендаций о создании музеев патриотической направленности как центров патриотического воспитания учащихся. Как следствие этого – создание таких музеев в значительной степени зависит от личной инициативы директоров школ, от их готовности взять на себя заботу об еще одном структурном подразделении. В Москве наряду с территориальными ветеранскими организациями, работающими с музеями, действует немалое количество профессиональных ветеранских организаций, также участвующих в работе музеев, но взаимодействие между ними нуждается в дополнительной координации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте